В российском понимании рентабельности имеется ввиду рентабельность продукции, производства или рентабельность реализации. В зарубежной практике все показатели рентабельности являются косвенными (относительными) и в расчётах, как правило, присутствует ВП или ЧП.
Рентабельность продаж = выручка от продаж – с/с
выручка от продаж
Коэф. ЧП = ЧП (после налогообложения)
Выручка от продаж
Коэф. рентабельности СК = ЧП – дивиденды по привилегированным акциям
СК – привилегированные акции по номинальной стоимости
Коэф. рентабельности активов = ЧП _
Общая сумма материальных активов
Доходность (1) = ЧП (после налогообложения _
Общая сумма материальных затрат
Доходность (2) = выручка от продажи _ЧП _
Общая сумма материальных затрат * выручка от продажи
Рентабельность капитала (формула Дюпона)
ЧП _ = ЧП _ оборот _активы
Акционерный капитал объём продаж * активы * акционерный капитал
Показатель Леверидж (рычаг)
а) производственный леверидж
темпы прироста валового продукта _
темпы прироста объема реализованной продукции
б) финансовый леверидж
темп прироста ЧП _
темп прироста валового дохода
в) производственно – финансовый леверидж = производственный * финансовый
г) леверидж по заёмным средствам
кредиторская задолженность банку
активы баланса
Гиринг – отражает отношение заёмного капитала к собственному.
Леверидж фирмы показывает изменение заёмных средств с фиксированным процентом, для повышения прибыли держателей обыкновенных акций:
Заёмные средства с фиксированным процентом
Прибыль по обыкновенным акциям
Операционный леверидж
Прибыль или изменение прибыли _
Активы изменение постоянных и переменных затрат
Эффект финансового рычага как приращение к рентабельности собственных средств, полученных после использования кредитов.
- средняя процентная ставка = сумма процентов за кредит * 100%
общая сумма заёмных средств
- дифференциал = процент (или прибыль) _
рентабельность – средняя ставка процента
- плечо рычага (гиринг) = заёмные средства _
собственные средства
- эффект финансового рычага = дифференциал * плечо рычага,
или с учётом налогообложения = 2/3 дифференциала * плечо рычага.
Эффект финансового рычага должен быть больше или равен рентабельности
(2/3 рентабельности).
Показатели прибыльности.
Показатели прибыльности рассчитываются, как правило, относительно объёма продаж, активов баланса и акционерного капитала.
Коэффициент L = брутто прибыль
Объём продаж, показывает, на сколько выгодны были закупки сырья и материалов (как они повлияли на величину затрат на производство) и цены продаж.
L = объём продаж – затраты на производство
объём продаж
Коэффициент M показывает, какая доля прибыли будет приходиться на объём продаж, если брутто прибыль будет уменьшена не расходы по содержанию аппарата управления и амортизацию и рассчитывается:
1) сумма прибыли до уплаты процентов банку и налогов
объём продаж
2) брутто прибыль – накладные расходы
объём продаж
3) валовая прибыль
объём продаж
Сравнение коэффициентов L и M позволяет определить изменение прибыльности в процентах в зависимости от объёма продажи условно-постоянных расходов.
Коэффициент N показывает процент возврата в оборот средств, как своих, так и заёмных. В принципе, это та сумма, которую следует платить лицам, финансирующим предприятие, т.е. сравнить со стоимостью капитала:
N = прибыль до уплаты процентов и налогов
общая стоимость активов
Коэффициент О характеризует прибыльность производства для акционеров:
О = ЧП _
Акционерный капитал, исходя из этого, принимается решение об изъятии части прибыли из оборота или сохранения её в обороте.
Коэффициенты P и Q характеризуют кредитоспособность фирмы, относительно возврата банковских кредитов, показывает покрытие банковских процентов получаемой прибылью:
Р = прибыль до уплаты процентов и налогов
Сумма задолженности
Примечание: если расчёт ведётся за определённый период, то делим на общую сумму задолженности; если на определённую дату, то на сумму банковского процента.
Q = общая сумма задолженности банку _
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Коэффициент R характеризует среднегодовой объём продаж, это коэффициент жизненного цикла предприятия. Полученный коэффициент обязательно должен быть скорректирован на уровень инфляции, на формальный рост продаж и т.п.:
R = изменения в объёме продаж * 100%
объём продаж за последний год
------------------------------------------------------------БИЛЕТ 26------------------------------------------------------------