Мы сделали первый шаг в материализации мечты с помо
щью «одного дня из моей жизни в будущем» и определили
ключевые ценности нашей «персональной корпорации» с
помощью «мемуарника». Следующий шаг — формулирова
ние личной миссии.
46 Глеб Архангельский. Тайм-драйв
Компания, решившая наладить стратегическое планирова
ние, обычно начинает это делать с формулирования миссии.
Кто-то из западных бизнес-консультантов хорошо сказал:
— Цели — это то, что мы берем от жизни, завоевываем,
получаем.
— Миссия — то, что мы отдаем, приносим в этот мир.
Вспомним изначальный смысл слова «миссионер» —
странный человек, который бросает насиженное место, се
мью, привычную работу и едет в далекую враждебную стра
ну бескорыстно нести идею, которая ему представляется
верной.
На Ломоносовском фарфоровом заводе на мой вопрос «Какая у вас
миссия?» топ-менеджеры попытались вспомнить формулировки,
а потом отослали меня к корпоративному сайту. Но миссия, напи
санная на сайте, - это еще не миссия. Миссия - это то, что осозна
ет и может ясно изложить любой сотрудник. На вопрос «Что будет,
если на завод упадет бомба? Изменится ли в мире что-нибудь прин
ципиально?» ответили сразу и четко: «Прервется уникальная куль
турная традиция императорского фарфора, заложенная еще в XVIII
веке Ломоносовым». «Так это и есть ваша миссия, и не нужно вспо
минать формулировки с сайта. Вы даете миру или стране то, чего
никто другой не может дать, - в этом и есть миссия». Обратите вни
мание: в мире много компаний и заводов, делающих хороший фар
фор. Но та культурная и производственная традиция, которую несет
Ломоносовский фарфоровый завод, никаким другим заводом вос
произведена быть не может.
Миссия — это в первую очередь ваша уникальность. Что
изменится в мире, если вас не будет? Что останется от вас,
когда все закончится?
Именно в силу такой постановки вопроса отвечать на него
удобно в форме эпитафии. Упражнение это не для слабонерв
ных. Попробуйте нарисовать красивый надгробный камень
и сочинить собственную эпитафию. «Иван Иванович Петров
родился... скончался... достигнув выдающихся высот в...
Безутешные родственники особенно любили его за...»
Цели: как приблизить мечты к реальности 47
Представьте, что какой-то человек прогуливается по клад
бищу. Остановится ли он у вашей могилы, заинтересуется
ли надписью на ней? Захочет ли прочитать ваши мемуары
или книгу о вас?
Мне очень нравится эпитафия одного из отцов-основателей амери
канской нации: «Здесь лежит Томас Джефферсон, автор американ
ской Декларации независимости, автор Закона о свободе вероис
поведания, отец-основатель Университета Вирджинии». То, что он
был еще и президентом Соединенных Штатов, Джефферсон не счел
нужным упомянуть. Занимал такую должность, много и других долж
ностей занимал - какая разница. Обратите внимание: упомянуты
вещи, которые он дал миру, которые до сих пор действуют и продол
жают его жизнь уже после смерти.
Если эпитафия представляется вам слишком жестким ме
тодом — сочините прощальную речь при вашем выходе на
пенсию. Смысл все тот же: очень кратко сформулировать,
«что же останется, когда все закончится».
Киев, компания «Кернел-трейд». Для одного из участников тренин
га группа сформулировала эпитафию так: «Нес радость людям, дал
жизнь замечательным детям, создал предпринимательскую динас
тию». Интересно было наблюдать за работой группы. «Ну как, пи
шем «умер лучшим продавцом подсолнечного масла»?» - «Я не хочу
умереть лучшим продавцом подсолнечного масла!» - «А кем же ты
хочешь умереть?» - «Создателем бизнеса, и не простого, а как Ло
моносовский фарфоровый завод - с традицией, преемственнос
тью». Яркий пример того, как из суеты текущих дел эпитафия помо
гает прояснить реальные долгосрочные желания.
Участник открытого семинара в Новосибирске, бизнес-тренер
Роман Крылов с помощью группы сформулировал свою миссию
следующим образом: «Поднять престиж профессии бизнес-тренера,
сделать так, чтобы моя семья гордилась мной и мои партнеры с мо
ей помощью развивали свой персонал и добивались эксклюзивных
финансовых результатов. Достигнуть этого, став лучшим в стране
бизнес-тренером по продажам, используя мое системное мышле
ние, уникальные тренинговые разработки, эксклюзивные автор
ские издания, эффективные технологии управления временем».
48 Глеб Архангельский. Тайм-драйв