Мурманск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие организационно-методические указания……………… | 3-4 |
2. Содержание учебной дисциплины……………………………… | 4-8 |
3. Список рекомендуемой литературы…………………………… | 8-10 |
4. Методические указания к написанию контрольных работ…. | 10-11 |
5. Темы контрольных работ………………………………………… | |
6. Контрольные вопросы к экзамену……………………………… | 13-14 |
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
|
|
1. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного 4 мая 2010 г. № 464.
2. Процесс изучения дисциплины «История отечественного государства и права» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»:
а) общекультурных (ОК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
|
|
в правоприменительной деятельности:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовое акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);
3. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; особенности конституционного строя, правового положения граждан форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, трудового права, экологического права, земельного права, финансового права, налогового права, предпринимательского права, права социального обеспечения, международного права, международного частного права.
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов.
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и юридических правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
4. Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентов (курсантам) для изучения данной дисциплины:
1. Отечественная история
2. Всемирная история (история мировых цивилизаций).
|
|
3. Обществознание
Содержание учебной дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
Таблица 1
№ п/п | Содержание разделов (модулей), тем дисциплины | Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки | Компетенции раздела (модуля) | ||||
Лекции | ПР | ЛР | СР | ИР | |||
Модуль 1. Государство и право вIХ – ХVII вв. | – | – | ОК-1-9 ПК- 1-2 ПК-14 ПК-17-19 | ||||
1. Введение. Предмет отечественного государства и права | – | – | – | ||||
2. Становление Древнерусского государства и права (VIII – XII вв.) | – | – | – | ||||
3. Удельный период древнерусского государства и права (XII – XV вв.) | – | – | – | – | |||
4. Московское царство и его правовая система (XVI – XVII вв.) | – | – | – | – | |||
Модуль 2. Государственно-правовая система Российской империи периода абсолютизма (ХVIII - середина XIX вв.) | – | – | ОК-1-9 ПК- 1-2 ПК-14 ПК-17-19 | ||||
5. Реформы Петра Великого | – | – | – | ||||
6. Эпоха «просвещенного абсолютизма» (2-я половина XVIII – 1-я половина XIX вв.). | – | – | – | ||||
Итого за 1 семестр: | – | – | |||||
Модуль 3. Государственно-правовая система Российской империи в середине XIX в. – 1917 г. | – | – | ОК-1-9 ПК-1-6 ПК-8-9 ПК-12 ПК-14-15 ПК-17-19 | ||||
7. Реформы 1860 – 1870-х гг. | – | – | – | ||||
8. Политико-юридическая система пореформенной России. Формирование российского общества | – | – | – | – | |||
9. Российское государство и право в период думской монархии (1905 – 1917 гг.) | – | – | |||||
10. Российское государство и право в условиях февральского этапа революции (февраль – октябрь 1917 г.) | – | – | – | – | |||
Модуль 4. Государство и право в СССР (1921 – 1991). Формирование новой российской государственности | – | – | ОК-1-9 ПК-1-6 ПК-8-9 ПК-12 ПК-14-15 ПК-17-19 | ||||
11. Становление советской политико-правовой системы (1917 – 1921 гг.) | – | – | – | ||||
12. Развитие советской политико-правовой системы (1921 – первая половина 1950-х гг.) | – | – | – | ||||
13. Советское государство и право в период кризиса (вторая половина 1950-х – 1991 гг.) | – | – | – | ||||
14. Распад СССР и формирование новой российской государственности | – | – | |||||
Итого за 2 семестр: | – | – | |||||
ИТОГО: | – | – |
|
|