В социологии под организацией понимают такую форму или способ совместной деятельности людей, при котором она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Организация является местом, где социальное пространство принимает наиболее упорядоченный и иерархически организованный вид.
Соц. организация представляет собой систему соц. групп и отношений между ними, направленную на достижение определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
По происхождению: естественные, искусственные и естественно-искусственные.
Общие признаки соц. организаций: целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию. Важнейшей является способность выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.
|
|
Типы организационной структуры: Неформальная — система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Характеризуется следующими чертами: рациональность, безличность, служебные отношения, функциональность, наличие персонала.
Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Это установленная схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.
Виды структур управления: I.Иерархический тип структур: Линейная структура: естественность и прозрачность отношений между членами организации, в первую очередь четкость отношений власти и подчинения, для каждого из руководителей определены и формально зафиксированы состав его подчиненных, вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели. Функциональная структура. Сущность функциональной структуры организации заключается в том, что все сложные решения, требующие наличия технических, экономических, юридических, психологических и других специальных знаний, должны приниматься только работниками, специализирующимися в этих областях, обладающими необходимой компетенцией, которая отсутствует у простых линейных руководителей.. Дивизиональная структура: выделение из состава организации производственных отделений с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления. II. Адхократический (органический) тип структур: Матричная структура: двойное подчинение рабочей группы. Эти группы подчиняются одновременно и руководителю проекта, и руководителю того функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия. Свободная структура: не имеет жесткой организации, а изменяет ее в зависимости от меняющихся условий и задач. Свободные структуры характеризуются очень низкой степенью формализации и иерархической соподчиненности; принятие решений в них максимально децентрализовано. Наибольший акцент в них делается на профессионализме, состоящем в инициативе ее членов, в самоуправлении.
|
|
Организационная структура создается для достижения организационных целей, поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализации может и должна претерпевать изменения, в противном случае эффективность организации можно существенно снизиться.
1. Дворянское самоуправление:
Жалованная грамота (1785 г.), наличие дворянских собраний в уездах и губерниях, выборность предводителей дворянства (губернского и уездного) – свидетельствующие об определенной самостоятельности людей этого сословия. Есть и другая сторона – за деятельностью губернского собрания осуществляли надзор центральные органы, а за работой уездного собрания – губернатор; кандидатуры предводителей утверждались императором и губернатором, соответственно. Деятельность собраний и выборных лиц этих собраний была направлена на укрепление государственного управления и объективно способствовала этому. Одной из причин дворянского самоуправления является разобщение этой единой силы путем разрешения некоторой самостоятельности в управлении в пределах губернии и уезда дворянскому сословию. Если при Петре I дворянин служил государству, то при Екатерине II государство служит дворянству. Даже самое урезанное самоуправление существует при условии, что какая-то группа людей самостоятельна относительно государства хотя бы в некоторых отношениях, но дворянство само составляло государство, а точнее, аппарат этого государства.
2. Во времена Екатерины II имело место и городское самоуправление. Органы городского самоуправления формировались на основе сословного принципа. Их деятельность была направлена на решение хозяйственных задач, это связано с тем, что гос. система не могла эффективно осуществлять отраслевую управленческую функцию на городском уровне. Однако «...городское управление действовало очень вяло, поскольку базировалось на узаконенном государственном неравенстве разных слоев населения и постоянно находилось под давлением чиновных верхов губернской бюрократии». Капитализация общества – реформа городского самоуправления 1870 г. Органы городского самоуправления трансформировались превращение в государственные структуры. Новый всплеск самостоятельности, активности городских органов самоуправления произойдет еще в советский период в 20-е годы. Причина этого процесса одна и та же – упрощенные хозяйственные формы не позволяют государству управлять ими; но как только производство набирает темпы, хозяйственная деятельность городов начинает влиять на политику государства, аппарат государства (управленцы) достаточно быстро структурирует, интегрирует отраслевой принцип управления в единую государственную систему.
|
|
3. Земское самоуправление. Устройство земского самоуправления в России во второй половине XIX в. объясняется ростом товарных отношений и отменой крепостного права. Значительная часть населения, крестьянство, обрела новый соц. статус, поэтому требовались новые формы организации жизни людей. В основании земского самоуправления был положен принцип сословного управления, где высшее сословие обрело статус субъекта, а крестьяне или крестьянские общины обрели статус объекта управления. Самостоятельность земства допускала координационную деятельность по избранию своих представителей в органы, учрежденные государством. Для центральных органов не имела значения личность предводителя уездного дворянства, главное, чтобы он и возглавляемые им органы выражали интересы гос-ва.
Важным обстоятельством, свидетельствующим об управленческой деятельности земского и городского самоуправления, является стремление участников этих форм организации жизни к созданию общероссийских гос. органов земства и к координации, согласованию деятельности городского управления по всей стране.
4. Под крестьянским самоуправлением понимается самостоятельность организации жизни в общине. Основными элементами, свидетельствующими о самоуправлении, являются сельский сход и избранный староста. Но их деятельность носит координационный характер, так как организация внутренней жизни общин не влияла на целостность государственного устройства. Гос-во максимально приблизилось к сельскому жителю в административно-территориальном плане, разбив уезды на волости, волости – на общины. Община как объект управления государства при реализации воли субъекта реализует и свою волю по удовлетворению своих минимально необходимых потребностей. Но внутри себя, община (объект управления) организует свою жизнедеятельность в формах самоорганизации, а не самоуправления. Самоуправление в общине, местном сообществе становится реальностью при наличии экономической, мировоззренческой, религиозной, идеологической, политической, психологической свободы отдельной личности, чего не было не только у отдельных членов общины, но и у всей общины. С развитием частной собственности на землю общинный традиционализм разрушался и соответственно сокращалось количество взаимосвязей, требующих форм самоорганизации, и возникало управление со всеми его атрибутами.
|
|
5. История казачьего самоуправления тесно связана с общественными процессами, происходящими в России в XVI столетии. Россия формируется как единое государство, начинает оформляться крепостное право, которое и послужило основной причиной бегства крестьян на окраины государства. Организация жизни этого периода осуществтялась у казаков без всякого вмешательства со стороны государства, но под воздействием внешних и внутренних обстоятельств. Под влиянием внешних условий казачьи образования с момента своего возникновения вели полувоенный образ жизни, что позволяло им добывать средства существования как за пределами российского государства, гак и в его пределах путем отчуждения. Это обуславливало социальное равенство между казаками, что и определяло формирование органов власти на выборной (равной) основе. Казачьи образования в свой ранний период имели максимальную самостоятельность во внутренней организации своей жизни, но были в достаточной степени зависимы от природных условий и не могли быть свободными от внешнего воздействия соседей-кочевников и российского государства. Вливание казачества в российское общество превращает его в полувоенное сословие, которое призвано было защищать рубежи страны и выполнять военные задачи государства. С конца XVII - начала XVIII вв. оно стало управляемым в военных вопросах. Деятельность атаманов, войскового и окружного, приобретает типичный управленческий характер, поскольку они входили в структуру административных органов государства. Деятельность органов казачьего самоуправления осуществляется в формах управления и самоорганизации. Управленческая деятельность проявляется в том, что атаман и подчиненные ему органы осуществляли управление по деятельности военной службы вплоть до отдельного казака. В станице и хуторе, где реально со своим хозяйством проживал казак, требовались формы организации жизни и в этой сфере деятельности. Государство не могло осуществлять управление в этой части жизни казаков, поэтому там существовала координационная деятельность, осуществляемая атаманом и его аппаратом.
Рассмотрев этапы государственного строительства и исторические формы организации жизни сословий, мы приходим к выводу, что в досоветский период самоуправления не существовало. Можно согласиться, что имелись элементы самоуправления, многие формы самоорганизации, деятельность органов и должностных лиц похожа на самоуправление, но самоуправления, где бы выражалась воля личности, не было и не могло быть.