В зависимости от понимания сути СА исторически возникли разные точки зрения на механизмы СА.:
1. Механизмом СА является нарушение слуха периферического или центрального характера. Эта точка зрения не правомерна, т.к. у детей снижены пороги слухового восприятия.
2. СА рассматривается как симптом умственной отсталости, т.е. механизмом считается нарушение познавательной деятельности и расстройство интеллекта. (Эта точка зрения не правомерна т.к.. среди сенсорных алаликов встречаются дети полностью способные к аналитико – синтетической деятельности, не проявляющие нарушения интеллекта и справляющиеся с вербальными заданиями по возрасту).
3. Механизмом СА считают нарушение фонематического восприятия анализа и синтеза, что и приводит к нарушению операций перехода от сенсорного анализа к языковому.
4. Процессуально – языковая концепция Жинкина. В этой концепции считается, что центральным звеном нарушений при СА является нарушение перекодирования акустических образов в языковую форму. В работах Жинкина выделено 2 звена механизма речи:
- Первое – отбор элементов для составления слова.
- Второе – звено отбора для сообщения.
Для реализации первого звена должен быть проведен анализ и синтез признаков звука.
Для реализации второго звена должен быть проведен анализ и синтез морфем и служебных слов.
При СА механизмом является нарушение первого звена.
|
|
При СА в корковую часть слухового анализатора передаются все виды спектра звука, его интенсивность, тон, частота, но не анализируются речевые звуки, звуки не различаются и на основе этого не происходит синтеза слов и его узнавание. В работах Жинкина, а позднее Зимнеей выделены уровни обработки речевого сигнала в процессе восприятия речи:
1. Сенсорный уровень отражает переход акустического сигнала на ход первичных импульсов.
2. Перцептивный уровень отражает переход акустического сигнала на основу узнавания и сличения, осуществляется синтез слов.
3. Языковой уровень – осуществляется синтез слов сообщениями, происходит аналитико – синтетическая обработка сообщений с целью определения смысла.
У детей с СА нарушены перцептивный и языковой уровни.