Искусство прошлого – это не только просто история. Многие произведения искусства – это ценные предметы, сооружения, без которых невозможно существование современного человека. Многие изобретения римлян, например, дали возможность людям жить более цивилизованно.
Главным для римлян было — польза, которую принесет талант зодчего. Поэтому в первую очередь они создавали не картины, храмы, статуи, а дороги, оборонительные стены, водопровод. Второе требование римлян — это прочность сооружения. Красоту они ставили на третье место. Ее они видели в строгом симметричном распределении частей здания, что придавало ему торжественный вид. Римляне не отказывались от греческого ордера, но использовали его не как основу конструкции, а лишь как украшение.
Римляне впервые изготовили бетон, что позволило им строить огромные здания, не применяя ордер, а возводить стены при помощи кирпича и бетона.
Бетон = известь + галька + песок
Из кирпича или тесаных камней делали как бы скорлупу — две тонкие оболочки. Между ними заливали жидкую бетонную массу. Затвердевая, она становилась крепче камня. Иногда снаружи делалась тонкая мраморная облицовка.
Практичные римляне решили, что выгоднее - быстрее и экономичнее — не строить водоводы в виде глухой стены, а делать в ней пролёты. Так появился акведук, («аква»— вода и «дуко» — веду) — многоярусный каменный мост, несущий водопроводные трубы. Акведук в испанском городе Сеговия работает до сих пор.
Если одну за другой поставить много арок, то получится тоннель. Потолок в нем мы назовем сводчатым. Свод — еще одна архитектурная форма, которая позволила римлянам строить здания нового типа. Так появилась базилика — вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на три или пять частей — нефов. Средний неф обычно был выше боковых. Базилики служили местом заседаний суда, городских властей, рынками. Зная конструкцию арки, римляне придумали купол.
Император Веспасиан Флавий приказал построить амфитеатр, где помещалось бы 50 тысяч человек. За огромные размеры амфитеатра римляне называли его Колоссеум или Колизей (80 год н. э.). Гигантские стены прорезаны тремя ярусами арок по 80 в каждом.
Простенки в первом ярусе украшены полуколоннами дорического ордера, во втором — ионического, в третьем — коринфского. Полуколонны маскировали тяжесть стен, создавали подобие рамы, куда были вставлены арки со статуями. Они стояли в проемах второго и третьего ярусов и поражали не мастерством скульптора, а количеством. Не разум и красоту человека воспевали они, а богатство и силу империи.
Римский Колизей — место кровавых гладиаторских боев, которые длились несколько дней, иногда недель. Система каналов и шлюзов, оставшихся от озера Золотого Дома Нерона, позволяла затоплять арену водой за считанные минуты и устраивать морские сражения. Помещения для бойцов, кладовые, склады оружия, красного песка, которым посыпали арену, чтобы не была видна кровь, устроены в несколько этажей под землей.
В средние века Колизей был превращен в укрепленный замок, а позже стал каменоломней для возведения дворцов римской знати. И все же эти руины и в наши дни поражают своей грандиозностью.