Б.24.В.1. Библиотека как система

Б-ка (от греч., книга, хранилище) - упорядоченное множество док-ов, принадлежащее общ-ву в целом, его части, отд. члену, обеспеченное матер.-технически, формируемое и предоставляемое польз-ям - физич. и юридич. лицам - с целью удовлетворения инф. потребностей. Б-ой м.б. как отд. учр., так и часть учр. (Б. учебн. заведения, стацион. пункт БО), а также представлять собой систему б-ек (ЦБС). Биб. деят-ть должна соответ. требованиям внешн. и внутр. среды (закон адекватности и закон соотв-ия). В качестве внешней среды выступает гос-во, общ-во в целом, и Б. обязана выполнять их законы! Внутр. среду составляют осн. части Б. как системы: БФ, контингент польз-ей, мат.-технич. база, биб. персонал, СПА б-ки.

Осн. подсистемы (элементы) б-ки: 1)Документ - биб. фонд. Документ любая зафиксир. в простр-ве и времени инф-ия, созданная человеч. разумом. Биб.- фонд – упорядоченная сов-ть док-ов. М.б. основными, подсобными, спр.-б/графическими, обменными, резервными и т.д. А также бывают: используемые (динами-ческая часть) и неиспользуемые (статическая часть). Группировка фондов: по комплексам (тематические, языковые); по видам док-ов (периодич., нотные изд.); по форме носителя док-та (аудиовизуальные…). 2)Пользователи (читатели) – важный элемент Б., все остальные элементы предназначены ему.

3)Биб. персонал. Библ-рь – душа б-ки. Деят-ть библ-ря – основа взаим-ия всех элементов Б. Анализ читат. спроса с целью формир. фонда, наиболее полно удовлетворяющего читат. потребности. В случае отказов – изучение причин неудовлетв. читат. запроса. 4)Справочно-поис­ковый аппарат – самост. элемент, связанный с фондами, раскрывающий ИР б-ек 5)Материально-техническая база: помещения, здания б-ек; оборудование, мебель, копир.-множит. техника, связь, ср-ва механизации и автоматизации биб. процессов.

Функционирование б-ки – деят-ть с целью выполнения своих ф-ций. Элементы функционирования Б.:

- внешняя среда – оказывает постоянное воздействие на Б., заставляя ее перестраиваться. Объекты внешн. среды: потребители услуг и продуктов; учреждения, орг-ции, обеспечив. необх. условия для деят. Б.; др. б-ки региона. - обратная связь – Б. ч/з удовлетв-ие инф. потребностей и использ. биб. ресурсов оказывает влияние на внешнюю среду, на район обслуживания. Результат деят-ти Б. – библ.-инф. услуги и продукция, благодаря кот. осущ-ся удовлетв. инф. потребностей. Организационная структура Б.: - рабочее место – участки – группы – сектора – отделы - специальные (отраслевые) области обслуживания читателей – отраслевые чит. залы и отделы - спец. подразделения для работы с лит-рой опред. вида (периодич. изд., аудиовиз. мат-лы, ноты) - спец. области работы – МБА, книгохранение, отдел обработки док-ов, центр непрер. образ-ия.!Организ. структура динамична, она реагирует на изменяющиеся технологии, новые методы работы.!Организ. структура д.б. устойчива, поскольку частые реорганизации также нежелательны, как и неизменные десятилетиями.

Б-ка возникла в глубокой древности. Самые древние по своему возрасту б-ки были обнаружены во время археол. раскопок на терр-ии гос-ва Шумер (было найдено множ-во глиняных табличек с анонимными произв-ми). Одним из самых древних явл. Б. царя Хеттского государства Хаттусили III. Самая крупная и известная из б-ек Др. мира – Б. царя Ашшурбанипала - она имела универс. хар-ер, доступ к док. был только у правителя и огранич. круга его приближенных. В Др. Египте по отношению к б-ам пользовались двумя понятиями – «дом книги» и «дом жизни». Первое понятие относилось к храмовым б-кам. Понятие «дом жизни» означало своего рода научное учреждение при храме, кот. хоть и выполняло биб. ф-ции, но книгами пользовались в религ. и образ. целях. Док-ми б-ек пользовались правители или жрецы. Античная Б. явл-ся б-ой, кот. можно рассматривать и как общедоступную (для читателей из определенных слоев общ-ва), и как учр-ние, служащее науке. Самая крупн. Б. античного мира - Александрийская Б. (осн. в н. III века до н. э. царем Птолемеем I Сотером) – это была самая крупнейшая публ. Б. того времени. В средние века в странах Востока, Западной Европы, в Египте активно развивались в основном монастырские и церковные б-ки, хранившие также и светскую лит-ру. В XI в. в Зап. Европе светское образование начало отделяться от церковного. Рез-ом этого процесса стало открытие унив-ов, составной частью кот. становится б-ки. В XVII-XVIII вв. в Европе формир. национальные б-ки (Б. Британского музея в Лондоне, Королевская б-ка в Париже и т.д.). Первые нац. б-ки создавались на основе богатых частных коллекций (чаще всего принадлежавшие монархам). В 1920-1930-е гг. начинают активно развиваться специальные б-ки. В эти же годы появляются все больше б-ек промыш. предприятий. Особую группу стали представлять собой технич. б-ки. К концу 20 в. б-ки имелись во всех гос-вах мира. Биб. системы сложились в основном в развитых странах, в том числе в России, где достигли весьма высокого уровня (первая известная Б. в Др. Руси осн. в 1037 г. князем Ярославом Мудрым в Софийском соборе).

Т.об., исторически сложились различные типы и виды б-ек. Однако по вопросу об их типологии и классификации в мир. теории и практике не сущ-ет единой точки зрения.

Типология библиотек. В библ-ии при решении многих задач часто используются два родственных метода - классификация и типология, различия м/у которыми условны.

Классификация - группировка изучаемых объектов исходя из количеств. признаков (по фонду, категориям польз-ей). Типология - группировка объектов по качеств. признакам - синтез общего и особенного, сходства и различия. В качестве осн. единиц типологии б-ек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, кот. соотв. группы б-ек, обладающих опред. признаками. При этом б-ки, сгруппированные по ведущему (осн.) типолог. признаку, называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды. С учетом типа и вида Б., общих и специфических особенностей деят-ти можно целенаправленно формир. состав и структуру фондов, удовлетворять читат. запросы, обеспечивать построение и функц-ие системы б-ек и их взаим-вия, эффект. управление биб. делом и т.д.

Систематизация – для научн. подхода к типологии необходимо систематизировать признаки б-ек.

Разработкой этого вопроса отеч. библитековеды занимались уже в конце XIX в.

В 1920-е гг. больш-во библ-ов выделяли три типа б-ек: массовые, научные, школьные.

В 1930-е гг. М.А. Потапов делил б-ки на два типа: универс. и спец., беря за основу состав кн. фондов.

В 1940-е гг. И.М. Фрумин возвращается к делению б-ек на массовые и научные. За основу группировки принимает хар-ер читат. запросов.

В 1950-1960-х гг. О.С. Чубарьян дифференцировал б-ки по читательскому назначению, выделив два осн. типа: массовые и научные специальные.

В 1970-1980-х гг. на страницах сборника "Научн. и технич. б-ки СССР" состоялась дискуссия, в ходе кот. библ-ведами выдвигались различные типологические концепции. Оригинальные подходы к типологии б-ек предложены в 1980—1990-х гг. А.В. Соколовым, М.И. Акилиной, Р.С. Мотульским, Е.Т. Селиверстовой, А.В. Гришиным и А.М. Ушаковой.

Свой взгляд высказал Н.С. Карташов о том, что вряд ли возможно осущ-ие "чистой" типологизации б-ек и что к биб. типологии нельзя подходить как к чему-то раз и навсегда установленному и застывшему. Типы и виды б-ек развиваются и изменяются, они устойчивы лишь относительно и разграничительные линии м/у ними достаточно подвижны.

Но все же больш-во ученых выделяют следующие разновидности б-ек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные.

!!! Все б-ки можновыделитьв специальные и универсальные, ав третий тип выделить национальные ввиду их особой социальной значимости и роли в биб. системе страны.

Национальная б-ка – главная б-ка страны (РГБ, РНБ)

Универсальная Б. крупнейшая публичная Б. на территории (области, края, города, района), открытая и доступная для всех и каждого. В ее деят-ти сочетаются осн. соц. ф-ции: образоват.. культ-просветит. и инф-я. Роль – содействие свободному всестороннему развитию личности, удовлетворение разнообразн. чит. потреб-ностей, повышению образоват. и проф. уровня населения. Являясь центр. б-ой региона, она явл. культ. цент-ром и центром биб. краеведения и биб. системы.

В зависимости от хар-ра удовлетворяемых инф. потребностей и читат. интересов подразделяются на научные и массовые.

Универс. научные Б. – деят-ть направлена на удовлетворение инф. потребностей, связанных с научной работой, расширением проф. знаний и повышением квалиф спец-ов с высш. образованием.

Универс. массовые Б. – призваны в основном обслуживать читателей, у кот. пробуждается стремление к сам-му приобретению научных знаний. Задача - укрепить и углубить это стремление на популярном уровне. Поэтому требование универсальности фондов должно сочетаться с требованием доступности содержания книги для массового читателя.

В отечественном библ-ии наблюдается тенденция смешения и противопоставления понятий "массовая" и " публичная " б-ка. Массовая Б. = Публичная Б.

Публичная Б. – общедоступная, территориальная, муниципальная Б., максимально приближенная к месту жительства, труда и отдыха читателей. Во многих случаях ПБ явл-ся единст. учреждениями, удовлетворяю-щими инф. потребности спец-ов в области образования, сельского хоз-ва, медицины и др. Недостаточное развитие сети спец. библ-ек, особенно в небольших городах и сельских районах, стимулирует использ-ие ПБ спец-ми в проф. целях. ПБ становится центром соц. жизни города, района, своеобразным общедоступным банком данных, из кот. население черпает необходимую инф-ию.

Специальные Б. б-ки, деят-ть кот-ых направлена на удовлетв. инф. потребностей, связанных с проф. деят-тью, подготовкой кадров разного профиля и уровня (медицинские, сельскохозяйств., педагогические). Такие б-ки создаются в соответ. с принятой структурой произ-ва, науки, культуры, образования. При этом состав фонда м.б. ограничен отраслью знания, видом лит-ры или практическими потребностями читателей. Каждая сеть спец. б-ек имеет присущие только ей специфические задачи, от кот. зависит состав фонда, его использ-ие и методы работы с ним.

! Отмечается процесс стирания граней м/у публ. и спец. б-ми, м/у научными, учебными и произв-ми; есть б-ки, кот. не м.б. безоговорочно отнесены к какому-либо типу или виду. Вместе с тем, несмотря на стирание границ м/у типами и видами б-ек, необходимо учитывать, что каждый из них обладает своими существен. особенностями (признаками), кот. позволяют б-ам занимать свое особое место в их типологии. Хар-ер и специфика этих б-ек должны постоянно учитываться при планировании их деят-ти, финансировании и влиянии на удовлетворение инф. потребностей соответствующих групп читателей.

Дальнейшее видовое деление явл. единым для всех типов б-ек. Оно конкретиз. их осн. функц-ое. назна-чение и определяется тремя группами факторов: формальными, содержательными и системными.

Формальные признаки независимо от конкр. условий функц-ия уже при открытии Б. определяют достаточно четкий круг ф-ций, обусловленных ее деят-тью в рамках конкретного ведомства, орг-ции, территории. Б-ки м.б. учреждены органами гос. власти любого уровня, местного самоуправления, обществ. объединениями, юрид. и физич. лицами.

В соответ. с порядком учреждения и формами собственности в Фед. законе о биб. деле выделяются следующ. осн. виды б-ек: государственные (федеральные, региональные, министерств и ведомств); муниципальные (городские, районные, сельские); б-ки научных, образоват. и спец. учебных учреждений;б-ки предприятий, орг-ций, учреждений; б-ки обществ. объединений; частные б-ки.

Содержательные признаки конкретизируют функц-ое назначение Б. по сущ-ву, с учетом местных условий, т. е. уточняют ф-ции каждой Б. по удовлетворению ее фондами инф. потребностей конкретн. направления, опред. читат. группы. На основании этого признака формир. центр. отраслевые и территориальные (разного уровня), депозитарии, опорные, головные б-ки, филиалы, биб. пункты.

Системные признаки дополняют видовую хар-ку Б. для уточнения ее роли и места в системе б-ек.

Федеральные библиотеки РФ. В сеть публичных б-ек России входят 10 б-ек федер. ведения:

- РГБ иРНБ – крупнейшие национ. б-ки России, выполняющие, прежде всего, ф-цию формир. фонда отеч. док-ов, осн. принципами кот. явл. исчерпывающая полнота комплектования фонда и вечность его хранения.
- Гос. публичная историческая б-ка России
- Всероссийская гос. б-ка иностранной лит-ры
- Гос. общественно-политическая б-ка
- Рос. гос. б-ка по искусству; - Рос. гос. б-ка для молодежи
- Рос. гос. детская б-ка;- Рос. гос. б-ка для слепых

- Президентская б-ка им. Б. Н. Ельцина.

Центр. б-ки субъектов РФ – играют особую роль в системе б-ек России. В соотв. с Фед. законом о биб. деле органы гос. власти и местного самоуправления могут устанавливать ведущей универс. Б. статус центр. б-ки любого админ.-террит. деления: в республике - национальная или республиканская Б.; в крае, области - краевая, областная, в районе – центр. районная и в городе – центр. городская. Центр. Б. обязана формировать, хранить и предоставлять польз-ям наиболее полное универс. собрание док. на своем уровне, организовывать взаимоиспользование биб. ресурсов территории и оказывать метод. помощь б-ам. Могут создаваться и спец. центр. б-ки для обслуживания опред. категорий польз-ей или по опред. направлению. Центр. б-ки учрежда-ются также минист-ми и ведомствами.

В каждом городе и районе функционирует сеть муниципальных публичных б-ек, в кот. входят:

Муниц. сельская Б. – публичная Б., обслуживающая все слои населения муниц. (администр.) округа.

Муниц. городская Б. – публичная Б., обслуживающая все слои населения микрорайона города.

Муниц. детская Б. (сельская, городская) – публичная Б., обслуживающая население в возрасте до 14 л.

Муниц. юношеская Б.(городская, сельская) – публичн. Б., обслуживающая население в возрасте до 25 л.

Центральная Б. – муниц. публичная Б., учрежденная территор. органом местного самоуправления (муниципа-литетом района или города), головное подразделение объединения муниц. б-ек, выполняющая ф-ии коорди-национного и метод. центра, обслуживающая все население города или района – муниц. образования.

Центральная детская Б. – муниц. Б., структ. подразделение объединения муниц. б-ек, центр орг-ции чтения детского населения территории.

Муниц. публичные б-ки на добровольной основе создают объединение муниц. б-ек (ЦБС) во главе с центр. Б., функционирующее на основе общего единого фонда, управления, бюджета, штата и организационно-технолог. единства, являющееся юрид. лицом.

Библиотечные сети и системы. В принципе орг-ции и функц-ия биб. дела лежит принцип системности. Во всех развитых странах мира б-ки образуют разнообр. объединения на локальном, регион. или национ. уровнях, именуемые «биб. системой». Библиотечная система - это вся сов-ть б-ек страны, взаимодействующих на уровне отдельных биб. сетей, т.к. они имеют общую цель - обеспечение доступа к ИР общ-ва. Биб. системы возникают в рез-те взаим-ия б-ек. Эффект. биб. системы определяется уровнем межведомственного взаим-ия б-ек как процесса преодоления ведомст. обособленности и осознания биб. процесса как общесистемного. Межбиблиотечное взаим-ие совм. деят-ть б-ек на основе разделения полномочий и взаимн. обязательств с целью наиболее полного удовлетворения инф. потребностей и эффект. использ. биб. ресурсов. Можно выделить осн. формы М.в.:

- координация – осущ-ся на основе размежевания ф-ций б-ек, специализации биб. ресурсов, в рез-те чего сокращ. нерацион. дублирование, повышается эффект. работы при наименьших затратах и т.д.

- централизация – сосредоточение одного или неск. процессов биб. технологии в едином центре, объедине-ние неск. б-ек в одно учреждение путем образования централизован. биб. системы (ЦБС).

- кооперирование – орг. форма устойчивых связей м/у б-ми в целях объединения ресурсов и деят-ти, не нарушающая сам-ти б-ек.

- интеграция – процесс взаимосближения б-ек в рамках единой системы.

Виды, регулярность, ритмичность, интенсивность межбиблиотечных связей во многом зависят от того, расположены ли соответствующие б-ки в пределах одного населенного пункта, в нескольких соседних, в одном эконом. районе или значительно удалены друг от друга. Поэтому важной научной категорией теории биб. систем является территориальная общность б-ек. По масштабам территории, кол-ву б-ек, объему и хар-ру биб. ресурсов, уровню орг-ции взаим-вия б-ек можно выделить первичные, локальные, областные и региональные биб. объединения. Библиотечное объединение (БО) – совок-ть б-ек, представляющая собой единое целое и образующаяся как рез-ат развития различных форм взаим-ия б-ек. При создании БО происходит перестройка: в установлении опред. связей б-ек м/у собой, в установлении управленч. центра, централизуется ряд ф-ций, централизация средств б-к (возможна), расширяются возможности б-к, они получают доп. ресурсы, поднимается уровень обслуживания, придается значение новым технич. средствам, позволяющим осущ-ть электр. обработку, хранение и передачу данных в рамках биб. сетей. Структура БО сложная, обусловлена принадлежностью б-ек к тому или иному ведомству, типу, их кол-ву, статусом, степенью развития биб. ресурсов и межбибл. связей. Централизованная биб. система (ЦБС) - одна из форм БО, единое юридически целостное учр-ие, функцио-нирующие на основе общего упр-ия, штатного расписания и бюджета, единого биб. фонда и спр.-б/граф. аппарата, общей технологии формир. ресурсов и их использовании. ЦБС образуют, как правило, б-ки одного ведомства или однотипные по ф-ям. Возглавляет ЦБС центр. б-ка, кот. выполняет наиболее важные для всех б-ек филиалов системы задачи (формир. фонда, обработку, повышение квал-ции). ЦБС призваны повысить уровень работы небольших б-ек, кот. в отдельности не могли обеспечить необход. полноты и кач-ва обслужи-вания своих читателей. Объединение ресурсов неск. б-ек делало доступным весь фонд ЦБС благодаря инф-ии о его составе в каждом филиале, наличию связи и доставке лит-ры читателям любой б-ки системы. ЦБС позволяет также расширить инф.-б/граф. деят-ть, ускорить автоматизацию биб. процессов, повышает роль ЦБ в управлении биб. процессами, в орг-ции всей системы. Одним из направлений централизации явл. создание единого книжного фонда ЦБС и организации его использования. Территориальное биб. объединение (ТБО) – региональн. образование б-ек, основанное на принципах добро-вольности, самоупр. и сам-ти в выборе форм взаим-ия с учетом взаимовыгодности, эконом. заинтересован-ности. Для ТБО хар-ны: общность проф. задач по обеспечению биб.- инф. обслуживания, общность терр. и обусловленные этим профильность биб. ресурсов, длительные технол. взаимоотношения б-ек, наличие единого органа управления. ТБО включает биб. учреждения, биб. сети и системы независимо от ведомств. принадлежности, располож. на данной территории при сохранении юридического статуса б-ек. Цель ТБО - обеспечение равных прав всем гражданам на получение ими биб. услуг. В основе теор. обоснования пробле-мы ТБО - концепция биб.-территориальных комплексов (БТК), разработанная в 70-е гг. Н.С. Карташовым. ТБК - устойчивое и организованное объединение сложившихся ведомственно-отрас. биб. систем терр., кот. постоянно взаим-ют и образуют структурно и функционально единое целое. Главное достоинство ТБК - межведомственный комплексный хар-ер взаим-ия б-ек, позволяющий максим. использ. преимущества терр. концентрации биб. ресурсов, преодолевать их ведомст. разобщенность и ограничения в доступности. Формирование ТБК - поэтапный процесс: от первичных объединений - к локальным отрас. и межведомств, комплексам, от них - к обл. и ТБК крупных эконом. районов. Создание ТБК обусловлено гл. обр. форм-ем автоматизир. биб. сетей, а также развитием рыночной экономики и самоуправлением. Новые инф. технологии создают возможности для совместной деят-ти б-ек, кот. развиты недостаточно (координированные программы комплектования фондов, создание БД коллективного пользования, центров хранения малоиспользуемой лит.).

Объединение научных и специальных библиотек Сибири и Дальнего Востока – функционирует с 1966 г. при ГПНТБ СО РАН. Включает обл. научные, краевые, национ., респ., окр. (нац. окр.) б-ки, зональные метод. центры вузов. б-ек (Томского, Иркутского и Дальневост. ун-тов), ГПНТБ СО РАН и центр. б-ки научн. центров СО РАН, ЦНСХБ СО Россельхозакад., инст-ты иск-ва и культуры. Содействует формир. и эффект. использ. биб. ресурсов на территории путем межведомств. координации. Задачами первостепенной важности явл. раскрытие фондов б-ек региона (сводные каталоги), влияние на книгоизд. политику, особенно в отношении лит-ры на яз. коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

Библиотечная сеть - совокупность б-ек, выделяемая по признакам: принадлежность опред. территории, учредителю, отрасли; хар-ся единством целей, административной соподчиненностыо, взаим-ем в формир. и использ. биб. ресурсов, разграничением сфер деят-ти и обязанностей. Развивающаяся компьютеризация б-ек не только ускоряет создание биб. систем, но и создает условия для нового пути их формирования. Новая ситуация заключается в том, что ЦБ региона того или иного уровня, становясь лидером по освоению новых ИТ, предоставляет возможность подключения к создаваемой ею автоматиз. системе других б-ек региона. Они выступают при этом сначала только как польз-ли, а по мере своей компьютеризации начинают брать на себя и партнерские обязательства. Этот путь создания единых автоматиз. сетей в регионах соотв. общему принципу системности развития биб. сети страны.

Академические б-ки тип спец. б-ек, действующих в системе Академии наук и обеспечивающих биб.-инф. обслуживание научных коллективов. Организационная структура А. б:

1) ведомственно-территор. универс. биб. центры, призванные служить базой биб.-б/граф. обслуживания всех отраслей науки (БАН, ЦНБ региональных отделений РАН: Дальневосточного, Сибирского, Уральского);

2) б-ки, ориентированные на удовлетворение инф. потребностей научных коллективов, объединенных в научные центры. Они носят многоотраслевой хар-ер и их структура имеет в своей основе территориальный принцип. Их задача — инф.-библиотечное обеспечение академ. учреждений в рамках региона на уровне междисциплинарных связей (ЦНБ и НБ научных центров РАН в республиках - субъектах федерации и в составе Сибирского и Уральского отделений РАН);

3) б-ки, ориентированные на удовлетворение инф. потребностей научных коллективов отраслевых научных центров и комплексных НИУ. Они носят многоотраслевой или отраслевой характер (БЕН РАН, ИНИОН, б-ки отраслевых центров в Пущино, Ногинске и др.);

4) б-ки научно-исследовательских учреждений - наиболее многочисленная, изменчивая, мобильная часть системы - ориентированы на удовлетворение инф. потребностей научн. коллективов конкретного научного учреждения.

Библ-ки высших учебных – б-ки, предназначенные для удовлетворения инф. потребностей студентов и проф.-преподават. сооства, связанных с учебной, научно-исслед. и пед. работой. Б-ки вузов входят в структуру унив-тов, академий, институтов. Среди них: универсальные б-ки (старейших ун-тов), исследов. б-ки (вузов гуманитарного профиля), специальные б-ки (отраслевые). Первой, созданной в 30-х гг. 17 в. при учеб. заведении, считается б-ка Киево-Могилянской акад., затем б-ка Славяно-греко-латинской академии и нынешняя НБ Московского гос. ун-та им. М.В.Ломоносова. Метод. руков-во б-ми вузов разл. систем и ведомств осущ-ет Центр. биб.-информ. комиссия Минобразования России (ЦБИК). В ее структуре работают секции и комиссии, соотв. формам образования и осн. направлениям деят-ти б-ек вузов. ЦБИК действует на базе НБ МГУ как головного науч.-метод. и информ. центра для б-ек высш. и средн. спец. учеб. заведений. Обществ. биб. комиссии действуют в рег-ах на базе унив. б-ек, разрабатывают проекты регламентирующих док-ов, организуют повышение квалификации, оказывают консульт. помощь и пр.

Специальные библ-ки – б-ки, деят-ть кот. направлена на удовлетв. инф. потребностей, связанных с проф. деят-тью, подготовкой кадров разного профиля и уровня (медицинские, сельскохозяйств., педагогические). Такие б-ки создаются в соответ. с принятой структурой произ-ва, науки, культуры, образования. При этом состав фонда м.б. ограничен отраслью знания, видом лит-ры или практическими потребностями читателей. В России имеются следующие сети спец. б-ек: технические, сельско-хозяйств., медиц., академич., народного образования. Каждая сеть спец. б-ек имеет присущие только ей специфические задачи, от кот. зависит состав фонда, его использование и методы работы с ним. Каждую сеть спец. б-ек возглавляют одна или неск. общерос. б-ек: ГПНТБ РФ, РГПБ, ЦНСХБ, ЦНМБ, БАН, БЕН, ИНИОН и т.п. Дальнейщее подразделение сети: ведущие отрасл. б-ки (мин-ств, ведомств, общерос. НИИ, крупных пром. образований); регион. б-ки (н., ГПНТБ СО РАН, обл. научн. мед. б-ки); б-ки фирм, комбинатов, объединений.

Крупнейшие библиотеки России:

Б-ка Российской академии наук (БАН) – одна из крупнейших б-ек мира, старейшая в России академич. Б., имеющая централиз. сеть петербургских академич. б-ек. Первая российская общедоступная Б., созданная по Указу Петра I в 1714 г, выполняла ф-ции обслуживания науки, была "предоставлена в пользование академи-кам", служила инструментом Академии и вместе с тем являлась не элитарным, а общедоступным учр-ем «для читающей публики». Явл. научно-исследоват. инст-ом в области библ-ия, информатики, книговедения, консервации и реставрации док-ов, безопасности б-ек и архивов.

Российская гос. библиотека (РГБ), Москва– национ. федеральная б-ка, крупнейшая в Европе, вторая в мире после Б-ки Когресса США. Это научн. центр в области библ-ия, б/графоведения и книговедения. По ее инициативе создана и успешно работает Биб. ассамблея Евразии, благодаря кот. осущ-ся обмен инф-ей с др. б-ми стран СНГ. Поддерживает связи с б-ми разных стран и междун. проф. орг-ями: ИФЛА, ЮНЕСКО. Как центр. отрасл. орган Росинформкультуры Б. осущ-ет все виды инф. деят-ти.

Российская национальная б-ка (РНБ), Санкт-Петербург – старейшая гос. универс. Б. страны, одно из крупнейших в мире инф.-б/графич. учреждений, рос. центр науч.-исслед. и науч.-метод. работы в области библ-ия, б/графии и книговедения. Осн. в 1795 Екатериной II как Имп. Публ. б-ка и нац. книго-хранилище. Явл. членом межд. проф. сообщества. Осн. проблемы, кот. решает сегодня Б.: разработка стратегии развития в 21 в.; стратегия отд. направлений деят-ти; развитие проектной деят-ти; обновление политики формир-ия биб. фондов; реализация Нац. программы сохранности биб. фонда; участие в формир. и реализации гос. биб. политики в РФ. Проекты: RUSMARC, Центр Либнет, Арбикон.

Гос. публичная научно-техническая б-ка России (ГПНТБ России), Москва - крупнейшая научно-технич. Б. в стране; научно-исслед. инст-т и центр по б/графии и стандартизации; депозитарий отеч. и заруб. научн.-технич. лит-ры и координац. центр для сети научно-технич. и спец. б-ек страны; головная орг-ция по сводному каталогу научно-технич. лит-ры б-ек России и стран СНГ. Одна из крупнейших создателей БД на различных электр. носителях. Член ИФЛА и Междун. ассоциации б-ек технич. ун-тов.

Гос. публичная историческая б-ка России (ГПИБ) - крупнейшая научная специализированная в области истории б-ка страны, основана в 1939 г. Явл-ся гос. хранилищем лит-ры по истории, историч. наукам и смежным дисциплинам. Одной из первых в России предложила широкой читат. аудитории воспользоваться дистанционным заказом и получением лит-ры. Специально разработанная программа позволяет прямо с веб-сайта оформить заказ на электр. копию док-та.

Всероссийская б-ка иностранной лит-ры им. М. И. Ру­домино - одна из крупнейших публичн. и научных б-ек России, специализир. на лит-ре на иностр. языках. В отличие от др. центр. Московских научн. б-ек, в нее записываются читатели с 16 лет, для б. младших читателей (с 5 до 16 лет) действует детский зал. Располагает обширным фондом лит-ры по гуман. наукам. По сравнению с др. крупн. б-ми Москвы (РГБ,ГПИБ, б-ка ИНИОН), преимуществом Б. явл-ся быстрое (15-20 минут) выполнения заказа книг из книгохранилища. Организована также услуга предварительного заказа книг по телефону за чисто символическую плату.

Всероссийская патентно-техническая б-ка (ВПТБ) – явл. крупнейшим инф. ресурсом и структ. подразде-лением Роспатента (Фед. инс-т пром. собственности - ФИПС). Предоставляет инф-ию о патентных док-ах 79 стран и 7 междун. патентных ведомств. Имеет собств. систему автоматиз. спр.-инф. поиска, кот-я использ. при проведении патентных исследований, патентного поиска и экспертизы на патентоспособность. Осн. польз-ли Б. - патентные поверенные, патентоведы и спец-ты по патентной работе.

Российская гос. б-ка для молодежи – фед. гос. учреждение культуры, инф.-консультацион., исследоват-ий. центр для б-ек России по работе с молодёжью. Хотя б-ка ориентирована на специализир. обслуживание молодёжи от 14 до 30 лет, её двери открыты польз-ям всех возрастов. Осн. цель - стать своеобразной альтернативой коммерческому досугу молодёжи, обеспечить свободный доступ к печатной и электр. инф-ии, стать своеобразной зоной безопасного и комфортного проведения свободного времени.

Б-ка по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) – рос. Б. естественнонаучного профиля со статусом научно-исследовательского инст-та, возглавляет централизованную биб. систему, включающую более 200 б-ек научно-исследовательских учреждений РАН (ЦБС БЕН РАН). Располагает одним из наиболее богатых в стране собраний научной лит-ры, изданной после 1973 года (год образова-ния Б.). Фонды включают отеч. и заруб. лит-ру по ест. и точным наукам, а также по теорет. проблемам технич., медиц. и сельскохоз. наук.

Гос. публичная научно-техническая б-ка Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) – крупнейшая в Сибири акад. Б. научно-технич. профиля со статусом научно-исследов. инст-та в области библ-ия, б/графоведения, книговедения, информатики. Свою деят-ть в Новосибирске начала в 1958 г. (в 1957 г. было принято решение об орг. в Новосибирске Сиб. отделения АН СССР и Вост. отделения БАН, в 1958 г. на базе Гос. научн. Б. созданы ГПНТБ СССР в Москве и ГПНТБ СО РАН в Новосибирске). Явл-ся центром научно-технич. инф-ии Сиб. отделения Рос. акад. наук, регион. координационным центром научных б-ек Сибири и Дальнего Востока, гос. многоотрас-левым региональным депозитарием для научных и спец. б-ек всех систем и ведомств Сибири и Дальн. Востока, регион. центром МБА, научно-метод. центром для б-ек Сиб. отделения Рос. акад. наук. Б-ке принадлежит ведущая роль в инф. обеспечении науки, промышленности и культуры Сибири. Получает бесплатный обязательный экземпляр док-ов, (включая патенты). По объему фонда и осн. показателям работы сравнима с РНБ и РГБ, а ее фонд редких книг и рукописей явл-ся одним из важнейших памятников рос. культуры.

Всероссийский институт научной и технич. инф-ции (ВИНИТИ) РАН – федер. орган научн.-технич. инф-ии, науч.-исслед. учреждение РАН и органов гос. власти по науке и технологиям РФ, крупнейший инф. центр России и мира. С 1952 г. издаёт Реферативный журнал (РЖ) по различным областям науки и техники (с периодичностью 1-2 раза в месяц), в кот. публикуются рефераты на основе обработки док-ов (диссертаций, журналов, книг) ежегодно из 130 стран мира на 66 языках в области точных, естеств-ых, медицинских и технических наук. Также ведутся БД по научным публикациям в РФ и мире.

Институт научной инф-ции по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Москва - крупнейший в РФ центр научной инф-ии и многопрофильный научно-исследовательский инст-т в области социальн. и гуманитарных наук, создан в 1969 на базе Фундаментальной б-ки по обществ. наукам. Подготавливает и издаёт серии б/граф., реферативных и аналитических изданий, располагает Автоматиз. инф. системой по обществ. наукам, проводит научные исследования в области правоведения,истории,экономики,социологиии соц.психологии,философии,культурологии,литературоведения,языкознания,регионоведенияидр. дисциплин.

В.2. История и современное состояние книжного дела за рубежом. В древнейшие времена чел. память была ед.ср-вом сохранения и передачи опыта, инф-и о событиях и людях. Период устной книги. Сущ-ли бесписьменные цивилизации, где необходимые свед-я просто заучивались наизусть жрецами, сопровождая пением и танцами («живые письма»).Первобытные сказатели использовали ленточки, узелки, зарубки, заметы, рисунки (в пещерах). Это начатки искусства, письменности.Пиктография - рисуночное письмо. Существовала и иероглифическая система письма, она находилась в руках жрецов. В Вавилонии писали палочками на сырой глине - клинопись. На основе древнеегип-го почерка возник древнегреч. алфавит, ставший родоначальником всех алфавитов мира. В наст.время народы мира употребляют 8000 алф-ов и их вариантов. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863г. изобрели азбуку для славянских наро- дов. Наиболее древним мат-ом для книг была глина, из нее лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая знаки - глиняная клинописная книга. Египтяне изготовляли папирус (тростник) для письма, папирусные ленты склеивались, сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы, к которым прикреплялись этикетки с названием книги, получался свиток - первая форма книги в мировой цивилизации (датируются 3 тысячилетием до н. э.). Книги создавались из листков слоновой кости, кипарисовых досочек, выкованные из драгоценных металлов, ткани. Состоятельные люди считали престижным иметь биб-ку. Самым богатым книжным собранием антич-ности была Александрийская б-ка царей Птолемеев (б. 700000 папирусных свитков). Наряду с папирусом получил распространение материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Он был назван пергамент - нарезался на листы, кот. сшивались м/у собой, так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок (2 в. н.э.). В Др. Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. На такой книге, также как и позднее, на шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточ-ками, используя тушь. Берестяные книги распр-ие получили у славян и народов Индии. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. В Европе подъем книгописания связан с распр-ем христианства. Большое значение имели монастыри, кот. являлись центрами по переписке и распр-ию книг на протяжении Средневековья. Мастерские по переписке книг, а затем и биб-ки стали неотъемлемой частью любого монастыря. Книжное дело находится в руках духовенства. В 14в. в европей.странах производство книг переходит в руки мастеров-ремесленников, книга становится товаром. Великие открытия, НТР, промышленное производство требовало знаний и сведений, решающую роль сыграло книгопечатание. Оно также способствовало становлению культуры, лит-ры, письменности, грамотности. Принцип штемпелевания был известен еще в клинописных культурах Др. Востока. В Китае иероглифы стали вырезаться на деревянных досках, оттиски стали называться ксилографией. Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания принадлежит И. Гуттенбергу (немецкий). Он создал первое типографское оборуд-ие: печатный стан и наборная касса и изобрел новый способ изготовле- ния шрифта. В 1450-1455 гг. напечатал свою первую Библию. Вт. пол. 15в. была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе. Книги, изданные до 1950 г., принято называть инкунабулы. Книги, напечатанные с 1550 по 1950 г. включительно, обычно именуются палеотипы, т.е. старинные изд-я. Инкунабулы были не дорогими. На протяжении 16 в. книги, предназначенные для печати, проходили гос. регистрацию, а издатель получал лицензию. Во многих европейских странах сложилась строгая иерархия в книгоиздании издатели стали объединятся и создавать первые акционерные предприятия. Основную массу книг составляли религиозные издания на латинском яз., а в 17в. увеличился поток политических книг, листовок, брошюр на народных яз. Известная фирма в Голландии Эльзевиров стала выпускать миниатюрные издания т.е. карманные книги. В Париже впервые появляется книга, на корешке которой указан автор и название. На смену рыцарскому роману пришел плутовской. Продуктом эпохи явились газеты (первая ежедневная, регулярная в 1669 г. в Германии). Эпоха 18b. требовала опережающего развития науки, техники, практики, стала необходима книга универсальная, техническая. В это время появились альманахи - небольшие сборники карманного формата, содержавшие различные сооб- щения, статьи, очерки, стихи, которые выходили периодически т.е. прародители наших журналов. В Англии получили распространение памфлеты - остросатирические очерки обличительного типа. Агитационная лит. состояла из брошюр и листовок. Большую роль в развитии книжной эпохи просвещения сыграли энциклопедии. В 19в. следует отметить прогресс в области технического перевооружения книгопечатания, введение механических двигателей в основу производства книг. В 1811 г. в Лондоне построили первую в мире скоропечатную машину, на паровом двигатели (Ф.Кениг, А.Бауэр). Новая машина сконструирована англичанином А.Эплгейтом, Р.Хоэ в 1846-1848гг. и названа ротационной. В те же годы рождается технология плоской печати для производства в первую очередь иллюстраций – литография (в г. Мюнхене А. Зенефельдер). Могучий импульс в дальнейшем развитии книгопроизводства дало изобретение фото(в 1839 г. Л.Ж.М.Дагер). Разнообразна тематика и типы книг в это время. Львиную долю книг занимает религиозная, церковная лит., которая переживает процесс обновления. Пользуется спросом: науч.лит., разнообразные справочники, энцик-ии, словари. Период. печать становится огромной политич.силой - «4-ой властью». Худ. лит. (беллетристика) носила развлекательный хар-тер, господствовали «готические романы», наполненные ужасами. Выпускались «бульварные романы». Издавались детские альманахи и журналы, появилась приключенческая и научно-фантастическая ли-ра. (Ж.Верн). Появился плакат, листовка, карикатура. Издатели Х1Хв. сыграли выдаю-щуюся роль в развитии и производстве книги. Филипп Реклам (Гер.) дешевой серии «Всеобщая биб-ка». Фридрих Брокгауз издавал справочную, энциклопедии. Пьер Жюль Этцель издавал детскую, учебную. Француз Луи Ашетт издатель учебников, пособий для школы. Пьер Ларусс словарей, энциклопедий. Первое объединение книготорговцев возникло в Германии в 1825г. образовался Биржевой Союз, руководил проведением ярмарок, книжных лотерей, издавал каталоги. Развивается розничная торговля по почте. Начало 20в. Возникновение целой сети междунар-ых, общечеловеческих связей, контактов привело к всеобщему пониманию единства книги. В 60-70-х гг. произошла модернизация полиграфического производства. В печать внедрялась электронная, лазерная техника, физико-химическая технология, что позволило улучшить издательский процесс. Внедрение компьютерной техники привело к созданию единых автоматизир-ых систем управления книгопроизводством. Сегодня мир. рынок во всех отношениях един. Осн.потребитель -массовый чит-ль, его спрос направляется рекламой, общественным мнением. Другая категория потреби- тель - люди науки, техники, определяется спрос потребностями управления и творчества. Третья - люди состоятельные, коллекционеры, библиофилы. С 1950г. существует «Меж. сообщество нац-ых ассоциаций книжной торговли», проводящее мероприятия по сближению интересов разных народов, распрострне- нию передового опыта. Цель их едина: развивать книгу как достижение человечества, усиливать ее гумма нитарное, прогрессивное, миролюбивое влияние на массы людей.

В.3. Информационные процессы. Инф. Система как взаимосвязанная совокупность средств, метожов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи инф. С целью решения конкретной задачи. Информатизация постиндустриального общества. Целью инф-зации явл. создание инф-го общ-ва, когда большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией инф-ии. Для решения этой задачи возникают новые направления в науч.и практич.деят-ти членов общества. Так возникла инф-тика и инф.технологии. Характерными чертами инф-го общества являются:устранено противоре чие м/у инф-ой лавиной и инф-ым голодом; обеспечен приоритет инф-ии перед другими ресурсами; главная форма развития общества – инф-ая экономика; в основу общества закладывается автоматизир. генерация, хранение, обработка и использ-ие знаний с помощью новейшей инф-ой техники и технологии; инф. технологии приобретают глобальн. хар-ер, охватывая все сферы соц.дея-ти человека; формируется инф-ое единство всей человеч.цивилизации; с помощью ср-в инф-тики реализован свободный доступ каждого человека к инф. ресурсам всей цивилизации. В истории развития цивилизации произошло несколько инф-ых революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки инф-ии. 1 революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому кач-му и колич-му скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. 2-ая (сер.16в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общ-во, культуру, организацию деят-ти. 3-я (конец 19в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать инф-ю в любом объеме. 4-я (70-е гг. 20в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персон. компьютера. Этот период хар-ют 3 фундаментальные инновации:переход от механич-х и элект- рических ср-в преобразования инф-и к электронным;иниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;создание программно - управляемых уст-в и процессов.Последняя инф-ая революция выдвигает на первый план новую отрасль – инф-ую индустрию, связанную с производством тех.с-в, методов, техно -логий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими инф. индустрии становятся все виды инф. технологий, особенно телекомму-никации. Инф-ное общество -общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией инф-и, особенно высшей ее формы – знаний. Ученые выделяют 2 осн.теоретико-методологических подхода к инф-зации общ-ва: технократический – когда инф.технологии считаются ср-ом повышения производит.труда и их использ-ие ограничивается сферами производства и упр-ия; гуманитарный – при котором инф.технология рассматривается как важная часть человеч.жизни, имеющая значение не только для производства, но и для соц.сферы.

Япон.ученые считают, что в инф-ом обществе процесс ком-зации даст людям доступ к надежным источникам инф-и, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки инф-и в производ-ой и соц.сферах. Ближе всех на пути к инф-му обществу стоят страны с развитой инф-ой индустрией, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы. Концепция инф-го общества довольно абстрактна. Она упоминается уже более 20 лет в нац.программах, таких как «инфодеревни» в Яп., и telematik во Фран. Некоторые индикаторы, характеризующие продви- жение страны к ИО: Наличие вычис.техники; Кол-во компь-ов, связанных с глоб-ми сетями; Затраты на инф.технологии; Кол-во польз-ей с сити Интернет; Кол-во серверов с выходом в Инт-т; Кол-во домашних комп-в; Объем электронного документооборота для организаций.Переход от индустриального общества к инф-му называют информатизацией – этоорганизованный соц.-экономический и науч.-тех-й процесс соз-дания оптимальных условий для удовлетворения инф-ых потребностей и реализации прав граждан, органов гос.власти, органов мест.самоупр-я, организаций, обществ.объединений на основе форми-я и использ-ия инф.ресурсов. История развития инф-зации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. в Яп., и с конца 70-х гг. в Зап.Европе. Яп-я явл.лидером по производству соврем. Инф.продуктов, услуг и технологий. Цель яп. проекта – связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Программа создания эл-го правит-ва в Яп.реализуется на основании принятой в марте 2001г. программы «317 шагов», главная цель которой к 2055г. обеспечить мировое лидерство в сфере инф.технологий. Программа гос.инф-зации Германии говорит о том, что инф-ое общество принципиально невозможно без эл-го правит-ва. Программ ма США преследует цель упростить и удешевить в/действие граждан и представителей бизнеса с гос.стр-рами, и сделать возможным прямое обращение граждан к правительству. Рос.система эл-го прав-тва подразумевает обеспечение доступа граждан к максимальному кол-ву открытой гос.инф-ии. Говоря об инф-ом обществе необх. знать о таком понятии как единое инф. пространство – совок-ть инф.ресурсов и инф. инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное инф-ое взаимодействие гос-ва, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым инф-м ресурсам. Важнейшей частью ЕИП является лицензирование и сертификация инф-ии. Инф-ный потенциал общ-ва- инф-е ресурсы, инф-е продукты и услуги. Инф-ые ресурсы – отдельные док-ты и отдельные массивы док-в, док-ы и массивы док-ов в инф-ых системах (биб-ах, архивах, фондах, БД). Инф.ресурсы явл. базой для создания инф-х продуктов. Инф.продукт – совок-ть данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Инф.продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Инф.услуга – получение и предоставление в распоряжение польз-ля инф.продуктов. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования инф.ресурсов и создаваемых на их основе инф.продуктов. Рынок инф.продуктов и услуг– система экономических, право вых и организационных отношений по торговле продуктами интеллект. труда на коммерческой основе. Здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают инф.системы, инф. технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–тех.услуги, различного рода инф-я и пр.виды инф. ресурсов. Инфраструктура инф-го рынка – совок-ть секторов, каждый из которых объединяет группу людей/организаций, предлагающих однородные инф. продукты и услуги.Функции инф. бизнеса:

- управление финансами и ведение учета, - управление кадрами, - материально-тех. снабжение, - орг-ция производства, - маркетинговые исслед-я, - лизинговые операции, - консультационное обслуж-е, - страхование имущества и инф-и, - организация службы инф-ой безопасности, - сервисное обслуживание.

Б.25. В.1.Биб.фонд в системе документных фондов. Любая Б. явл-ся учр-ем, т.е. у нее есть учредитель, но имуществом она не владеет, а наход-ся в доверенном управлении. Фонд не явл-ся собственностью Б. Фонд (от нем.) – база, основа. БФ -1) систематическое собрание док-ов, подобранное в соответствии с задачами, типом и профилем Б., предназначенное для использ-ия чит-ми и хранения в течение времени пока преставляет реальный и потенциальный интерес;2) собрание матер-ых носителей инф-ции, предназначен для передачи инф-и и многократного использ-ия. БФ взаи- мосвязан со всеми подсистемами биб-ки и биб-ой в целом. Различают прямые (выходные) и обратные (входные) связи. Прямые связи. Воздействие БФ на остальные элементы (подсистемы) биб-ки и биб-ку в целом. Кол-во и содержание док. в БФ прямо влияют на хар-ки чит-ей: их число, состав, потребности. Док-т, как вещь, нуждается в спец.помещениях и спец.оборудовании для комплектования, учета, обработки, хранения, поиска и использ-я, температурно-влажного режима, тех-ой, физико-химической, биологической защиты от повреждений и исчезновения и др. БФ существенно влияет на биб-ку в целом: - без Ф. нет и самой биб-ки, т.к. фонд основа фундамент ее деят-ти. - благодаря Ф. биб-ка обретает возможность реализовать свои соц. ф-ции- наличие БФ создает и круг абонентов биб-ки, способных активно и плодотворно им пользоваться - содержание и форма сосредоточенных в фонде док-ов определяют тип и вид биб-ки в целом. Следовательно, от того насколько правильно решаются проблемы формир-я БФ зависит участь всех компонентов биб-ки как соц. института и ее самой как системы. Обратные связи. Вместе с тем документ, а с ним и БФ в свою очередь испытывают влияние других осн. элементов и соответственно подсистем биб-ки. Кол-во и потребности абонентов влияют на состав и величину Ф., состав и величина Ф. должны соответствовать задачам, решаемым б-ой в обществе в данный момент времени. Отношения м/у док-ом и абонентом б-ки регулируются посредствам биб-ря. Активно влияет на БФ и мат.-техн. база б-ки, ср-ва механизации и автоматизации. От величины помещения, от техн. ср-в и оборуд-ия, непосредс-твенно зависят технология и условия К., учета, обработки, размещения, хранения, раскрытия БФ перед чит-ми.

Системный подход предполагает: 1) Рассмотрение явления с т.зр. его стр-ры, т.е. выявление некоторых элементов, из кот. это явление состоит2) Рассмотрение взаимодействия элементов стр-ы м/у собой, их взаимовлияние3) Изучение воздействия внеш.среды на явление (напр., большое влияние оказывают соц., экономич., полит. факторы)4) Воздействие самого явления на внеш.среду. Элементы БФ как системы: 1)Документ – первый элемент БФ2)Фонд – взаимодействующая совокупность. БФ обладает внешнесис-темными и внутрисистемными ф-ми: Внешнесистемные ф-ции БФ (соц-ые), как системы: 1) кумуля-тивная (сбор док.)2) меморильная – ведущая (ф-ция памяти, т.е. сохранение док.во времени и прост-ве)

3) коммуникативная (ф-ция связи м/у поколениями, группами). Для общедоступных б-ек как инф.-образоват. и культурно-досуговых центров эти общественные ф-ции реализуются как инф-ная, образоват-ая, досуговая, культурно-просвет-кая, социализирующая, с пособствующая адаптации человека в социуме. Внутрисистемные ф-ции БФ (организационные), как системы:1)ф-ция основы биб. деят-ти 2)утилитарная ф-ция (ф-ция практического использования) 3)технологическая ф-ция (основ технологии БФ)

Свойства БФ как системы: 1) целостност ь – соотв. фонда задачам Б. 2) открытость – д.б. открыт для новых поступлений и коррекции имеющегося 3) динамичность – фонд постоянно наход-ся в движении – идет поступление и выбытие док-ов4) статичность – сохранность Ф., выделение ядра 5) у правляемость – документопотоком нужно управлять6) стохастичность (случайность, непредсказуемость) – проявляется в том, что трудно предугадать состав чит-ей, какие док-ты будут на рынке, какие новые док-ты на различных носителях7) надежность – способность фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов чит-й

8) информативност ь – разнообразие, глубина и полнота подбора док-ов. Как и всякая система, БФ обладает связями, без кот. не может сущ-ть. Выделяют связи развития и преобразования. Развитие БФ сперва идет механическим умножением кол-ва однотипных док-ов, если речь идет об одной биб-ки, или однотипных фондов, если речь идет о группе б-ек одного назнач-я. Преобразование БФ - объективно неизбежный этап в развитии БФ. Он вступает в него по причине растущего противоречия между новыми и старыми док., а также между док-ми и требованиями к ним со стороны чит-ей. Документный фонд – систематизир. собрание док., формируемое в соотв. с целями, задачами владельца и предназн. для удовлетворения инф. потребностей. Он яв-ся осн. инф. ресурсом, кот. создает б-ка. ИР – имеющиеся в наличии запасы инф-ции, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. ИР-док. ресурсы, кот. делятся на документальные массивы и документные потоки. Виды документных фондов: - фонды биб-ек - фонды органов научно-техн. инф-ции - архивные фонды - музейные фонды - фонды книжных магазинов - фонды личных б-ек. Достоинство – возможность оперативно получать инф-ию в любое удобное время. Недостаток – не располагают максим. фондом обществен. б-ек.! Общим для всех фондов явл-ся то, что все они выступают в качестве массивов док-ов, несут важную инф-цию, использ. единые методы формир-ия массивов.

Единый БФ – сов-ть БФ, основанная на кооперированном и/или координированном К. и взаимо использ., их отражении в сводном каталоге, др. формах информир-ия о составе и обеспечении доступа польз-ей к фондам. Единый БФ образуется в пределах разных территорий: в районе, области, крае и т. д. Распределенный БФ. – совокупность территориально удаленных БФ, имеющих согласованные принципы К., орг-ции и использ-ия, а также средства дист. получения инф-ии о составе Ф. и доступа к док. из эти фондов. БФ как макросистема. Если системой считать Ф. отд. биб-ки, то его подсистемами будут фонды стр. подразделений этой Б., а фонды по отношению к фонду других биб-к предстают как суперсистема. При системном подходе изучаемая система рассм. как часть более крупной системы, а общая цель ее развития согласуется с целями развития этой макросистемы. Сущность координации состоит в согласовании профилей фондов биб-к разл. типов и видов с целью устранить неоправданное дублирование и тем самым повысить совокупный инф-ый потенциал биб-к. Координация БФ повышает качество отбора док., способствует рац. их размещению по территории, обслуживаемой координационной системой. Взаимодействие может осуществляться на различных уровнях. Профилирование предполагает пропорциональное соотношение составных частей Ф. во всех существенных для б-ки аспектах. Координация предполагает переразмещение док-ов в пределах б-ки по степени использ-ия. С этой целью внутри общебиб-го фонда выделяются резервные (фонд, предназначенный для пополнения фонда биб-ки, и филиалов), обменные (фонд, предназначенный для обмена документами, безвозмездной передачи биб-кам,организациям и частным лицам), депозитарные фонды (фонд, предназначенный для постоянного хранения и использования в специально выделенных биб-ках). Книгообмен это обмен док-ми на платной и бесплатной основе. Существует внутрисоюзный обмен и междунар.обмен (ответственен ГПНТБ, БАН, ИНИОН и т.д.). МБА – форма межбиб.взаимодействия и БО, основанная на взаимном использ. фондов б-к региона и страны, основан на использ. док. из фондов др. б-ек при их отсутствии в данном Ф. Перераспределение фондов – осн. на втор. отборе процесс взаимодействия структ. элементов совокупного Ф б-ки / биб-к по форм-ию Ф. в соответствии с задачами биб-ки, ее местом в библ-ой системе, а также структурой инф. запросов польз-ей. Система депозитарного хранения. Цель создания состоит в том, чтобы разгрузить б-ки от пассивной части Ф., но при этом не утратить док.,обладающие потенциальной ценностью. Важнейшей особенностью организации депозитарной системы явл-ся ее общегос-ый, вневедомственный характер. Существуют б-ки-депозитарии всесоюз. и регион.значения. По содержанию фондов на каждом уровне имеются универс-е, многоотрас-е и специализир-е депозитарии, а также областные, краевые и республиканские б-ки - последнее звено депозитарной системы. Депозитарии не имеют права исключать и уничтожать лит-ру (ветхие реставрируются и снимаются копии).

В.2. Библиографическая деятельность библиотеки. БДБ - это область инф-ой деят-ти по удовлетворению потребностей чит-й в б/граф.инф-ии.Б/граф.работа - это совок-ть процессов и операций по подготовке и использ-ию разнообразных б/граф.ср-в, для отражения и раскрытия фонда биб-ки, активного исполь- зования их реальными читателями. Организационно-функциональная стр-ра б/граф.службы биб-ек разных типов. Б/граф.деят-ть осущ-ся в б-ах всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности состава читателей, объема и профиля работы. БД является «сквозной функцией» биб-и, поскольку и при наличии б/граф.подразделения она осуществляется на всех осн.участках ее работы. Под организацией БД б-ки понимается комплекс мероприятий, направ-ых на обеспечение успешного выполнения б-ой своих задач с использованием всего арсенала б/граф.ср-в. Организационно- функциональная стр-ра этой службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К внешним относятся (мы не можем влиять): тип б-ки ее главные задачи; ведомств.принадлежность; состав индивид-ых и коллектив- ных аб.; видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов м/о выделить (можем влиять): кол-во подразделений биб-ки; их территор-ое размещение; число штатных сотрудников; -уровень их проф. подготовки; степень использ-ия ср-в автоматизации. К осн. направлениям БД биб-к относятся: - создание и ведение спр.-б/граф.аппарата (СБА) биб-ки;- составление БП-ий различного цел. и чит. назначения;- б/граф.информи-е; -СБО; - рекомендательно-б/граф.деят-ть; - консультативная и метод. работа;- пропаганда б/граф.знаний;- науч.-исслед-ая работа.В основе организации б/граф. деят-ти биб-ки любого типа лежат следующие принципы: - нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед биб-ой;- рац-ное сочетание централизации и децентрализации в организации б/граф. службы биб-ки;- доступность б/граф.обслуж-ия для всех групп чит-ей, пользующихся услугами биб-ки.Содержание и объем БД б-ки зависят от ее статуса и возложенных на нее задач. В б-ках бывают как отделы, так и сектора, группы, 1 библиограф. Вся организация б/фической работы обязательно строго регламентируется в положении о б/граф.отделе, долж-ых инструкциях. Это нужно для того, чтобы знать четко кто чем занимается. Стр-ра организации справочно-б/граф.работы в обл.биб-ке. В ОБ создаются отраслевые и комплексные отделы с целью совершенствования обслуж-ия определенных групп чит-ей. Организация спец. ч/залов и секторов. В структуре каждой ОБ выделен б/граф.отдел. Функции б/граф. отдела обл. биб-ки:1.активно участвует в создании СБА, 2.осуществляет б/граф. информи-ние групповых аб. преимущественно по краевед. тематике, оказывает помощь в этой работе другим подразделениям биб-ки.3. СБО. Им занимаются сотрудник и др. секторов. 4.составлении БП. Сектор краевед. б/граф-ии подгота- вливает текущие указатели типа «Лит-ра о Нов-ой обл-и», рекомендат-ые пособия посвященные знаменат. событиям, известным деятелям - уроженцам области и т. д.5.возглавляет работу биб-ки по пропаганде б/граф. знаний. 6.координационную и метод.работу как внутри биб-ки, так и за ее пределами. Планирование всей БДБ. Метод. функции – оказании помощи как подразделениям ОБ, так и биб-ам области. 7)Б/граф.отдел участвует в централизованных научных исследованиях. Особенности организации б/граф.работы в централизован- ных системах гос-ых мас-ых биб-ек обусловлены спецификой их стр-ры. Она характеризуется наличием биб-ек-филиалов, территориально удаленных от центр.биб-и и друг от друга в пределах города. Кроме того, в структуре большинства ЦБС отсутствует б/фический отдел как самостоятельное подразделение ЦБ. Функции б/граф. отдела ЦБС. Б/фы отвечают за все осн. направления б/граф.работы: формир-ие сба, б/граф.информи- рование, СБО, б/граф.обучение чит-й. Спец.биб-ки - (с/х б-ка, б-ка для слепых, б-ки работающие при какой-то организации, вуз. б-ки). Главной задачей б/граф.подразделения в этих биб-х явл-я б/граф.обеспечение управленческой деят-ти министерства, а также науч.-производ-ой деят-ти ученых, спец-ов и рабочих подведомственных министерству предпр-й, организ-й и учреж-й. Осн. функции б/граф.отдела спец.биб-ки: - б/фирование отраслевой литературы; (подготовка и издание ретроспективных тем. указателей по актуальным проблемам отрасли, рекомендательные пособия для рабочих отрасли); - б/граф.информир-е осуществляется с помощью списков, в которые включаются свед-я о книгах, статьях из отеч. и иностр.журналов и др. мат-ах, поступивших в фонд биб-ки;- создание и ведение СБА;-выполне- ние запросов в режиме «запрос-ответ»; - координации б/граф.работы биб-ек подведомственной сети, оказание им помощи в этой работе, а также повышение квалиф-и работников биб-ек отрасли. Вузовские биб-ки: создание и ведение СБА, составление БП, участие в б/граф.информир-ии, СБО, исслед-ая работа (изучение фонда, потребностей) метод. руководство. Почти все специальные биб-ки используют не только свои базы данных но и др. базы (напр., ВИНИТИ. ИНИОН). Б/граф. функции не б/граф.подразделений биб-ки. В отделе комплектования создаются и используются б/граф.ср-ва текущего комплектования и докомплектования фонда. Отвечает на запросы читателей о новых поступлениях. Показ новых поступлений в ЦБ, но и выступить на днях инф-ии с обзорами лит-ры. В отделе обработки лит-ы и организации кат-гов осущ-ся аналитико-синтет.обработка поступающих в биб-у док-в, результатом которой явл-ся б/граф. карточки с описанием док-в и индексами применяемой в биб-ке классиф-ой схемы (ББК). В ч/з отд. обслуж-я и абонемента осущ-тся СБО и б/граф. обучение чит-й. Инф-ные потребности подразделяют на: общественные (объективные), коллективные, индивидуальные (субъективные).Обществ-е потр-ти вытекают из задач соц., экономич-го и культ-го развития города, региона, страны, мирового сообщества. Они не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей, ориентируются именно на обществ.потребности. Они явл. также непремен-ной основой изучения коллективных и индивид. потребностей.Коллективные инф-ые потр-и - это потр-и каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач. В качестве таких групп напр., в публичной биб-ке могут выступать: учащиеся старших классов, учителя общеобразовательных школ? садоводы-любители и т.д. Основные группы потребителей б/граф.инф-ии. 1.Руководители всех рангов как наиболее квалифицированных спец-ов, наделенных правом принимать решения. 2.Специалисты, занятые в различных отраслях народ.хоз-ва, науки и культуры. 3.Рабочие, фермеры и т. п. Главное внимание при организации б/граф.обслуж-ия уделяется изобретателям, рационализаторам и передовикам про-ва, которые, как правило, явл. наиболее активными читателями би-ек. 4.Студенты, уч. школ, ПУ. Их инф-ые потребности связаны с учебой.

В.3. Классификация ИТ - предназначена для систематизации накоплен. знаний о них для последующего решения задач исслде-ия и практич. применения. Подходы к классификации ИТ: 1 ) По сфере применения: - базовые использ. практич. во всех областях применения и служат основой для построения прикл. ИТ (тех-гии БД, гипертекстовые тех-гии, мультимедийные тех-ии, тех-ии программирования, телекоммуникационные тех-ии, геоинфор-ые системы, тех-ии искусств.интеллекта, тех-ии защиты инф-ии и др.), -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: