При фонаре видно далеко

По совести сказать, мне из всех презентов больше всего фонарь начальника станции понравился. Ведь действительно я все эти годы внештатным железнодорожником трудился. Мы же, неслыханное дело, взялись все вокзалы Горьковской железной дороги на территории республики реконструировать.

У меня с этим видом транспорта особые воспоминания связаны. Как уже писал, в день решающего голосования, когда первый раз избирался Президентом республики в 1993 году, меня не было в Чувашии. Ждал судьбоносных известий в Москве. Наконец, сообщают о победе. Срочно собираюсь, но на фирменный поезд до Чебоксар не успеваю, сажусь на рейс, проходящий в Сибирь через Канаш. В этот поезд, наверное, собирали самые раздолбанные вагоны со всей России. И в общем-то это было объяснимо, публика в нем ездила определенного сорта от (всю дорогу пьяных) вахтовиков до цыганского табора, так что подвижной состав не хотели подвергать лишним испытаниям. Но мне было все равно. В особом комфорте никогда не нуждался. Попил чаю и быстро лег спать, поскольку представлял, какой завтра ждет меня день. Однако действительность превзошла все ожидания.

Пока я мирно спал на своей полке, вагонные воры вытащили из кармана моего пиджака портмоне, аккуратно упаковали мою верхнюю одежду и ушли праздновать свою добычу. Их подвело только неуемное стремление к красивой жизни. Официант вагона-ресторана обратил внимание на странных клиентов непрезентабельного вида, заказывавших самые дорогие напитки и расшвыривающие денежные купюры по всему залу. Дежурный милицейский наряд стал их проверять и в портмоне обнаружил визитки бывшего министра юстиции РФ, председателя Московской городской коллегии адвокатов Федорова Н. В. Далее все было не так интригующе. Их задержали, меня разбудили. И в Канаше мне пришлось задержаться для составления протокола.

Но нет худа без добра. Появилось время, чтобы познакомится с вокзалом железнодорожной столицы республики. Сказать, что я пришел в ужас - это ничего не сказать. Обычный сарай, где нет элементарных условий ни для пассажиров, ни для самих железнодорожников, ни для милиции, ни для медиков. В очередной раз подивился наметанному глазу моего друга, кинорежиссера Станислава Говорухина. Искал он по всей стране, а именно в Канаше нашел натуру для своего фильма «Так жить нельзя».

И мне показалось все это глубоко символичным: именно с наших безобразных вокзалов начинается дорога в криминальную страну, измученную бытовыми неудобствами, хамством, скученностью. бескультурьем.

В Горьковской железной дороге с нами легко соглашались, что давно пришла пора реконструировать вокзал в Канаше. Но мешала извечная проблема нехватки средств. Тогда Правительство Чувашии предложило половину расходов взять на себя. Железнодорожные генералы вначале ушам своим не поверили. Нигде регионы не спешили хотя бы копейку вложить в их хозяйство, а тут паритетный проект. Взялись за реконструкцию и спустя два года торжественно открывали новый вокзал. Местные жители ходили сюда как на экскурсию, просто полюбоваться.

Еще бы, мрамора в оформлении здания не пожалели, центральный вход украсил витраж, прочие архитектурные изыски. Пусть кто-то попробует сказать, что это типовое здание железнодорожного вокзала для небольшого провинциального городка. Дворец, просто настоящий дворец! А кроме всех красот он еще и функционально удобен: современный кассы, два просторных зала ожидания, медпункт с современным оборудованием, прочие технические службы.

Вместе с полпредом Сергеем Кириенко, начальником ГЖД Хасяном Зябировым подняли мы бокалы на церемонии открытия, а потом спонтанно пришли к выводу, что нужно продолжать хорошее дело. А то неудобно как-то получается, в Канаше новый вокзал, а в Чебоксарах, столице республики – старый. А у нас крупнейшие события, включая Кубок Европы по спортивной ходьбе, на носу. Так что, работаем снова на паритетной основе? Работаем!

Не уверен, что правильно называть скромным словом «реконструкция» тот объем работ, который в самые короткие сроки был проделан в Чебоксарах. Судите сами, в бывшем одноэтажном здании вокзала укрепили фундамент и усилили несущие конструкции, чтобы надстроить второй этаж с куполом. Все имевшиеся коммуникационные системы срезали и выкинули, поставили оборудование с иголочки.. Старую кровлю сменили на мягкую черепицу. Заменили витражи по всему периметру здания.

В просторном кассовом зале теперь можно танцевать, зал ожидания, три комнаты отдыха, буфет, медицинский пункт, сервисный центр удовлетворяют самым строгим запросам. Совсем не напрасно на третьем уровне под куполом было предусмотрено место для выставок изобразительного искусства и выступления музыкальных коллективов. Чебоксарский вокзал открывался в рамках программы «Вокзал – Vauxhall», задачей которой являлось освоение железнодорожных вокзалов в качестве культурных пространств. Таким образом, восстанавливалась историческая традиция Европы – «концертов на вокзале», восходящих к этимологии слова вокзал («вокальный зал»).

На торжественной церемонии открытия вездесущий Министр культуры РФ Михаил Швыдкой отметил: «В Чувашии два очень хороших вокзала в Чебоксарах и Канаше. Мы договорились, что там будет такая же культурная программа, но я полагаю, что сейчас по данному проекту «Вокзал – Vauxhall», мы сможем работать как в Петербурге, так и в Москве. Но никто и никогда не забудет, что чебоксарский вокзал был первым в этом отношении».

После этого привели в божеский вид и другие вокзалы. В июне 2010 года поставили точку в программе обновления - состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала на станции Урмары. Туда из Канаша вместе с гостями праздника мы отправились на рельсовом автобусе РА-2. Не удержался, сам сел за пульт управления с разрешения железнодорожного начальства. На Горьковской железной дороге руководство, кстати, менялось довольно часто, но со всеми легко находили общий язык. Вот и с Анатолием Лесуном подписали Соглашение о сотрудничестве. Он всю дорогу удивлялся тому, что Чувашия стала первым регионом на всю Россию, где все районные центры оборудованы современными и красивыми вокзалами.

А я считал, что и строительство небольшого железнодорожного вокзала в сельском райцентре – это великое дело, историческое событие. Именно такие проекты делают республику более интересной и конкурентоспособной. Все вокзалы на железнодорожных станциях Канаш, Чебоксары, Шумерля, Алатырь, Вурнары, Урмары по-своему уникальны, они не похожи друг на друга, и каждый из них подчеркивает характерные для нашей республики национальные традиции и современный стиль. А еще они – и культурные центры.

Первое десятилетие двадцать первого века кто-то назвал «нулевыми» годами. Не считаю, что найден этому времени удачный эпитет. Во всяком случае, Чувашия вопреки общепринятой отечественной теории и практике сумела в данный период не только остаться на плаву, но и развиваться без нефтедолларов, крупных сырьевых ресурсов и создания пресловутых оффшоров.

По данным исследований влиятельного журнала «Коммерсантъ Власть», Чувашия вышла на четвертое место в рейтинге среди регионов России по качеству жизни, уступив только Санкт-Петербургу, Москве и Татарстану. Эксперты оценивали, прежде всего, не размер зарплаты, а такие качественные показатели, как продолжительность жизни, младенческая смертность, ввод жилья на одного жителя, школьное строительство, долги по заработной плате, расходы на жилищно-коммунальные услуги, заболеваемость населения. Причем они отметили, что эти данные отражают не только текущую ситуацию, но и прогноз на ближайшее будущее.

Уже в первую пятилетку так называемых «нулевых» в республике сложились более высокие темпы роста реальных доходов населения, промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал по сравнению со средними показателями по РФ. Все это - результат реформ, которые осуществлялись здесь все последние годы. И одним из приоритетных объектов нашего внимания стала сфера финансов.

Кто-то после этих строк иронично улыбнется: финансы у любого губернатора на первом плане, это как бы святая святых, но взгляд постороннего туда не проникнет. А у нас все это было обставлено совершенно под другим ракурсом. В том смысле, что никакой тайны из использования средств мы не делали. И не случайно Чувашия была признана победителем Всероссийского конкурса на создание самой прозрачной и эффективной региональной бюджетной системы. Получили премию – ни много, ни мало, а 7 млн. 300 тыс. долларов США, которые направили в наши приоритетные программы: охраны материнства и детства, энергосберегающих технологий, информатизации.

В республике действовала особая программа поощрения инвестиций. Всем инвесторам, независимо от формы собственности, предоставлялись налоговые льготы. В частности, республиканские законы давали им льготы по налогу на имущество. Предоставляли преференции вновь создающимся организациям. Так, с них не взимались региональные налоги на имущество, транспортный налог, плата за пользование водными объектами. А в случае принятия в Чувашии нормативных правовых актов, ухудшающих положение инвесторов и условия их коммерческой деятельности, те применялись в отношении инвесторов только по истечении семи лет со дня вступления в силу.

Другое дело, что многие компании оказались не готовы работать по-современному, поскольку не было эффективной системы управления, прозрачности финансового состояния, действенных механизмов защиты интересов акционеров. Низкое качество корпоративного управления крайне негативно влияло на инвестиционные возможности предприятий, а значит, на обновление производственных фондов, расширение производства и их конкурентоспособность.

Мы не могли заставить всех бизнесменов и предпринимателей ввести новые принципы управления и стандарты прозрачности. Но упорно распространяли опыт наиболее успешных предприятий, настраивали механизмы взаимодействия государственных институтов и частного бизнеса. Таким образом мы создавали благоприятную среду, чтобы в первую очередь собственникам и менеджменту предприятия было выгодно повышать его капитализацию. Чтобы они стремились к достижению мировых показателей производительности труда, соблюдению правил лучшей корпоративной практики.

Как государственные органы, ответственные за должную оценку всех имеющихся у организации активов, так и любой эффективный собственник, желающий строить свое взаимодействие с государством, должен быть заинтересован в прозрачной и адекватной оценке и капитала, так и отдачи на него. Правительство республики не могло мириться с ситуацией, когда, например, швейное предприятие, располагающее цехами в центре Чебоксар общей площадью 2500 кв. метров, оценивалось как обычная квартира в 3 млн. рублей. Или, когда крупный комбинат в Новочебоксарске, располагающийся на территории в 50 гектаров, оценивал все свои основные фонды в 70 млн. рублей. Собственники занижали их стоимость примерно в десять раз.

И Кабинет Министров учитывал эти факторы при осуществлении взаимодействия с частными предприятиями и уж тем более при оказании им государственной поддержки. Нет прозрачности в деятельности предприятия - нечего просить помощи у государства. Нет собственной профессиональной и, в хорошем смысле агрессивной деятельности на рынке капитала - нельзя ожидать соответствующей поддержки от нас. Нет честной и должной капитализации активов – значит, вы вредите и предприятию, и республике.

Доброе и честное имя предприятия, как и порядочного человека, – само по себе огромный капитал. Оно создает значительную часть бренда выпускаемой продукции. А бренд, имидж, репутация – важнейшие и мощнейшие инструменты в конкурентной борьбе на рынке. Если Чувашия сделала прозрачной деятельность власти, систему общественных финансов, то логично требовать того же от предприятий. Они обязаны сделать прозрачной свою деятельность. Поэтому рекомендовали им и даже требовали выходить на рынок капитала путем использования самых современных, доступных и дешевых инструментов.

Сам факт эмиссии в виде выпуска корпоративных ценных бумаг и акций в открытую подписку заставляет предприятие становится более открытым в соответствии с требованиями финансового рынка и законодательства. А это создает качественно более благоприятные условия для привлечения инвестиций, в том числе зарубежных, включая международные банки, инвестиционные фонды и, безусловно, стратегических инвесторов. И еще способствует адекватной оценке имеющегося у республики потенциала с целью его наиболее эффективного использования и развития.

В конце минувшего века регионам России, как это ни парадоксально звучит, благодаря дефолту, была предоставлена уникальная возможность стимулировать развитие промышленности и других отраслей. Но затем накопленный потенциал стал бездарно растрачиваться. Пример тому – состояние отечественного топливно-энергетического комплекса. Здесь неэффективно используют средства. Несколько лет ведущие предприятия Чувашии, являющиеся лидерами электротехнической промышленности, пытались наладить с ним сотрудничество. Эффект – нулевой, даже поддержка Президента России не помогала. Удивительный парадокс получается: продукцию предприятий электротехнической промышленности Чувашии покупают не только в Индонезии, Китае, Малайзии. Они стали завоевывать даже японский рынок! Но на собственный российский рынок войти не могут. Умом, конечно, такую промышленную политику не понять.

Приведу и противоположный пример. Мы продемонстрировали руководству министерства путей сообщения России потенциал нашего ОАО «Промтрактор». Высокие железнодорожные чины не только заинтересовались нашими тракторами, но и повели разговор о необходимости обновления грузовых вагонов. На «Промтракторе» быстро подсуетились, закупили новое оборудование, вложили в производство собственные средства. Так и стали одними из самых крупных поставщиков качественного литья для «Российских железных дорог». Дальше в лес - больше инвестиционный проектов, аппетит приходит во время еды. В Канаше построили уникальное предприятие «Промтрактор-Вагон». Его продукция востребована на многие годы вперед. Еще бы, канашские вагоны в лучшую сторону отличаются от конкурентов и грузоподъемностью, и экономичностью при эксплуатации. Произошел резкий, качественный скачок в росте конкурентоспособности чувашских машиностроительных предприятий, которые сегодня, подняв уровень технологии, поставляют свою продукцию крупнейшим мировым компаниям. Среди них – «Fiat», «Chrysler», «Caterpillar» и другие. В нашей продукции очень нуждаются потребители из регионов России и стран СНГ.

Наша ставка – инновационный путь развития. У нас другого пути нет. Semper in motu! «Всегда в движении!» - таков наш девиз. Может быть, это звучит непривычно, но нам, жителям Чувашии, повезло, что в нашем регионе нет традиционных сырьевых ресурсов. Для всего мира Россия интересна, главным образом, как поставщик сырья. Но долго ли еще продлится этот интерес? Можно продержаться 20,30, 40 лет на нефти и газе, а потом рухнуть. А опыт Чувашии показывает, что можно выходить на ведущие позиции благодаря правильно определенным приоритетам развития.

Вот еще один пример: наша республика стала победителем всероссийского конкурса по внедрению информационных технологий в номинациях «Электронное правительство» и «Лучший региональный проект в сфере ИКТ». В число лидеров вышли Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и Чувашия. Многие задавали себе вопрос: «Почему именно Чувашия находится в этом ряду»? А для меня этот вопрос – риторический, подтверждающий, что приоритеты развития выбраны верно. Мы придавали особое значение формированию единого информационного пространства республики, его интеграции в мировое информационное пространство. Ведь это - ключевой фактор в повышении инвестиционной привлекательности региона, совершенствовании деятельности органов власти, развитии гражданского общества.

Еще в 2000 году в рамках «Программы реформирования системы управления общественными финансами» была разработана и начата реализация концепции Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС). Впервые в российской практике была поставлена и успешно решена задача создания целостной системы управления республикой - полномасштабного «электронного правительства». Подверглась модернизации республиканская телекоммуникационная сеть, во всех районах были созданы многоканальные узлы доступа. В зданиях всех муниципалитетов открыты центры общественного бесплатного доступа в Интернет. Внедрена единая информационная система республиканского казначейства, связавшая финансовые органы республики. Полностью автоматизирован бюджетный процесс.

В Интернете появился мощный республиканский портал, на единой технологической основе объединивший сайты более 70 органов власти республики, в том числе всех республиканских министерств и муниципальных администраций. Новости, планы мероприятий, публикации прессы, структура и функции органов власти, кадровые вакансии - вот далеко не полный перечень разделов портала. После принятия в начале 2002 года Федеральной целевой программы «Электронная Россия» ход реализации проекта РИАС синхронизировался с планами и действиями федеральных органов власти. Опыт Чувашии считался наиболее передовым в России, его изучали федеральные органы власти и другие регионы страны. Проект республиканского «электронного правительства» находился в сфере внимания крупнейших мировых экспертов и организаций. В республике частыми гостями стали представители высшего руководства международных IT-фирм. Глава российского представительства корпорации «Hewlett-Packard» отметил, что реализованные в республике проекты являются наиболее значимыми примерами реализации идей регионального «электронного правительства» в Восточной Европе. Мы являлись пилотным регионом, тесно сотрудничавшим с различными международными организациями, которые высоко оценивали нашу деятельность. 10 млн. долларов США были направлены на модернизацию начального профессионального образования, сети сельских школ. Три гранта на общую сумму в 24 млн. долларов направлены на реформирование системы здравоохранения в Чувашии.

Очень много средств вкладывалось в создание общественной инфраструктуры. После завершения газификации всех населенных пунктов, приоритетной стала программа строительства дорог. И за несколько лет до всех населенных пунктов проложили дороги с твердым покрытием. По сотням маршрутов регулярно в глубинку начали ходить автобусы, тогда как по России в целом число рейсов пассажирского транспорта, направляемого в деревни и поселки, сокращалось.

А село в Чувашии всегда играло особую роль. Помимо машиностроения, электротехнической, текстильной и легкой промышленности, строительной индустрии, хорошие перспективы развития имеет и пищевая промышленность. Для нас это особенно актуально, поскольку почти 40 процентов населения республики составляют деревенские жители. К сожалению, их покупательная способность в силу неорганизованности сельскохозяйственного рынка и отсутствия должного уровня перерабатывающей промышленности низка по всей России. Но по мере решения социальных проблем, роста благосостояния населения спрос на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности должен вырасти. И мы старались переориентировать сырьевую направленность агропромышленного сектора на производство конечного продукта.

Республике удалось мобилизовать значительные ресурсы в виде банковских кредитов, грантов и иных форм финансовых вливаний и инвестиций. У нас сложились деловые и доверительные отношения с такими международными финансовыми организациями, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, ТАСИС, Институт «Открытое общество». Чувашия стала активным участником в десятках международных проектов в сфере образования, здравоохранения, финансов, жилищно-коммунального хозяйства, интернетизации.

В 2003 году республика впервые вышла на рынок ценных бумаг.До этого инвесторы мало знали Чувашию как заемщика. Однако у региона появился собственный кредитный рейтинг, что позволило нам разместить на Московской межбанковской валютной бирже первый выпуск облигаций республиканского займа на сумму 285 млн. рублей. Затем мы стали размещать новые облигационные займы уже большего объема – на миллиарды рублей и с более длительным сроком обращения - три года. Средства от размещения облигаций направлялись на реализацию крупномасштабных проектов по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры: газификация, строительство дорог, школ, модернизацию библиотек. Мы создали фундаментальную базу для конкурентоспособности Чувашии в XXI веке.

Для оценки социально-экономического потенциала республики мы пригласили в Чебоксары тогдашнего главу Минэкономразвития России Германа Грефа. Понятно, что звали не на экскурсию, хотели добиться выделения федеральных ассигнований на ряд проектов. Для затравки показали макет речного вокзала, на котором в углу красовалась надпись министра финансов Алексея Кудрина, сделанная незадолго этого: «Желаю претворить в жизнь этот план!» Герман Оскарович взял фломастер, и рядышком написал: «Мы вам поможем в этом!!!» Кто-то из моих помощников при этом тяжело вздохнул: на восклицательные знаки высокопоставленный гость явно не жадный, а вот что будет с реальными деньгами?

Речной вокзал, между прочим, является составной частью Чебоксарского гидроэнергетического комплекса, который уже три десятилетия доставляет немалую головную боль и федеральной, и региональной властям. Водохранилище, расположенное на территории Чувашии, Марий Эл и Нижегородской области, эксплуатируется до сих пор на промежуточной отметке. А соседние регионы никак не могут прийти к согласию по данному поводу. Вот и возникло множество проблем: судоходство из-за малых глубин уже на грани закрытия, вода летом цветет, все живое вокруг губит, энергетические мощности гидростанции используются только наполовину.

Германа Грефа особенно последнее задевало. Он предполагал, что уже через несколько лет возникнет дефицит электроэнергии в регионе, если Чебоксарская ГЭС не заработает на полную мощность. А далее по схеме: сбои в поставках электричества, веерные отключения. Да и в низовьях великой русской реки уже стон стоит. Там из-за нехватки воды знаменитая Волго-Ахтубинская пойма пересыхает. Единственный выход - копить живительную влагу в нашем водохранилище. Греф обещал полную поддержку проекту со стороны своего ведомства. И надо признать, оказался одним из самых последовательных борцов за претворение этого плана в жизнь. Правда, вопрос и сейчас не решен, хотя есть поручение Президента страны довести проектную документацию до ума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: