Социология управления как отраслевая социологическая теория. Институциализация социологии как науки, основные теоретические подходы и концепции

Возникновение и развитие СУ было вызвано следующими проблемами в обществе: Общесоциальные: противоречия в общественном развитии. Социально-политические: противоречия между государством и общественными интересами; противоречия политико-правовых норм с морально-нравственными идеалами; противоречия между правами и свободами человека и вынужденным их правоограничением. Социально-экономические: проблема отчуждения большинства работников от собственности; неравномерное распределением расходов в мире. Социально-психологические: межпоколенческие, межкультурные, межнациональные конфликты; противоречие коллектива, человека и общества.

Междисциплинарный характер СУ можно объяснить тем, что она пограничная наука, т.к. появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления.

Социология – это наука, объектом которой является общество и взаимодействующие в его рамках и условиях люди-индивиды и их групп и протекающие в обществе многообразные процессы (сотрудничества, взаимопомощи, соперничества и т.д.).

В самом общем виде под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, в качестве которого может выступать общество в целом, его отдельные сферы.

Важно понять взаимодействие менеджмента с другими науками, используемыми для осуществления процессов управления. Такими как экономика, информатика, социология, психология.

Управление не может осуществляться вне экономики. Однако часто менеджмент настолько связывают с экономикой, иногда даже отождествляя эти понятия.

В с оциологии акцент делается на целенаправленные воздействия на коллективы людей для организации и координации их деятельности. Психология сосредотачивает внимание на особенностях поведения человека. Информатика обеспечивает информационную базу для принятия управленческих решений.

Социология управления тесно связана с психологией управления и другими социальными науками, так как направленность социологии на изучение закономерностей социальных изменений организации пересекается с областями исследования этих дисциплин.

Объектом СУ являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет СУ – большие социальные группы и инструменты, действующие в сфере управления, сам процесс управления, социальные взаимодействия и результаты управленческой деятельности.

Задачи СУ: изучение реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности. Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменившихся социально-экономических условий жизнедеятельности людей, развития их групп, общностей, общества в целом. Объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах. Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем. Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Методы СУ: общенаучные (дедукция, индукция, анализ и синтез, абстрагирование и т.д.); социологические (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, анализ документов); специфические/специальные: организационно-структурный (познание организации через ее структуру), социотехнический (познание организации через ее технологии), коммуникационный (познание организации через систему коммуникаций), инновационный (познание организации через ее перспективы развития).

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Г. Фордом, Г.Эмерсоном, Э. Мейо, Р. Мертоном и другими теоретиками и практиками.

Основной понятийный и категориальный аппарат социологии управления: управление (см выше); объект/субъект управления (см выше); организация: 1) как процесс (организовывать), 2) как некая группа людей, созданная для достижения определенных целей, 3) как комплекс социальных позиций, ролей, социальных отношений, 4) как структура. социальный капитал – ресурсы, которые могут быть использованы акторами для реализации их интересов в процессе взаимодействия. коммуникация – как процесс обмена информацией, сообщениями, знаниями, мыслями, опытом, ценностями между личностями, их взаимодействия и воздействия.

Основные этапы развития управленческой науки. 1. классические социологические и экономические влияния, представленные идеями, 2. теории и концепции менеджмента, среди которых мы рассмотрим подходы Фредерика Тейлора, Анри Файоля и Честера Барнарда; 3. общеметодологические научные и управленческие теории (подходы), важнейшие из которых (в плане влияния на теорию организации) — системный подход и организационный гуманизм.

1) Классические теории организации и управления (О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Турен, М. Вебер, Р. Дарендорф, Ф. Знанецкий) 30-40-е гг. XIX в-конец XIX в. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.

Огюст Конт (1798—1857) — ввел понятие «социологии». Социологическая теория Конта состоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Социальная статика имеет дело с порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности. Основной же закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что общество не существует в застывших формах, а постоянно движется от чего-то к чему-то.

.К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Дюркгейм рассматривал эволюцию общества как результат углубляющегося разделения труда, которое имеет моральный характер в силу органической зависимости индивидов друг от друга. Разделение труда рассматривалось Дюркгеймом как один из важнейших факторов перехода общества от аграрного к индустриальному, в котором, собственно, и зародились современные промышленные организации. Дюркгейм также исследовал понятия специализации и иерархии, связанные с разделением труда.

Дюркгейм предложил также разделять формальные и неформальные аспекты организации.

2) Прикладная (экономическая) школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Гильберт, Г. Форд и др.). В самом общем виде: представляли организацию в виде машины, механизма. Работники предприятий – трудовые ресурсы, за счет которых достигались организационные цели. Основные задачи: отбор способных работников, стимулирование моральное и материальное, нормирование труда. Парадигма – НОТ.

Конец 19 века – середина 20 века.

Ф. Тейлор. Сущность научного управления выражена Ф. Тейлором в следующих четырех основных положениях в работе «Принципы научного управления»: создание научного фундамента; с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу; тесное сотрудничество администрации с людьми; равномерное распределение ответственности между руководителем и работниками.

Кроме того, Ф. Тейлор ввел сдельную форму оплаты труда с доплатой за перевыполнение нормы, то есть мотивация персонала через заработки повышает производительность.

3) Эмпирическая (прагматическая) школа управления (Э. Петерсон, Г. Саймон, Э. Дейл и др.). в своих научных и практических изысканиях объединяли концепции классической школы и школы "человеческих отношений".

Американский ученый Э. Петерсон выделяет шесть основных видов менеджмента:

1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).

2. Государственный менеджмент

3.Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

4.Ассоциационный (клубный) менеджмент

5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).

6. менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес-менеджмента»).

Рассматривал менеджмент «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: