Сенсорная алалия(СА) – это нарушение понимания речи в следствии нарушения работы рече – слухового анализатора, возникшие при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария в до - речевой период, при относительной сохранности слуховых операций.
Степень нарушения речи – слухового анализатора может быть различной, следовательно симптоматика тоже может быть различной.
Речь сенсорного алалика м.б. охарактеризована, как повышенная речевая активность, при пониженном внимании к речи окружающих и отсутствие контроля за собственной речью.
Речевая симптоматика СА:
1. Обусловлена первичным недоразвитием импрессивной речи, таким образом основным симптомом является отсутствие понимания или плохое понимание обращенной речи. Можно выделить несколько групп детей по степени нарушения импрессивной речи:
- Полное отсутствие понимания речи.
- Наличие понимания отдельных общеупотребительных, хорошо знакомых слов.
- Наличие понимания коротких, бытовых ситуативных фраз и конструкций.
- Наличие понимания развернутой речи с частичным нарушением фонематического восприятия и восприятия пространственного значения предлогов. Нарушена дифференциация оппозиционных звуков.
|
|
2. Нарушение экспрессивной речи.
- Наличие эхолалий, при этом эхолалии могут быть с чистой речью и без аграматизмов.
- нарушение грамматического строя речи, при попытки к самостоятельному построению фразы наблюдаются аграматизмы.
- Нарушение звукопроизношения могут наблюдаться или не наблюдаться. Если наблюдаются, то проявляются чаще всего в заменах.
- Нарушение лексического строя речи, преобладание активной лексики над пассивной.
- Нарушение слоговой структуры слов – могут наблюдаться или нет.
- Нарушение связной речи (даже при обилии речевой продукции дети затрудняются в передачи мысли высказывания). Их высказывания ошибочны по смыслу, по форме и с трудом понимаются окружающими.