ТМ-факты


В дискуссиях на Improvement.ru и ТМ-клубах часто прихо­


дится слышать «Тайм-менеджмент — это просто инстру­


мент». Что ж, можно воспринимать эту технологию и как


простой набор отверток, некоторые из которых стоит достать


из чемоданчика при появлении проблемы нехватки времени.


Но это — уровень акробатов из приведенного выше при­


мера, уровень оттачивания техник и приемов. Следующий


уровень мастерства — мыслить, «как спецназ». Принять,


что ТМ — не только инструмент, но еще и идеология, некий


новый «угол зрения» на окружающую реальность.


Для сравнения вспомним
искусства.


Все техники — лишь реализация некоторых мировоззрен­


ческих установок. Или возьмем, например, монашеские


аскетические практики и богослужение. Также очень де­


тально проработанные предметные области, со множеством


техник, приемов, алгоритмов. Типикон, т.е. богослужебный


устав, или Добротолюбие, сборник наставлений для мона­


хов — системы не менее сложные, разносторонние и глубоко



проработанные, чем Гражданский кодекс. Но отнимите


дух — и техники потеряют всякий смысл, станут не просто


бесполезны, но и вредны.


Большинство часто звучащих сомнений относительно


тайм-менеджмента, например, «засушит и обесчеловечит»,


«повредит человеческим взаимоотношениям», «несовместим


с творчеством» и т.д. — как раз предостережение об опаснос­


ти техник, примененных без понимания духа методологии.


Что ж, ножом можно порезаться, а вилкой — уколоться, но


это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно


обращаться с инструментами. В том числе — с идеологиями


и методологиями.


В основе идеологии тайм-менеджмента, как я ее понимаю,


лежат простые факты и аксиомы:


Жизнь дана человеку один раз. Версии с переселением


душ мне кажутся неубедительными. В атеистической


версии восприятия реальности факт единственности


жизни означает, что хочется прожить ее так, чтобы


потом не было «мучительно больно» и жалко поте­


рянного времени. Религиозная версия о вечной жизни,


качество которой напрямую зависит от того, как прожил


земную (эту версию лично я считаю наиболее достовер­


ной), — заставляет относиться к единственной земной


жизни еще более внимательно и вдумчиво.


Времяэто материал, из которого «сделана жизнь».


Любой другой ресурс в ходе жизни может теряться и


приобретаться. Время только тратится, и времени не


уж много, те самые

все мы «даже не миллионеры».


тысяч часов, в которых


Время и поступки человека в немнеобратимы. Сде­


ланное можно переосмыслить, иногда — исправить,


верующий может покаяться, но никто не может сде­


ланный поступок вернуть. В науке эта необратимость



времени
осмыслена только в XX веке, в синер­


гетике. В философии она уже тысячелетия приводит


в священный трепет лучших представителей рода


человеческого.


Эти простые факты лично мне, например, не дают ос­


таваться спокойным при слове «Время». И уж тем более —


поставить «методологию взаимоотношений человека с Вре­


менем» в один ряд с какими-нибудь «навыками презента­


ций» или «техниками делегирования». Это уровни бытия,


несопоставимые по мировоззренческой значимости.


Дальше появляется организация времени. Это наиболее


корректный термин для описания «технологии работы с


Временем». Управление временем — термин не вполне кор­


ректный (хотя и удобный), управлять временем нельзя. Ор­


ганизовывать время — можно. Как мы можем организовать


пространство с помощью расположения и движения пред­


метов, так мы можем организовать время расположением и


движением дел и поступков. «Тайм-менеджмент» и «управ­


ление временем» я применяю исключительно для краткости


и разнообразия. Под «организацией времени» предлагаю


понимать весь комплекс вопросов о взаимоотношениях че­


ловека и Времени, а именно:


— «Как идти» быстро и грамотно, не переутомляясь в


пути — эффективность.


— «Куда идти», как выбирать цели — стратегия.


— «Зачем идти», как осознавать и «выкристаллизовывать»


свои ценности — философия.


Эту последовательность я называю «ТМ-лестницей», пос­


кольку человек обычно начинает свое знакомство с орга­


низацией времени с вопросов эффективности, техники; но


через некоторое время приходит к вопросам идеологическим


и философским.



Предметную область «организация времени», соответс­


твенно, я делю на три уровня: технологический, стратеги­


ческий и мировоззренческий (философский). Разумной ор­


ганизацией времени я считаю такую, в которой все эти три


уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности


влияют на стратегию и технику, события на техническом и


стратегическом уровнях дают материал для переосмысления


и корректировки ценностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: