Тема: Роман Чарльза Диккенса «Торговый дом «Домби и сын»

Цель занятия: 1. Чтение ианализ романа Диккенса «Домби и сын» как произведения зрелого реализма; 2. Развитие навыков анализа художественного текста.

Студент должен

знать:

- особенности реалистической школы в европейской литературе;

- своеобразие литературного метода Ч. Диккенса;

уметь:

- выделять черты сходства и различия реализма в Англии и других европейских странах;

- анализировать романы Ч. Диккенса в историко-литературном контексте.

Вводные пояснения. Английский реализм Х1Х века представлен творчеством Ч.Диккенса (1812 – 1870). Диккенс – один из создателей социального реалистического романа в Англии. В мировую литературу он вошел также как блистательный юморист и сатирик. Будучи близок к своим предшественникам – Дефо, Филдингу, Смоллетту, Диккенс развивает традиции просветительского романа в новых условиях жизни Англии Х1Х столетия.Славу писателю принес его первый роман – «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). В процессе работы над романом Диккенс отказался от первоначального плана построения своего произведения как серии комических зарисовок и сцен. Роман приобретает определенную сюжетную линию, в основу которой положена история судебного процесса, возбужденного против мистера Пиквика его квартирной хозяйкой миссис Бардль. Пиквик на собственном опыте познает некоторые темные стороны жизни. В конце 1830-х годов выходят романы Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (1838) и «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839), в которых писатель углубляет критику буржуазного общества. В течение первого периода своего творчества Диккенс решает проблему героя, морального воздействия, возможности перевоспитания людей.

Роман «Домби и сын» (1848) относится ко второму периоду творчества Диккенса, когда ярко проявился его талант публициста и очеркиста. К этому периоду относятся также его «Рождественские рассказы» (1845). В последующие годы Диккенс пишет романы «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1850), «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857) и др. Последний период творчества Диккенса ознаменован созданием романов «Большие ожидания» (1861) и «Наш общий друг» (1864). До конца своего творческого пути писатель остается верен принципам реализма. Его произведения вошли в золотой фонд английской и мировой литературы.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа «Домби и сын» проследить судьбы и характеры членов семьи Домби. Какие отношения связывают мистера Домби с Флоренс, Эдит Домби, Каркером, сыном Полем? Каковы отношения этих персонажей друг с другом, с другими героями, с миром? Как они характеризуют этих героев? 2. Проследить процесс воспитания молодого человека на примере Поля Домби. Как влияет пребывание Поля в пансионе миссис Пипчин и в школе доктора Блимбера на формирование его личности? 3. Проследить развитие образа повествователя. Как он раскрывается благодаря сочетанию в нем лиризма, риторичности и дидактики? 4. Проследить развитие символических лейтмотивов в романе: образы моря и реки, образ железной дороги.

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Место романа «Домби и сын» в творческой биографии Диккенса. 2. Мой любимый роман Диккенса.

План занятия.

1. Система образов в романе:

а) образ мистера Домби как идейный и композиционный центр романа:

- особенности его личности и характера (гордость, уверенность во всемогуществе денег, душевная слепота);

- взаимоотношения с родственниками (своеобразие любви к сыну и причины нелюбви к дочери, «покупка» жены) и с подчиненными;

- финансовый крах и духовное прозрение Домби;

б) образ Флоренс;

в) образ Эдит Домби. Ее внутренняя драма, взаимоотношения с матерью, мужем, Флоренс, Каркером;

г) другие персонажи романа: миссис Пипчин, миссис Чик, Бегсток, миссис Скьютон, Тутс, Сьюзен, Уолтер, капитан Катль, миссис Тудль. Кому из них можно симпатизировать? Почему? Кто из них вызывает негативное отношение? Почему?

2. Картины жизни английского общества в романе:

а) воспитание Поля Домби, его пребывание в пансионе миссис Пипчин и школе доктора Блимбера;

б) быт и нравы богатой буржуазии, обедневшей аристократии, мелких торговцев, рабочих, обитателей лондонского дна.

3. Основные черты поэтики романа:

а) психологизм: психологическая функция портрета, описаний; роль детали в изображении внутреннего состояния героев;

б) символические лейтмотивы в романе: образы моря и реки, образ железной дороги;

в) образ повествователя, сочетание в нем лиризма, риторичности и дидактики;

г) комическое в романе: юмор, гротескные персонажи;

д) фольклорные истоки образности, сказочные мотивы в романе.

Литература

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С.216 – 232.

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший…»: Английский роман Х1Х века в его современном звучании. – М.: Художественная литература, 1990. – С.124 – 180.

История зарубежной литературы Х1Х века. В 2-х ч. / Под ред. Н.П.Михальской. Ч.2. – М.: Просвещение, 1991. – С.156 – 183.

Катарский И.М. Диккенс (Критико-биографический очерк). – М.: Гослитиздат, 1960.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: