Общие ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

Мурманск

Составитель – Воронин Алексей Викторович, докт. истор. наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Мурманского государственного технического университета. Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой теории и истории государства и права 24 сентября 2013 г., протокол № 1 Рецензент – Гайнутдинов Равиль Камилевич, докт.юрид. наук и зав. кафедрой теории и истории государства и права Мурманского государственного технического университета. Электронное издание подготовлено в авторской редакции Мурманский государственный технический университет 183010, Мурманск, ул. Спортивная д. 13 тел. (8152) 25-40-72 Уч.-изд. л. Заказ Мурманский государственный технический университет, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие организационно-методические указания……………… 3-4
2. Содержание учебной дисциплины……………………………… 4-8
3. Список рекомендуемой литературы…………………………… 8-10
4. Методические указания к написанию контрольных работ…. 10-11
5. Темы контрольных работ…………………………………………  
6. Контрольные вопросы к экзамену……………………………… 13-14

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного 4 мая 2010 г. № 464.

2. Процесс изучения дисциплины «История отечественного государства и права» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»:

а) общекультурных (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовое акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

в педагогической деятельности:

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

3. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; особенности конституционного строя, правового положения граждан форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, трудового права, экологического права, земельного права, финансового права, налогового права, предпринимательского права, права социального обеспечения, международного права, международного частного права.

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов.

Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и юридических правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

4. Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентов (курсантам) для изучения данной дисциплины:

1. Отечественная история

2. Всемирная история (история мировых цивилизаций).

3. Обществознание

Содержание учебной дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

Таблица 1

№ п/п Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки Компетенции раздела (модуля)
Лекции ПР ЛР СР ИР
               
  Модуль 1. Государство и право вIХ – ХVII вв.       ОК-1-9 ПК- 1-2 ПК-14 ПК-17-19
1. Введение. Предмет отечественного государства и права    
2. Становление Древнерусского государства и права (VIII – XII вв.)    
3. Удельный период древнерусского государства и права (XII – XV вв.)  
4. Московское царство и его правовая система (XVI – XVII вв.)  
  Модуль 2. Государственно-правовая система Российской империи периода абсолютизма (ХVIII - середина XIX вв.)       ОК-1-9 ПК- 1-2 ПК-14 ПК-17-19
5. Реформы Петра Великого    
6. Эпоха «просвещенного абсолютизма» (2-я половина XVIII – 1-я половина XIX вв.).    
  Итого за 1 семестр:        
  Модуль 3. Государственно-правовая система Российской империи в середине XIX в. – 1917 г.       ОК-1-9 ПК-1-6 ПК-8-9 ПК-12 ПК-14-15 ПК-17-19
7. Реформы 1860 – 1870-х гг.    
8. Политико-юридическая система пореформенной России. Формирование российского общества  
9. Российское государство и право в период думской монархии (1905 – 1917 гг.)      
10. Российское государство и право в условиях февральского этапа революции (февраль – октябрь 1917 г.)  
  Модуль 4. Государство и право в СССР (1921 – 1991). Формирование новой российской государственности       ОК-1-9 ПК-1-6 ПК-8-9 ПК-12 ПК-14-15 ПК-17-19
11. Становление советской политико-правовой системы (1917 – 1921 гг.)    
12. Развитие советской политико-правовой системы (1921 – первая половина 1950-х гг.)    
13. Советское государство и право в период кризиса (вторая половина 1950-х – 1991 гг.)    
14. Распад СССР и формирование новой российской государственности      
  Итого за 2 семестр:        
  ИТОГО:        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: