Ценность искусства прошлого для людей (на примере Афинского Акрополя, Пантеона, Колизея – на выбор)

Искусство прошлого – это не только просто история. Многие произведения искусства – это ценные предметы, сооружения, без которых невозможно существование современного человека. Многие изобретения римлян, например, дали возможность людям жить более цивилизованно.

Главным для римлян было — польза, которую принесет та­лант зодчего. Поэтому в первую очередь они создавали не картины, храмы, статуи, а дороги, оборонительные стены, водопровод. Второе требование римлян — это прочность сооружения. Красоту они ставили на третье место. Ее они видели в строгом симметричном распре­делении частей здания, что придавало ему торжествен­ный вид. Римляне не отказывались от греческого орде­ра, но использовали его не как основу конструкции, а лишь как украшение.

Римляне впервые изготовили бетон, что позволило им строить огромные зда­ния, не применяя ордер, а возводить стены при помощи кирпича и бетона.

Бетон = известь + галька + песок

Из кирпича или тесаных камней делали как бы скорлупу — две тонкие обо­лочки. Между ними заливали жидкую бетонную массу. Затвердевая, она стано­вилась крепче камня. Иногда снаружи дела­лась тонкая мраморная облицовка.

Практичные римляне решили, что вы­годнее - быстрее и экономичнее — не строить водоводы в виде глухой стены, а делать в ней пролёты. Так появился акведук, («аква»— вода и «дуко» — веду) — многоярусный ка­менный мост, несущий водопроводные тру­бы. Акведук в испанском городе Сеговия работает до сих пор.

Если одну за другой поставить много арок, то получится тоннель. Потолок в нем мы назовем сводчатым. Свод — еще одна архитектурная форма, которая по­зволила римлянам строить здания нового типа. Так появилась базилика — вытя­нутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на три или пять частей — нефов. Средний неф обычно был выше бо­ковых. Базилики служили местом заседаний суда, городских властей, рынками. Зная конструкцию арки, римляне придумали купол.

Император Веспасиан Флавий приказал построить амфитеатр, где помещалось бы 50 тысяч человек. За огромные размеры амфите­атра римляне называли его Колоссеум или Колизей (80 год н. э.). Гигантские стены прорезаны тремя ярусами арок по 80 в каждом.

Простенки в первом ярусе украшены полуколоннами дорического ордера, во втором — ионического, в третьем — коринфского. Полуколонны маскировали тяжесть стен, создавали подобие рамы, куда были вставлены арки со статуями. Они стояли в про­емах второго и третьего ярусов и поражали не мастерством скульптора, а количеством. Не разум и красоту человека воспевали они, а богатство и силу империи.

Римский Колизей — место кровавых гладиаторских боев, которые длились несколько дней, иногда недель. Система каналов и шлюзов, оставшихся от озера Золотого Дома Нерона, позволяла затоплять арену водой за считанные минуты и устраивать морские сражения. Помещения для бойцов, кладовые, склады ору­жия, красного песка, которым посыпали арену, чтобы не была видна кровь, уст­роены в несколько этажей под землей.

В средние века Колизей был превращен в укрепленный замок, а позже стал каменоломней для возведения дворцов римской знати. И все же эти руины и в наши дни поражают своей грандиозностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: