Личность и общество в переходный период

С эффектом выученной беспомощности связан и так назы­ваемый пролонгированный инфантилизм (т.е. затянувшееся детст­во), который проявляется прежде всего в боязни ответственно­сти и в бегстве от нее, в стремлении переложить ее на другого, передать как эстафетную палочку. Неизбежным следствием та­ких жизненных установок являются громкие требования соци­альной защиты и надежды не на собственные силы, а на по­мощь со стороны государства.

Оборотной стороной двух этих комплексов: выученной бес­помощности и пролонгированного инфантилизма — выступает паразитическая новация. Как тип поведения паразитическая но­вация основана на стремлении «перехитрить государство и об­дурить систему», т.е. достигать своих целей вопреки, а не бла­годаря системе. Такое поведение является своеобразным спосо­бом восстановления социальной справедливости путем «мести» властям, постоянно обманывающим население, и незаконной, но все-таки компенсацией за понесенные потери или за не­осуществившиеся возможности — реальные или гипотетиче­ские.

Самая общая характеристика современного российского общества — это ценностная и практическая переориентация: в области экономики - от планового хозяйства с единой госу­дарственной формой собственности к рыночным отношениям, в области политики — от авторитаризма к демократии, в ду­ховной области — от приоритета классовых ценностей к цен­ностям общечеловеческим. Период, в котором мы сейчас нахо­димся, принято называть переходным. Это особое и качествен­но самостоятельное состояние социальной системы, которое отличается нестабильностью, кризисными явлениями, слабой управляемостью, снижением эффективности социального регу­лирования, возникновением разного рода альтернативных структур.

Постоянное нарушение баланса интересов создает у инди­вида ощущение, что его социальная защищенность уменьшает­ся, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая — усиление ориентации на индивидуаль­ную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание («каждый сам за себя, один Бог за всех»). Вторая — усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных. Третья — усиление стихийного процесса соци­ального сравнения, в результате чего возникают особенно аг­рессивные типы поведения. В их основе лежит не столько аб­солютное ухудшение собственного положения, сколько оцени­ваемое как несправедливое, незаслуженное улучшение положе­ния других.

Стремительно изменившаяся ситуация в нашей стране ста­вит перед человеком задачи, к решению которых его не готови­ли ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обла­дая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность к построе­нию альтернатив жизненного выбора и готовность к наиболь­шему числу вариантов развития событий, когнитивный плюра­лизм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабиль­ность прежней системы и породила те социальные деформа­ции, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

.

Тема 12: «Социологическое изучение общественного мнения»

План лекции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: