Божественное и Манифестация

Любое существование – это Брахман, Атман и Ишвара, три имени для единой безымянной реальности, которая одна и существует. Мы будем давать этому единственному реальному существованию общее имя Бога, потому что мы в конечном счете находим его не как абстрактное состояние Существования, не осознающее себя, но как верховного и само-осознающего Единого, который существует, абсолютно – в самом Себе, бесконечно – в мире и с видимостью конечного в Его различных проявлениях в мире.

Бог, Сам по себе, вне всякой мировой манифестации или вне доступных пониманию связей с миром манифестации назван Паратпара Брахман, и является непознаваемым ни для анализирующего знания, ни для знания, которое синтетически постигает. Мы не можем говорить о Нем как о личности или как о безличности, существовании или не существовании, чистоте или не чистоте, Атмане или отрицании Атмана. Мы только можем сказать на каждую попытку определить Его, положительно или отрицательно, neti neti, ни то, ни то. Мы можем пройти в Паратпара Брахман, но мы не можем знать Паратпара Брахмана.

Бог в мире – это Брахман-Ишвара-Атман, Пракрити или Шакти и Джива. Это три элемента Его мироманифестации.

Единое и Множественное – оба являются вечными аспектами Абсолютного Парабрахмана, который Сам по себе, в некотором смысле, не является ни единым, ни множественным. Он находится за пределами единства и множественности в своей сущностной истине, как он находится за пределами всех других противоположностей, но ни единство, ни множественность, ни Единое, ни Множество не есть иллюзии, все они являются истинами Абсолюта, иначе они бы не могли иметь никакого существования и не смогли бы прийти к существованию. Мир – это проявление, манифестация, и именно абсолютный Парабрахман проявляется как Ишвара, как единое Вечное, но также Он проявляется множественным Единым в Дживе. Это создает в манифестации двойной аспект Бытия и Становления. Но становление не означает, что Бытие становится тем, чем оно никогда не было раньше или же, что оно прекращает быть своим вечным я; оно проявляет нечто, что уже есть в его существовании, истину, силу, аспект себя; только формы - преходящи и могут быть деформированы Неведением. Сама по себе Сила, которая подобным образом проявляет нечто, что есть в этом бытии, есть его Шакти, Майя, или Пракрити, три имени одной и той же вещи. Она называется Пракрити, когда её видят в её исключительном аспекте, как вырабатывающей манифестацию для Пуруши или Ишвары.

Рассматриваем ли мы душу, которая проявляется в теле, как частицу Божественного, поэтому и вечная, как и Божественное, что утверждается Гитой; либо как само Божественное в своем аспекте множественности, или как отдельное существо, зависящее от Божественного, как утверждают дуалисты; либо как иллюзорное само-совершенство души, подчиненное Майе, реальностью будет само Божественное, неделимое и всегда непроявленное, но одна вещь несомненна: то, что появляется как Джива, есть нечто нерожденное и вечное.

Я, которое мы должны сделать совершенным, не является ни чистым атманом, которой всегда совершенен, ни эго, которое является причиной несовершенства, но божественной само-манифестацией в движущемся потоке Природы. Существование – это композиция Пуруши и Пракрити: сознания, которое видит, и сознания, которое исполняет и придает форму тому, что мы видим. Одно - мы называем Душой, другое – Природой. Это является первым двойным термином, от которого наша Йога должна стартовать. Когда мы приступаем к тому, чтобы посмотреть внутрь, в нас самих, а не вовне,на внешний мир, и начинаем анализировать наше субъективное переживание, мы обнаруживаем, что в нашем существе есть две части, которые для любого проявления могут быть полностью отделены друг от друга: одна – сознание, которое безмолвно, пассивно и поддерживает, и другая –занятая, активная, созидательная и поддерживаемая. Пассивное и фундаментальное сознание – это Душа, Пуруша, Свидетель или Сакши; активное и внешнее сознание – это Природа, Пракрити, обрабатывающая и созидательная энергия Сакши. Но эти двое кажется сначала стоят порознь и отделены, как будто они безучастны друг к другу.

Пуруша – тихий и безмолвный свидетель всего того, что Пракрити изберет создать, не вмешивающийся в её работы, но только отражающий любые формы, имена и движения, которые она отбрасывает на чистое зеркало его вечного существования, и Пракрити - неугомонно созидательная, действующая, формирующая и осуществляющая вещи ради восторга Пуруши, составляют двойную систему Санькхъи. Но когда мы продолжаем анализировать их взаимоотношения и все больше и больше накапливать опыт нашей субъективной жизни, то мы обнаруживаем, что этот наблюдающий Пуруша на самом деле является властью. Что бы ни возжелал Пуруша увидеть, Пракрити, осознав это, имеет тенденцию сохранять это в его субъективном переживании или устанавливать это; если она чувствует в чем-либо его волю прекратить видеть это, то она имеет тенденцию отвергать и аннулировать это. С чем бы он в ней ни соглашался, она накладывает это на него, и он рад её превосходству и своему подчинению, но когда бы он ни настаивал на чем-либо, она должна в конечном счете подчиниться. Легко убедиться в истинности этого в нашем субъективном переживании, но этот первичный принцип вещей, как в конечном счете обнаруживает Йогин, определяет даже объективный феномен. Поэтому Пуруша и Пракрити являются не только Свидетелем и наблюдаемой Активностью, но Господином и его исполнительной энергией. Пуруша – это Ишвара, Пракрити – это Его шакти. Их игра друг с другом является одновременно и мотивом, и исполнительной силой всего существования во вселенной.

Божественное – это вечное Я и Дух; но Природа – это тоже вечная сила Я, вечное сознание-Сила Духа. Ум, жизнь и Материя – это силы того Могущества, энергии той Силы, субстанция того Духа, Дух и Материя не являются отдельными и противоположными творениями, но Материя сама по себе есть самотворение Духа.

Бытие и Становление – это единственное Единое. Единое не становится Многим, но Единое вечно является Многим, также как и Многое является извечно Единым.

Это через само-существующее знание ты узнаешь посредством супраментального знания через идентичность; проблема противоположностей, уловки философии, расколы Науки, фрагментарные подъемы Религии – это приспособления все еще невежественного сознания, [... ] ищущего знания.

Все существование едино в Реальности; многообразно в своем проявлении Реальности. Реальность – это Абсолют, дух, Я, Бытие, Единое Существование, которое является всем и находится везде, но которое также больше, чем все и нигде. Этот Единый может быть всем потому, что он не является чем-то особым, отдельным, исключительным, он может быть все-проникащим и вечным в своей сущности потому, что не связан Пространством и Временем. Он есть Единое, но также и Множественное, его множественности – это самовыражение, а не отрицание, не избыток, не разделение или фрагментация своего единства. Каждое бытие из-за своей множественности кажется является частью Единого, конечное Бесконечного, временный лик и временная форма Вечного; но в и позади этой видимости существует Реальность, и там каждый является сам по себе Единым, проявляющим что-то от себя, каждый является Бесконечным в конечном феномене себя, каждый является Вечным, играющим во Время. Но Время тоже вечно, Время есть вечность в протяженности и движении, поэтому каждый является в своей реальности вечным существованием Вечного, бесконечным Бесконечного, духом Единого духа, я Единого Я. Ибо Реальность находится за пределами наших противоположностей единого и множественного; её единство и её множество вечно присущи друг другу; и все же она не связана ни своим единством, ни своей множественностью, хотя и то и другое истинно, потому что они являются её характерными аспектами, - это есть Абсолют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: