Определение и этиология сенсорной алалии (СА). Механизмы сенсорной алалии

Принято считать, что СА связанна с нарушением работы центрального отдела речеслухового анализатора, возникшем вследствие органического поражения мозга ребенка в доречевой период. До сих пор некоторые исследователи считают, что выделение СА, как отдельного речевого нарушения, неправомерно: нужно говорить не о СА, а о тугоухости (детской афазии). В литературе 50х 60х годов вопросы о СА почти не поднимаются. Сенсорные алалики обучались в массовой школе или в школе для детей с тугоухостью, следовательно дети не давали динамики в развитии, и попадали в вспомогательные школы, поднимался вопрос об умственной отсталости. Примерно с 80х годов 20 века – публикации о СА начинают систематически появляться, но в них, вплоть до настоящего времени не даются методические рекомендации по преодолению СА.

Основной симптом СА – это нарушение понимания речи, при достаточном для его восприятии слуха.

Н. Н. Траулер писала, что при СА есть некоторое снижение слуха, но оно не настолько большое, что бы препятствовать усвоению речи. У сенсорных алаликов преимущественно нарушен не биологический, а фонематический слух. Ребенок слышит, но не способен в достаточной степени дифференцировать акустические сигналы, поэтому СА иногда называют словесная глухота.

1. Определение СА:

Сенсорная алалия (СА) – это нарушение языковых операций в процессе порождения импрессивной речи, при полностью или достаточно сохраненных слуховых операциях или при сохраненных. (В данном определении не раскрыт механизм СА.) Ковшиков.

Сенсорная алалия - системное недоразвитие импрессивной речи центрального органического характера.

2. Этиология СА:

Сходно с этиологией моторной алалии, СА вызывается теми же причинами, что и моторная алалия, но происходит поражение не моторных, а сенсорных речевых зон коры головного мозга. Этиология СА связывают с действием биологических и социально – психологических причин.

Биологические:
- наследственная отягощенность.
- замедленное созревание ассоциативных височных корневых структур и рече- слухового анализатора.
- органическое поражение ЦНС ребенка (именно центрального отдела рече – слухового анализатора), которое могло произойти на ранних этапах развития
- соматическая ослабленность ребенка, которая приводит к задержке формирования лобных отделов коры головного мозга.

Социально – психологические причины:
- вынужденная госпитализация ребенка
- наличие двуязычия в семье
- неблагоприятное влияние окружающей среды, которое может выражаться в пед. Запущенности, невнятной речи окружающих, невнимание к речи ребенка, воспитание ребенка, среди лиц с речевой патологией.

Ведущими в этиологии СА являются биологические причины, а действие социально – психологических причин усугубляет имеющийся дефект.

Для СА характерно:
1. Тяжелое нарушение аналитико – синтетической деятельности коркового конца рече – слухового анализатора (петля Гешле)
2. Резкое расхождение между имеющейся степенью снижения слуха и уровня недоразвития речи (т.е. слух может обеспечивать более высокий уровень состояния экспрессивной речи).
3. Для СА характерно объем пассивного словаря может быть меньше активного.
4. Для СА характерно наличие эхолалическое воспроизведение речи + логорея (обильная речь, без понимания сказанного).
5. Для СА характерно сохранность интонационно – ритмической стороны речи, при этом, речь может быть чистой с точки зрения звуко - произносительной стороны.
6. Для СА характерно резкая истощаемость слухового анализатора. У ребенка с СА быстро нарастает запредельное торможение при восприятие речи, ребенок как будто бы «отключается от восприятия речи».
7. Для СА характерно большая неустойчивость слуховых порогов. При одной и той же громкости звукового сигнала сенсорный алалик то слышит то нет. При восприятии речи это ведет к «отчуждению смысла слова», то есть в некоторых ситуациях значение слова понимается, а в некоторых – нет.
8. Для СА характерно затруднение в образовании условных рефлексов на звуковые раздражители, при этом на зрительные и двигательные раздражители условные рефлексы формируются, следовательно, между звучанием и значением не устанавливается связь, а значит нет связи между словом и предметом. Это явление носит название «замыкательная акупатия».
9. Для СА характерно наличие гиперакузии то есть повышенная чувствительность к звукам, при этом окружающие могут не воспринимать эти сигналы как неприятные. Например, для сенсорного алалика очень раздражающий звук – шелест бумаги и т.д.. Сенсорные алалики резко реагируют на такие звуки, но окружающим такая реакция кажется без причины.
10. Восприятие речи у ребенка с СА может зависеть от окружающей обстановки, способа подачи сигнала, времени суток, тембра голоса говорящего (спокойную, тихую речь воспринимают лучше, чем громкую).
11. Для того, что бы привлечь внимание сенсорного алалика бывает недостаточно употребление звукового сигнала, нужно попасть в его поле зрения или использовать тактильный контакт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: