Изменение глаголов прошедшего времени по родам (числам)

1. «Мальчик — девочка».

Логопед показывает детям картинки с изображени­ем мальчика и девочки и сообщает, что зовут их одинаково — Валя.

а. Логопед рассказывает о детях и просит угадать, про кого он говорит — про мальчика или девочку:

Валя ел суп. Валя ела суп. Валя спала в пижаме. Валя спал в пижаме. Валя рисовала красками. Валя рисовал красками. Валя мыл посуду. Валя мыла посуду. Валя поливал цветы. Валя поливала цветы.

б. Логопед произносит предложение либо про маль­чика, либо про девочку и просит детей сказать предло­жение наоборот:

Валя упала. Валя... Валя встал. Валя... Валя вымыл руки. Валя... Валя вытерла руки. Валя... Валя убрал свои игрушки. Валя...

Валя пошел гулять. Валя... Валя пила молоко. Валя... Валя подмела пол. Валя...

2. «Подбери картинки».

Логопед демонстрирует детям предметные картинки и предлагает угадать, про кого (про что) он говорит. Угадывая, дети должны показать соответствующую кар­тинку:

спал... спала... спало... спали...

бежал... бежала... бежало... бежали...

светил... светила... светило... светили...

рос... росла... росло... росли...

Картинки: мальчик, заяц, фонарь, лук, девочка, соба­ка, капуста, стадо, молоко, солнце, дерево, котята, мыши, огоньки, кусты.

3. «Закончи предложение».

а. Логопед начинает предложение, демонстрируя де­тям предметную картинку. Дети, называя картинку, заканчивают предложение:

Набежали... Скрылось... Подул... Потемнел...

Полил... Загремел гром, и сверкнула...

Картинки: тучи, солнце, ветер, лес, дождь, молния.

б. Логопед называет первое слово предложения. Дети заканчивают предложение, правильно употребляя слова.

Примерный речевой материал: Бежать

Волк... (бежал). Лиса... (бежала). Время... (бежало). Олени... (бежали).

Играть

Мальчик... (играл). Девочка... (играла). Радио... (играло). Дети... (играли).

Шуметь

Ручей... (шумел). Река... (шумела). Море... (шумело). Листья... (шумели).

Светить

Ночник... (светил). Свеча... (светила). Солнце... (светило). Фонари... (светили).

4. «Вставь пропущенное слово».

Логопед предлагает детям прослушать предложения, в которых пропущены слова, догадаться, какое слово пропущено, и назвать его.

Примерный речевой материал:

Вчера... солнышко. Сегодня весь день... дождь. Ночью на небе... звезды. Утром... холодный ветер. Осенью трава..., листья..., птицы...

5. «Составь предложение».

Логопед предлагает детям составить предложения со словами, обозначающими действия. Примерный речевой материал:

стоял, стояла, стояло, стояли; болел, болела, болело, болели; пах, пахла, пахло, пахли; звучал, звучала, звучало, звучали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: