ведачарья. "Знаток Вед". Почетный титул, присваиваемый обычно ученым брахманам (пандитам), теологам и другим знатокам санскрита и ведических писаний.
ведическо-агамический (ведийско-агамический). Опирающийся на авторитет и Вед, и Агам как двух типов шрути, священных богооткровенных писаний индуизма, представляющих собой два параллельных потока в единой традиции и истории. Различие между ведантой (ведической традицией) и сиддхантой (традицией Агам) традиционно описывается следующим образом. В то время как Веды описывают человека, взирающего на Бога, Агамы рисуют несколько иную картину, когда Бог Сам смотрит на человека, желая помочь ему. Примечателен тот факт, что Веды возвещены устами риши, а тексты Агам дарованы Богом или Богиней. См.: шрути.
вель (тамил.), шула (санскр.). "Копье". Символ божественной власти Господа Карт-тикейи как Владыки йоги и предводителя воинства дэвов.
ветти (тамил.). От санскритского вештана, "опоясывание". На хинди — дхоти. Длинный, некроеный кусок ткани, носимый наподобие юбки мужчинами на юге Индии и в Шри-Ланке. Существуют различные варианты ношения ветти.
вибхути. "Могущество; сила". Священный пепел, получаемый либо из просеянной золы (бхасмы), оставшейся после яджни, или агнихотры, либо приготовленный сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи. Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех шиваитов атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты и большинство смартистов) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы — трипундру, шиваитскую тилаку. Вибхути также символизирует сиддхи, мистические силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма. Третья часть Йога-сутры Патанджали, описывающая сиддхи, носит название Вибхути-пада. Для ви-ра -шиваитов вибхути является одной из восьми аваран. См.: тилака, трипундра, ашта-аварана, вира-шиваизм.
виваха. "Бракосочетание". Одна из самскар. См.: самскара.
Вивека-мартанда. Философский трактат шиваитской школы сиддха-сиддханта, приписываемый Горакшанатхе (ок. 900 г.).
Вивекананда, Свами (1863—1902). Ученик Шри Рамакришны, всю жизнь движимый горячей любовью к индуизму и миссионерским пылом. Наиболее примечательным из его деяний было кругосветное путешествие, во время которого он давал блестящие лекции в Европе и Америке, породившие уважение к индуизму. В Индии он основал Миссию Рамакришны, которая сегодня имеет более 100 центров по всему миру и около 1000 санньясинов. Ему, наряду с Тагором, Ауробиндо, Радхакришнаном и др., принадлежит заслуга инициирования современного возрождения индуизма. См.: джняна-йога, Рамакришна.
Вивека-чудамани. "Драгоценность различения". Известное произведение Шанка-ры (788— 820) о духовной дисциплине и различении между реальным и нереальным как пути к Богу.
Вигхнешвара. "Владыка препятствий". Имя Господа Ганеши, указывающее на Его власть устранять и создавать препятствия, чтобы вести души по правильному пути. См.: Ганеша.
видехамукти. "Освобождение, достигаемое вне тела". Избавление от перерождений через нирвикальпа-самадхи, достигнутое в момент смерти. См.: дживанмук-ти, кайвалья, мокша, нирвикальпа-самадхи.
Виджаянагар(а). "Город победы". Название города и последней индуистской империи, центр которой был расположен на территории современного штата Карнатака. Ее влияние простиралось до Малайи и Индонезии. Расцвет империи приходится на промежуток с 1336 по 1565 гг., после чего она начинает приходить в упадок под ударами мусульманских завоевателей. Огромное значение Виджаяна-гара состоит в том, что это государство предотвратило окончательное завоевание и опустошение юга Индии мусульманами.
виджнянамайя-коша. "Слой сознания". Ментальный или интуитивно-сознательный слой души. См.: душа, коша, ментальное тело.
видья. "Знание". От корня вид, "знать", от которого также образовано слово Веда. Силаи способность понимать высшие истины, обретаемая через обучение и медитацию как милость Бога и гуру. Противостоит авидье, неведению. См.: авидья.
Винаяка. "Устранитель". Имя Господа Ганеши как устранителя препятствий (иногда с добавлением впереди слова вигхна, "препятствие"). См.: Ганеша.
Винаяка Ахаваль (тамил.). "Гимн Винаяке". Знаменитая тамильская поэма-гимн в честь Ганеши, написанная в VIII-ом веке женщиной-святой Аувайяр.
Винаяка Вратам. 21-дневный праздник в честь Господа Ганеши, начинающийся в день полнолуния в ноябре-декабре. Важный праздник в Тамилнаде и у тамильской диаспоры. В храмах Ганеши проводятся особые пуджи, и преданные приносят обеты (врата) — например, посещать ежедневную пуджу или поститься, принимая пищу только один раз в день. См.: Винаяка.
вира-шиваизм. Другое название — лингаята-шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма. Стала распространенной благодаря Басаванне (XII в.). Имеет около 10 млн. последователей, в основном в индийском штате Карнатака. См. Приложение 2.
висарджана. "Отбытие; отделение". Ритуальная церемония отсоединения энергии (прана-шакти) присутствия Божества от почитавшегося в пудже образа (мурти). Важный элемент агамического ритуала. См.: Ганеша Чатуртхи.
витала. Область гнева и ненависти. Вторая чакра ниже муладхары, связанная со вторым астральным нижним миром, известном как Авичи ("безрадостный"), или Витала. См.: чакра, пока, нарака.
вишваграса. "Полное поглощение вселенной". Конечное погружение души в Шиву как итог ее духовной эволюции. Это представляет собой высшее единение тела индивидуальной души с телом Шивы, Парамешвары, в Шивалоке, где душа и была изначально порождена. При этом четыре внешние оболочки души — анна-майя-коша, пранамайя-коша, маномайя-коша и виджнянамайя-коша — прекращают существовать, а анандамайя-коша, тело самой души, погружается в Изначальную Душу, т. е. Шиву. См.: атман, эволюция души, самадхи, душа.
вишишта-адвайта. "Ограниченный недуализм". Ведантическая философия, недуалистическая в том смысле, что, согласно ей, предельная истина или реальность одна и души фактически являются частью Бога. "Ограниченность" же ее — в том, что души понимаются как полностью единые с Богом, но не тождественные. Этот полный союз — не совсем то же самое, что адвайтическое полное растворение в Боге. См.: веданта, шива-адвайта.
Вишну. "Всепронизывающий". Всевышний Бог вишнуитской религии. Бог как личностный Господь и Создатель, вселюбящая Божественная Личность, которая периодически воплощается и проживает полностью человеческую жизнь для восстановления дхармы, когда это необходимо. В шиваизме Вишну является одним из аспектов Шивы (Хранителем). См.: вишнуизм.
вишнуизм, вайшнавизм (санскр. вайшнава-дхарма). Одна из четырех основных деноминаций индуизма, к которой принадлежит около половины из миллиарда индуистов. Вишнуиты почитают Господа Вишну как личностного Бога, Его инкарнации и их спутниц. Учение об аватарах, особенно важное для вишнуизма, утверждает, что Бог периодически рождается как человек для восстановления в мире дхармы. Разные писания насчитывают 10, 22, 34 или больше аватар Вишну. Особо чтимыми аватарами являются Рама и Кришна. Последней аватарой будет Калки, возвестник золотого века на земле. Вишнуизм ставит личностный аспект Бога выше безличного и считает бхакти (преданность Богу) истинным путем к спасению. Цель вишнуита — достижение мукти, определяемого как блаженная вечная близость души к Богу в Вайкунтхе, раю. Из вишнуитских писаний важнейшими являются Вайшнава-агамы, Бхагавад-гита и Бхагавата-пурана (Шримад-Бхагаватам). Из древнейших школ можно назвать секты паньчаратра и бхагава-та. Пять главных современных школ (основанных между 1000 и 1500 гг.) происходят от Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки, Валлабхи и Чайтаньи. С философской точки зрения они занимают диапазон от чистого дуализма Мадхвы до возвышенного монистического видения Валлабхи.
вишуддха-чакра. "Крут чистоты". Пятая чакра. Центр божественной любви. См.: чакра.
внутреннее поклонение. Йога. Поклонение или контакт с Богом и богами больше через медитацию и созерцание, чем через внешний ритуал. Это путь йоги, предписанный чарья- и крия-падами. См.: йога, медитация, пада.
возлияние. Церемония жертвоприношения или предложения, выполняемая для Бога или гуру. См.: жертвоприношение, яджня.
врата: "Обет". Обещание, обязательство, часто — религиозного содержания: выполнять определенные практики (например, покаяние, пост, раздачу милостыни, повторение особых мантр, пуджу, хому или медитацию) на протяжении некоторого периода времени, пожизненно или по случаю праздника. Враты варьируют от простейших обещаний бытового характера до неотменимых клятв перед Богом, богами, гуру и общиной и имеют целью получение благословения или сиддхи. См.: санньяса-дикша, Винаяка-вратам.
вритти. "Водоворот". В йогической психологии — название колебаний сознания, волн ментальных действий (читта-вритти) мышления и восприятия. У Патан-джали в Йога-сутрах (1.2) сказано: "Йога есть ограничение (ниродха) ментальной деятельности (читта-вритти)". В обычном употреблении вритти означает: 1) ход действия, способ жизни; поведение; способ делать что-то; 2) модус бытия, природа, тип, характер. См.: раджа-йога.
Высшее "Я". См.: Самость.
Вьягхрапада (ок. 200 г. до н. э.). "Тигровая лапа". ИзвестныйсыМхаиз Нандинатха-сампрадайи, ученик Махарши Нандинатхи и соученик риши Тирумулара и Патан-джали. Совершил паломничество из Кашмира на юг и основал в Тамилнаде храм Шивы Чидамбарам. См.: Кайласа-парампара.
Вьякарана-веданга. Вспомогательные ведические тексты по санскритской грамматике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и риту-алами -яджня. Вьякарана буквально означает "разделение" или "разъяснение". Наиболее известный из вьякаранических трудов — Аштадхьяйи Панини (ок. 400 г. до н. э.) из 4000 сутр. В нем устанавливаются лингвистические стандарты классического санскрита. См.: Веданга.
Г
Гаятри. 1) Стихотворная форма, древний метр из 24 слогов, обычно группирующихся трижды по восемь слогов. От гайя, "песня". 2) Ведическая Гаятри-ман-тра, персонифицируемая как Богиня, мать четырех Вед.
Гаятри-мантра. 1) Известная ведическая мантра, используемая в пудже и для личного воспевания: Ом (бхур бхувах свах) татсавитур вареньям / бхарго дэвасья дхимахи / дхийо йо нах прачодаят ("[О божественные существа всех трех миров,] мы медитируем на величественном сиянии божественного Животворителя. Да просветит Он наши умы." — Ригведа, 3.62.10). Этот священный стих также называется Савитри-мантрой, поскольку он адресован Савитри, Солнцу как Создателю, и считается универсальной мистической формулой, настолько важной, что еще одно название этой мантры — Ведаматри, "Мать Вед". 2) Любая из класса специальных тантрических мантр-гаятри. Каждая посвящается конкретному божеству. Гаятри-мантра Шивы, например, звучит так: Трьямбакам яджамахе сугандхим пуштивардханам / урварукамива бандханан мритйормукшийя мамритат ("Мы преклоняемся перед благоуханным Трехглазым, несущим благо. Да освободимся мы от оков смерти, как огурец от своего стебля, ради бессмертия".). Это известный стих из Яджурведы (из раздела Рудранамака, или Шри-Руд-рам), считающийся важнейшей мантрой поклонения Шиве и использующийся во всех шиваитских ритуалах.
гана. "Множество, войско; большой отряд последователей или слуг" (обычно употребляется во множ. числе). Войско полубогов, слуг Господа Шивы, под надзором Господа Ганеши. См.: Ганапати, Ганеша.
Ганапати. "Предводитель ганов". Одно из имен Ганеши. См.: гана.
Ганапати-упанишад. Поздняя Упанишада, посвященная Господу Ганеше и не связанная ни с какой Ведой. Время составления неизвестно. Главное писание гана-патьев, малой индуистской секты, которая почитает Ганешу как Всевышнего Бога и наиболее распространена в индийском штате Махараштра.
ганачара. "Путь общности". Приверженность общине преданных. Один из пяти важнейших этических принципов вира-шиваизма. Также имя известного вира- шиваитского святого. См.: паньча-ачара, вира-шиваизм.
Ганг(а). Самая священная из индийских рек общей протяженностью 1557 миль, берущая исток в Гималаях чуть выше Хардвара, где она известна как Бхагиратха, и затем сливающаяся с подземной Сарасвати в районе Алаканады (с этого места она уже называется Гангой (в европейских языках — Ганг). Далее река течет на юго-восток, пересекая густонаселенную Гангскую равнину, сливаясь со своей сестрой Ямуной (Джамной) в Праяге (Аллахабаде) и впадая, наконец, в Бенгальский залив.
Ганди, Мохандас Карамчанд ("Махатма") (1869—1948). Индийский националист и индуистский политический активист, разработавший стратегию ненасильственного неподчинения, вынудившую христианскую Великобританию дать Индии независимость в 1947 г.
Гандхарваведа. "Наука музыки". Класс древних текстов по музыке, пению и танцам. Упаведа Самаведы. См.: Упаведа.
Ганеша. "Господь суждений", от ган, "считать, вычислять, думать", и Иша, Господь. Альтернативный перевод: "Владыка свиты (гана)", то же, что Ганапати. Он также — Господь препятствий (Вигхнешвара). Ганеша — махадэва, слоноликое божество, любимое и почитаемое индуистами всех сект за Его великую мудрость, к которому обращаются перед любым начинанием, поскольку Он знает все подробности кармы каждой души и совершенный путь дхармы, который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легко доступен. Господа Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати ("Господом молитвы"). См.: гана, Ганапати, Махадэва.
Ганеша Висарджана. "Отбытие Ганеши". Шествие, обычно происходящее на 11-й день праздника Ганеша-чатуртхи. В ходе шествия изготовленные специально для этого случая мурти Ганеши церемонно погружают в водоем и оставляют там для растворения. Это символизирует растворение Ганеши в океане сознания.
Ганеша Чатуртхи. День рождения Господа Ганеши, десятидневный праздник в августе-сентябре, кульминацией которого является зрелищное шествие, Ганеша Висарджана. Это время, когда все индуисты радуются и поклоняются вместе.
гарбхадхана. "Помещение зародыша". Одна из 10 важнейших самскар. Таинство освящения зачатия. См.: самскара.
гарбхагриха. "Внутреннее помещение". Святое святых индуистского агамического храма, где устанавливается важнейшая святыня (мурти или Шивалингам). Обычно это небольшое пещерообразное помещение без окон с единственным входом, куда могут входить лишь священнослужители. См.: храм.
Гаргья. Один из известных учеников садгуру Лакулиши. См.: Лакулиша.
Гаутама. 1) Основатель индуистской философской школы ньяя, автор Ньяя-сутр. 2) Будда (Сиддхартха Гаутама). См.: Будда, буддизм, шад-даршана.
Гималайская Академия (англ. Himalayan Academy). Просветительская и издательская организация Церкви шайва-сиддханты, основанная Садгуру Шивайей Суб-рамуниясвами в 1957 г. Цель "Академии" — служение индуизму во всем мире и распространение учений Санатана Дхармы посредством учебно-исследовательских программ, издания книг и других публикаций, в том числе ежемесячной газеты "Хиндуизм тудэй". См.: Субрамуниясвами, Хиндуизм тудэй.
го. Корова. Почитается индуистами как священное животное и как "одна из матерей человека". Также рассматривается как одно из проявлений Богини-Матери в аспекте богини земли.
гоминиды. От латинских слов hominis, "человек", и eidos, "вид". Биологическое семейство отряда приматов, включающее как ископаемого человека (питекантропа, синантропа и неандертальца), так и современных людей.
гопура(м). Башня при входе в южноиндийский храм, нередко весьма высокая и обильно украшенная статуями и орнаментом. См.: храм.
Горакшанатха (ок. 950 г.). Великий мастер сиддха-йоги из Аданатха-сампрадайи. Самый выдающийся гуру сиддха-сиддхантистского шиваизма. Путешествовал и провозглашал величие Шивы по всей северной Индии и в Непале, где его и его гуру, Матсьендранатху, до сих пор чтят. См.: сиддха-сиддханта, хатха-йога.
Горакшанатха-шиваизм. См.: сиддха-сиддханта.
Горакшапантха. "Путь Горакшанатхи". См.: сиддха-сиддханта.
Горакшашатака. Текст, принадлежащий Горакшанатхе. Как и Сиддха-сиддханта-прадипика, превозносит путь "йоги Шивы", т. е. хатха-кундалини-йоги, придающей особое значение контролю над телом и умом, пробуждению высших чакр и системы "нервов"- нади и. ставящей целью реализацию Абсолюта и утвержден -ность в сахасрара-чакре в совершенной тождественности с Шивой. См.: Горакшанатха, сиддха-сиддханта.
готра. "Коровник". Семейно-клановая линия, или субкаста, происходящая от какого-либо риши или садгуру и носящая его имя. Первоначально это слово означало несколько семей, пользующихся одним коровником. См.: каста, джати, вар-на-дхарма.
грантха. "Узел". Общепринятое в индуизме название для старинных книг (особенно манускриптов, написанных на пальмовых листьях), листы которых были скреплены особыми узлами и стержнями. К священным книгам индуисты всегда относятся с особым почтением, никогда не кладут их на пол, делая иногда даже предметом религиозного почитания в ходе пуджи. Грантха означает также один из древних видов письменности, распространенных в южной Индии. См.: олай, шастра.
грех. Намеренное нарушение божественного закона. Индуизм рассматривает грех не как преступление против Бога, но как акт, направленный против дхармы (морального порядка) и собственного "Я" того, кто грешит. Для молодых душ естественно совершать неправильные действия, поскольку они живут во тьме неведения (авидьи). Грех — это адхармический способ действия, который автоматически влечет за собой негативные последствия. Термин грех, как и его санскритские соответствия, несет в себе два оттенка смысла: 1) неправильное действие, 2) негативные последствия неправильного действия. В санскрите неправильное действие обозначается несколькими терминами, в частности патака (от пат, "падать"), папа, энас, килбиша, адхарма, анрита и рина ("нарушать" в смысле "избегать"). Последствия греха называются папа и иногда рассматриваются как вязкая астральная субстанция, которая может быть растворена при помощи покаяния (праяшчитта), аскезы (тапас) и благих деяний (сукритья). Эту астральную субстанцию можно физически увидеть во внутренней, подсознательной ауре индивидуума. Примечательно, что папа накапливается в ауре и при ненамеренных, совершенных по незнанию нарушениях дхармы, которые называются апарадха (ошибка, вина).
грех изначальный (первородный): доктрина авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), согласно которой каждая душа рождается во грехе в результате непослушания Адама Богу в Эдемском саду. Иногда проводится ошибочная аналогия с шайва-сиддхантистским понятием трех мал, особенно с анавой. См.: паша.
грех смертный: согласно некоторым теологиям, бывают настолько ужасные грехи, что их искупить невозможно, и в этом случает душа бывает обречена вечно страдать в аду. В индуизме понятия изначального и смертного греха отсутствуют. См.: аура, зло, карма, папа.
грихастха. "Домохозяин; домовладелец". Мирянин, обладающий семьей и личной собственностью (в форме недвижимости). См.: грихастха-ашрама, ашрама-дхар-ма.
грихастха-ашрама. "Стадия жизни в качестве домохозяина". См.: ашрама-дхарма.
грихастха-дхарма. "Закон домохозяина". Обязанности и предписания, регулирующие семейную жизнь индуиста-мирянина. Образ жизни грихастхи начинается сразу же после периода брахмачарьи. Дхармашастры и Грихья-сутры описывают подробно основные правила жизни грихастхов. Сама жизнь рассматривается в индуизме как джива-яджня, "самопожертвование", как один из способов служению Богу. Домохозяин стремится осуществить в своей жизни четыре пуру-шартхи, "цели человеческого существования": праведность (дхарму), благополучие (артху), наслаждение (каму) и духовное освобождение (мокшу). Забота о себе и о своей семье — центральная, но не единственная обязанность грихастхи.
Грихастхи должны поддерживать устои религии, сооружать храмы, монастыри и другие религиозные учреждения, поддерживать монашествующих аскетов и следовать наставлениям учителей. Они должны почитать старших и практиковать благотворительность по отношению к бедным и бездомным. Разумеется, обязанности мужа и жены различаются. Тирукурал описывает в качестве ежедневных обязанностей домохозяина служение Богу, предкам, гостям, детям и самому себе. Дхармашастры упоминают еще ежедневные жертвоприношения риши, предкам, богам, людям и низшим созданиям. См.: грихастха, брихат-кутумба, яджня.
грихешвара и грихини. От гриха, "дом". Хозяин и хозяйка дома.
Грихья-сутры (-шастры). "Правила для домохозяина". Важный раздел классической литературы смрити, посвященный правилам и обычаям домашней жизни, включая переходные ритуалы и другие домашние церемонии, которых придерживаются и сегодня очень многие. Являются частью Кальпа-сутр, или Кальпа-ве-данги, в которую также входят Шраута- и Шульба-шастры, посвященные публичным ведическим ритуалам, и Дхарма-шастры (или -сутры), посвященные домашнему и общественному праву. Наиболее известными из Грихья-сутр являются Ашвалаяна-грихья-сутры Ригведы, Гобхила-сутры Самаведы и Параскара- и Баудхаяна-сутры Яджурведы. См.: Кальпа-веданга, Веданга.
Гуджарат. Штат на западе Индии. Столица — Ахмадабад, население —40 млн. чел., площадь — 75,670 кв. миль.
гуна. "Качество". Гуны являются составляющими принципами пракрити, первичной природы. Гун всего три: 1) саттва: "чистота", качество покоя, прозрачности, всепроницающее и отражающее свет Чистого Сознания.; 2) раджас: "страсть", присущая энергии, движению, действию, эмоциям, жизни.; 3) тамас: "тьма", инерция, плотность, сила сжатия, сопротивления и распада. Гуны — неотъемлемая часть индуистского мышления, особенно важная в аюрведе и искусствах. Все вещи и личности суть комбинации этих качеств природы.
гуркха. Народность в Непале. Славятся как искусные воины.
гуру. "Весомый", т. е. имеющий великое знание и мастерство. Учитель или наставник в любой дисциплине: музыке, танце, скульптуре, но особенно в религии. Для ясности этот термин часто имеет качественную приставку, например кулагуру (семейный учитель), винагуру (учитель игры на вине, струнном инструменте) или садгуру (духовный наставник). Согласно Адваятарака-упанишад (14-18), гуру означает "рассеивающий (гу) тьму (ру) ".См.: садгуру.
гуру-бхакти. Преданность учителю. Ученик должен видеть в гуру свое собственное высшее "Я". Привлекаясь внутренней святостью и мудростью учителя, ученик постепенно развивается до того уровня душевного покоя и просветленности, на котором находится его учитель. Преданность гуру проявляется через послушание, медитацию на его образ или стопы, а также через следование его указаниям. См.: гуру, садгуру, Куларнава-тантра, гуру-шишья система.
Гуру-гита. "Песнь о гуру". Популярный отрывок (352 стиха) из Сканда-пураны, в котором Господь Шива рассказывает Парвати об отношениях гуру иученика. См.: гуру.
Гуру-джаянти. День рождения наставника, ежегодно отмечаемый преданными. В ходе праздника обычно выполняется падапуджа, ритуальное омовение его ног. Если гуру не присутствует физически, пуджа выполняется перед его "святыми сандалиями" (шри падука), которые представляют гуру и содержат его вибрации.
Гурудэва. "Божественный учитель". Почтительный титул садгуру и гуру. См.: садгуру, гуру.
гурукула. Буквально "семейство гуру". Учебный центр, где обучаются (и часто живут) мальчики-брахмачарины под непосредственным руководством гуру. См.: гуру, брахмачари(н).
гуру-парампара. "Преемственность учителей". Линия мистических знаний, опыта и духовной силы (шактипата), идущая от учителя к учителю и передаваемая в ходе посвящения. См.: сампрадайя.
Гуру Пурнима. День июльского полнолуния, в который индуисты заново посвящают себя тому, что представляет для них их гуру.
гуру-шишья система. Важная образовательная система индуизма, в которой учитель (гуру) передает свои знания и традиции ученику (шишье). Знание, будь то ведическо-агамическое искусство, архитектура или духовность, передается посредством развивающих отношений между гуру и учеником. Основной принцип этой системы — в том, что знание, особенно тонкое или возвышенное знание, лучше всего передается при крепких человеческих отношениях, основанных на идеалах уважения, усердия, преданности и послушания со стороны ученика. При персональном постепенном обучении ученик может овладеть всем тем знанием, которое воплощается в гуру. См.: гуру, гуру-бхакти, садгуру.
Гуха. "Внутренний". Эпитет Карттикейи. От гуха, "пещера". См.: Карттикейя.
Гухаваси Сиддха (ок. 675 г.). Гуру изЦентральной Индии, которому приписывается заслуга утверждения шайва-сиддханты в этом регионе на полностью санскритской основе. Гухаваси буквально означает "обитатель пещер"; это также одно из имен Господа Шивы.
Гухешвара. "Повелитель пещер; Владыка тайных мест". Одно из имен Бога Шивы, имеющее эзотерическое значение: "Пребывающий в тайнике сердца всех существ".