Профессиональное развитие персонала – это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых функций, занятию должностей, к решению более сложных задач.
Развитие человеческих ресурсов — это деятельность, направленная на развитие потенциальных способностей работников с целью их постоянного роста и развития.
Набор подходящих людей в организацию является началом этой деятельности. Для блага организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров. Развитие кадров, повышение потенциала приводит к росту производительности труда, прибыльности организации.
Финансовые расходы на развитие персонала занимают по размерам 2 место после фонда оплаты труда. В советский период в стране функционировала обширная система проф. обучения и повышения квалификации, но в значительной мере она носила формальный характер.
За рубежом технология проф. развития включает следующие этапы: 1) Входной контроль знаний и умений служащих; 2) Обучение по определенным программам и текущий контроль в виде зачётов, экзаменов; 3) Рубежный контроль – сдача выпускных экзаменов и работ; 4) Итоговый контроль, который осуществляется через полгода-год в организации, где даётся оценка применениям полученных знаний и умений на практике и рабочих местах.
|
|
В нашей стране технология проф. развития состоит из: 1) Определение потребности в конкретных видах проф. обучения на основе анализа заявок руководителей подразделений, планов карьеры сотрудников, тестирования их профессиональных и иных качеств, касающихся способности к обучению. 2) Формирование бюджета проф. развития; 3) Определение цели проф. обучения и критериев оценки его эффективности; 4) Разработка и реализация оптимальных программ и методов обучения; 5) Оценка эффективности обучения.
Для развития человеческих ресурсов используют следующие методы: 1. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе; Адаптация — процесс приспособления работника к условиям новой для него среды, в том числе и в случае ее изменения. 2. Оценка производственной деятельности; 3. Система вознаграждения; 4. Проф. подготовка, обучение, стажировка, повышение квалификации и переквалификация.
Обучение — важный фактор, обеспечивающий развитие принятых на работу людей, их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы. Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, оно играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей.
Повышение квалификации и переквалификация являются систематическим процессом изменения поведения персонала через передачу им новых знаний, умений, раскрытие способностей, опыта, чтобы его деятельность адекватно отвечала нуждам организации и способствовала ее конкурентности, выживаемости, развитию. Повышение квалификации и переквалификация — это многоступенчатый процесс, включающий оценку потребностей организации в персонале и составление программ обучения, проведение собственно квалификации и переквалификации, оценку результатов проведения квалификации и переквалификации.
|
|
Формы профессионального обучения:
I. Обучение на рабочем месте – овладение знаниями и навыками выполнения обычной работы на конкретном рабочем месте. Методы: 1) Метод близнецов – работника прикрепляют к опытному коллеге и он копирует его действия; 2) Учебное руководство – работник осваивает технические или другие действия путём изучения сборников, инструкций, руководств; 3) Метод наставничества – опытный работник проводит в процессе ежедневной работы занятия со своим подчиненным (стажёром); 4) Делегирование полномочий – менеджер передаёт часть своей работы и ответственность за её выполнение рабочим, тем самым обучая их; 5) Ротация – работника временно перемещают на новую работу для расширения проф. знаний и получения навыков; 6) Опытное обучение – персонал приобретает опыт по спец. программе самообучения.
II. Обучение вне рабочего места – проводится за пределами самой работы и организуется внешними структурами (напр., институт повышения квалификации).
Достоинства: возможность обмена информацией о проблемах и спосо-бах их решения м/у сотрудниками различных организаций; ограниченная возможность отзыва обучающегося с занятий на рабочее место; возможность использования спец. дорогостоящего учебного оборудования; высокий уровень организации учебного процесса и более высокая квалификация препод. состава;
Недостатки: высокая стоимость; возможность несовпадения между потребностью обучения персонала и фактическим содержанием учебного курса.
5. Управление карьерой. Под деловой карьерой на практике понимают продвижение работника по служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Карьера, таким образом, имеет как объективную, так и субъективную сторону.
Управление профессиональной карьерой — целенаправленная деятельность кадровой службы по развитию профессиональных способностей человека, накоплению им профессионального опыта и его рациональное использование как в интересах сотрудника, так и в интересах организации.
План карьерного роста — это документ, в котором представлен вариант (варианты) должностного перемещения специалиста в организации. Может включать и основные положения плана профессионального развития сотрудника. В плане карьеры указываются наименования должностей, на которые может быть назначен сотрудник, ориентировочные сроки, а также необходимые для этого мероприятия по его профессиональному развитию.
План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.