В мастерской скульпторы трудились на передвижных деревянных подмостках, которые позволяли одновременно работать нескольким мастерам, а также обрабатывать очень большие статуи. Скульпторов египтяне называли «санх», что значит «творящий жизнь», ведь они создавали дом для жизни души. Чтобы душа не ошиблась, мастер должен был как можно точнее передать в статуе черты лица. А для этого он делал гипсовый слепок с лица умершего, а порой еще живого человека, если тот заранее заботился о своей гробнице.
Традиция создавать скульптуры для гробниц определяла законы изображения человека:
· статуи и бюсты создавались в расчете на то, что на них будут смотреть с определенной точки зрения — спереди;
· фигура стоит или сидит;
· голова поставлена прямо, а взгляд устремлен вдаль;
· ноги сомкнуты, руки прижаты к телу;
· поза скованная, застывшая;
· статуя тесно связана со стеной здания, часто за ее спиной сохраняется в виде фона часть того прямоугольного блока, из которого она была высечена;
|
|
· условная раскраска (статую мужчины окрашивали красно-коричневой краской, женщины — светло-желтой), позволявшая создать впечатление живого человека и усилить портретное сходство.
Эти законы помогали создавать величественные образы людей, умерших и воскресших для новой, вечной, жизни людей. Они укрепляли веру в незыблемость власти богов, фараонов и вельмож. К середине 111 тысячелетия до н. э. относится статуя Писца. Он сидит на земле, скрестив ноги. На коленях у него лежит свиток папируса. Главное внимание скульптор сосредоточил на лице своего героя. Его глаза широко раскрыты. Белки глаз сделаны из алебастра, зрачки — из серебра. Однако, взгляд его не поймать, он обращен в вечность, а легкая улыбка дополняет ощущение незыблемости вечной жизни.
Спустя столетия в египетском искусстве нарастает интерес к передаче окружающего мира. Теперь фараона изображают не только как недоступного владыку, а в кругу семьи, во время обеда, в колеснице на улицах города. Портреты людей наполняются дыханием ЖИЗНИ.
Примером тому служит портрет прекрасной Нефертити, жены фараона Эхнатона. Его создал скульптор Тутмес в XIV веке до н. э. Мастер сумел передать тонкие черты лица, нежный изгиб шеи, изящество и величавость царицы.
О высоком мастерстве египетских скульпторов можно судить по золотой маске Тутанхамона. Сохранились записи профессора Дерри, который исследовал мумию этого фараона: «Золотая маска изображает Тутанхамона милым и благородным юношей. Тот, кому выпало счастье увидеть лицо мумии, может подтвердить, насколько точно и верно передал искусный художник черты усопшего фараона!».