Их осуществляют органы законодательной власти, т.е. Федеральное собрание РФ. Представительные органы субъектов РФ и местные органы власти. Проект федерального бюджета и указательные документы, полученные советом Государственной думы, направляются в его Комитет по бюджету, банкам, налогам и ценам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального бюджета к рассмотрению в Государственной думе. Все материалы передаются президенту РФ, Совету федерации, комитетам думы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату для заключения.
Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и ценам составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную думу, которая начинает рассмотрение его в нескольких чтениях.
При рассмотрении бюджета в 1 чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического направления бюджета; рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год, а именно:
|
|
1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей, классификация доходов бюджетов РФ;
2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов федерации;
3) размеры несбалансированных федеральных бюджетов в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия дефицита;
4) общий объем расходов федерального бюджета в целом.
По результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в 1 чтении, и утверждаются основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального бюджета в 1 чтении Госдума может
1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик ФБ, состоящую из представителей Госдумы, Совета федерации и правительства, для разработки согласованного варианта;
2) вернуть проект в Правительство РФ на доработку;
3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
При отклонении ФБ и передаче его в согласительную комиссию она разрабатывает варианты основных характеристик ФБ и принимает согласительное решение. Согласованный текст ФБ вновь вносится на рассмотрение в 1 чтении в Госдуму.
По итогам рассмотрения проекта в 1 чтении принимается постановление Госдумы о ФБ на предстоящий год.
При рассмотрении проекта ФБ во 2 чтении Госдума утверждает расходы ФБ по разделу Бюджетная функциональная классификация в пределах общего объема расходов ФБ, утвержденного в 1 чтении.
При рассмотрении проекта ФБ в 3 чтении Госдума обсуждает расходы ФБ по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомств классификации, целевым программам в пределах расходов, утвержденным по разделам во 2 чтении, а также перечень защищенных статей ФБ.
|
|
В 4 чтении Госдума рассматривает поправки законопроекта, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита ФБ.
На пленарном заседании Госдумы законопроект о ФБ ставится на голосование в целом, а принятый Госдумой закон о ФБ на предстоящий год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение в Совет федерации. Закон о бюджете считается одобренным Советом федерации, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты, (и) если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом федерации.
В случае отклонения Советом федерации этого закона, обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой.
В случает несогласия Госдумы с решением Совета федерации, закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.
Принятый Федеральный закон о бюджете в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание закона Президентом отводится 14 дней. Если Президент в течение этого срока не подписал и отклонил его, то Дума и Совет федерации вновь рассматривают его в установленном порядке.
Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции количеством не менее 2/3 голосов от членов парламента, то он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение 7 дней.
В случае не принятия ФБ до начала финансового года принимается финансовый закон о финансировании государственных расходов из ФБ в 1 квартале текущего года.