Коэффициенты рентабельности

В российском понимании рентабельности имеется ввиду рентабельность продукции, производства или рентабельность реализации. В зарубежной практике все показатели рентабельности являются косвенными (относительными) и в расчётах, как правило, присутствует ВП или ЧП.

Рентабельность продаж = выручка от продаж – с/с

выручка от продаж

Коэф. ЧП = ЧП (после налогообложения)

Выручка от продаж

Коэф. рентабельности СК = ЧП – дивиденды по привилегированным акциям

СК – привилегированные акции по номинальной стоимости

Коэф. рентабельности активов = ЧП _

Общая сумма материальных активов

Доходность (1) = ЧП (после налогообложения _

Общая сумма материальных затрат

Доходность (2) = выручка от продажи _ЧП _

Общая сумма материальных затрат * выручка от продажи

Рентабельность капитала (формула Дюпона)

ЧП _ = ЧП _ оборот _активы

Акционерный капитал объём продаж * активы * акционерный капитал

Показатель Леверидж (рычаг)

а) производственный леверидж

темпы прироста валового продукта _

темпы прироста объема реализованной продукции

б) финансовый леверидж

темп прироста ЧП _

темп прироста валового дохода

в) производственно – финансовый леверидж = производственный * финансовый

г) леверидж по заёмным средствам

кредиторская задолженность банку

активы баланса

Гиринг – отражает отношение заёмного капитала к собственному.

Леверидж фирмы показывает изменение заёмных средств с фиксированным процентом, для повышения прибыли держателей обыкновенных акций:

Заёмные средства с фиксированным процентом

Прибыль по обыкновенным акциям

Операционный леверидж

Прибыль или изменение прибыли _

Активы изменение постоянных и переменных затрат

Эффект финансового рычага как приращение к рентабельности собственных средств, полученных после использования кредитов.

- средняя процентная ставка = сумма процентов за кредит * 100%

общая сумма заёмных средств

- дифференциал = процент (или прибыль) _

рентабельность – средняя ставка процента

- плечо рычага (гиринг) = заёмные средства _

собственные средства

- эффект финансового рычага = дифференциал * плечо рычага,

или с учётом налогообложения = 2/3 дифференциала * плечо рычага.

Эффект финансового рычага должен быть больше или равен рентабельности

(2/3 рентабельности).

Показатели прибыльности.

Показатели прибыльности рассчитываются, как правило, относительно объёма продаж, активов баланса и акционерного капитала.

Коэффициент L = брутто прибыль

Объём продаж, показывает, на сколько выгодны были закупки сырья и материалов (как они повлияли на величину затрат на производство) и цены продаж.

L = объём продаж – затраты на производство

объём продаж

Коэффициент M показывает, какая доля прибыли будет приходиться на объём продаж, если брутто прибыль будет уменьшена не расходы по содержанию аппарата управления и амортизацию и рассчитывается:

1) сумма прибыли до уплаты процентов банку и налогов

объём продаж

2) брутто прибыль – накладные расходы

объём продаж

3) валовая прибыль

объём продаж

Сравнение коэффициентов L и M позволяет определить изменение прибыльности в процентах в зависимости от объёма продажи условно-постоянных расходов.

Коэффициент N показывает процент возврата в оборот средств, как своих, так и заёмных. В принципе, это та сумма, которую следует платить лицам, финансирующим предприятие, т.е. сравнить со стоимостью капитала:

N = прибыль до уплаты процентов и налогов

общая стоимость активов

Коэффициент О характеризует прибыльность производства для акционеров:

О = ЧП _

Акционерный капитал, исходя из этого, принимается решение об изъятии части прибыли из оборота или сохранения её в обороте.

Коэффициенты P и Q характеризуют кредитоспособность фирмы, относительно возврата банковских кредитов, показывает покрытие банковских процентов получаемой прибылью:

Р = прибыль до уплаты процентов и налогов

Сумма задолженности

Примечание: если расчёт ведётся за определённый период, то делим на общую сумму задолженности; если на определённую дату, то на сумму банковского процента.

Q = общая сумма задолженности банку _

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

Коэффициент R характеризует среднегодовой объём продаж, это коэффициент жизненного цикла предприятия. Полученный коэффициент обязательно должен быть скорректирован на уровень инфляции, на формальный рост продаж и т.п.:

R = изменения в объёме продаж * 100%

объём продаж за последний год

------------------------------------------------------------БИЛЕТ 26------------------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: