В дискуссиях на Improvement.ru и ТМ-клубах часто прихо
дится слышать «Тайм-менеджмент — это просто инстру
мент». Что ж, можно воспринимать эту технологию и как
простой набор отверток, некоторые из которых стоит достать
из чемоданчика при появлении проблемы нехватки времени.
Но это — уровень акробатов из приведенного выше при
мера, уровень оттачивания техник и приемов. Следующий
уровень мастерства — мыслить, «как спецназ». Принять,
что ТМ — не только инструмент, но еще и идеология, некий
новый «угол зрения» на окружающую реальность.
Для сравнения вспомним
искусства.
Все техники — лишь реализация некоторых мировоззрен
ческих установок. Или возьмем, например, монашеские
аскетические практики и богослужение. Также очень де
тально проработанные предметные области, со множеством
техник, приемов, алгоритмов. Типикон, т.е. богослужебный
устав, или Добротолюбие, сборник наставлений для мона
хов — системы не менее сложные, разносторонние и глубоко
проработанные, чем Гражданский кодекс. Но отнимите
дух — и техники потеряют всякий смысл, станут не просто
бесполезны, но и вредны.
Большинство часто звучащих сомнений относительно
тайм-менеджмента, например, «засушит и обесчеловечит»,
«повредит человеческим взаимоотношениям», «несовместим
с творчеством» и т.д. — как раз предостережение об опаснос
ти техник, примененных без понимания духа методологии.
Что ж, ножом можно порезаться, а вилкой — уколоться, но
это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно
обращаться с инструментами. В том числе — с идеологиями
и методологиями.
В основе идеологии тайм-менеджмента, как я ее понимаю,
лежат простые факты и аксиомы:
— Жизнь дана человеку один раз. Версии с переселением
душ мне кажутся неубедительными. В атеистической
версии восприятия реальности факт единственности
жизни означает, что хочется прожить ее так, чтобы
потом не было «мучительно больно» и жалко поте
рянного времени. Религиозная версия о вечной жизни,
качество которой напрямую зависит от того, как прожил
земную (эту версию лично я считаю наиболее достовер
ной), — заставляет относиться к единственной земной
жизни еще более внимательно и вдумчиво.
— Время — это материал, из которого «сделана жизнь».
Любой другой ресурс в ходе жизни может теряться и
приобретаться. Время только тратится, и времени не
уж много, те самые
все мы «даже не миллионеры».
тысяч часов, в которых
— Время и поступки человека в нем — необратимы. Сде
ланное можно переосмыслить, иногда — исправить,
верующий может покаяться, но никто не может сде
ланный поступок вернуть. В науке эта необратимость
времени
осмыслена только в XX веке, в синер
гетике. В философии она уже тысячелетия приводит
в священный трепет лучших представителей рода
человеческого.
Эти простые факты лично мне, например, не дают ос
таваться спокойным при слове «Время». И уж тем более —
поставить «методологию взаимоотношений человека с Вре
менем» в один ряд с какими-нибудь «навыками презента
ций» или «техниками делегирования». Это уровни бытия,
несопоставимые по мировоззренческой значимости.
Дальше появляется организация времени. Это наиболее
корректный термин для описания «технологии работы с
Временем». Управление временем — термин не вполне кор
ректный (хотя и удобный), управлять временем нельзя. Ор
ганизовывать время — можно. Как мы можем организовать
пространство с помощью расположения и движения пред
метов, так мы можем организовать время расположением и
движением дел и поступков. «Тайм-менеджмент» и «управ
ление временем» я применяю исключительно для краткости
и разнообразия. Под «организацией времени» предлагаю
понимать весь комплекс вопросов о взаимоотношениях че
ловека и Времени, а именно:
— «Как идти» быстро и грамотно, не переутомляясь в
пути — эффективность.
— «Куда идти», как выбирать цели — стратегия.
— «Зачем идти», как осознавать и «выкристаллизовывать»
свои ценности — философия.
Эту последовательность я называю «ТМ-лестницей», пос
кольку человек обычно начинает свое знакомство с орга
низацией времени с вопросов эффективности, техники; но
через некоторое время приходит к вопросам идеологическим
и философским.
Предметную область «организация времени», соответс
твенно, я делю на три уровня: технологический, стратеги
ческий и мировоззренческий (философский). Разумной ор
ганизацией времени я считаю такую, в которой все эти три
уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности
влияют на стратегию и технику, события на техническом и
стратегическом уровнях дают материал для переосмысления
и корректировки ценностей.