Право и мораль как регуляторы поведения государственных служащих

Мораль

За последнее два десятилетия в России происходило резкое ослабление и исчезновение многих властных политических, экономических и правовых механизмов регулирования поведения человека в обществе. Распалась и система моральной регуляции – фактически отсутствует общепринятая или хотя бы широко распространенная система представлений о добре и зле, о нравственном и безнравственном. К тому же, как показывает отечественный опыт, произошли серьезные изменения в шкале жизненных ценностей россиян, и прежде всего уменьшилась сфера общественного, коллективистского, возросло значение сугубо индивидуалистических ценностей, на первое место выходят ценности потребления. Размываются в сознании людей такие нормы нравственности, как доброта, отзывчивость, честность, бескорыстность, ответственность, патриотизм, первенство общественного над личным. Западные ценности, усиленно насаждаемые ведущими средствами массовой информации, будучи там препарированы, претерпевают странные мутации. Так, вместо этического индивидуализма россиянам навязывается неэтический индивидуализм, активно пропагандируемый СМИ, а так же личным примером политиков и бизнесменов. Фактически складывается контркультура молодежи, характеризующаяся принятием крайне индивидуалистических принципов и моделей поведения (эгоизма, стремления жить за счет других, обмана, насилия, ксенофобии и др.), наряду с отвержением таких важнейших компонентов западной культуры, как христианская этика труда и личная ответственность

В ходе неестественного социального отбора выбивается наиболее сильное звено нации. На экономическую обочину, на грань выживания, а то и на “дно” общества выталкиваются люди с нравственным стержнем, способные отказаться от личной выгоды, если она ущербна социуму в целом, но зато создаются все условия для процветания лиц с социокультурной патологией, стремящихся к обогащению любыми способами.

Таким образом, можно отметить особенности современной моральной регуляции в российском обществе:

1. Уменьшение сферы общественного и коллективистского.

2. Навязывание населению неэтического индивидуализма через СМИ и личные примеры политиков и бизнесменов.

3. Отвержение этики труда и личной ответственности.

4. Пропаганда стремления жить за счет других, обмана, насилия.

Моральные правила и нормы, связанные с государственной и муниципальной службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества.

Попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой профессиональных моральных требований вне моральными установками, либо абстрактными декларациями. Примером этого служат негативные оценки россиянами качества работы гос служащих:

• Оторванность от народа.

• Расхождение между словом и делом.

• Взяточничество и коррупция.

Практика государственной и муниципальной службы свидетельствует, что служебное поведение служащих и кадровая деятельность должностных лиц должны оставаться на прочных нравственных принципах. При этом под нравственными принципами государственной и муниципальной службы должна приниматься вся совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством, с гражданским обществом.

Под нравственными принципами государственной кадровой политики понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к формированию и реализации государственной кадровой политики, к нравственной составляющей кадровой деятельности, кадровых отношений и процессов.

Обратим внимание на то, что для кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих есть общие принципы:

• Принцип служения государству и обществу.

• Принцип законности.

• Принцип гуманизма.

• Принцип ответственности.

• Принцип справедливости.

• Принцип лояльности.

• Принцип политической нейтральности.

• Принцип честности и неподкупности

Характеристики этического кодекса государственных и муниципальных служащих:

1. абсолютное следование гос служащего при исполнении служебного долга общественному интересу;

2. этические правила гос служащего сообразуются с конкретной политической и правовой системой;

3. этический кодекс гос служащего не является версией юридического закона;

4. этические нормы гос служащего являются более строгими, чем обычные нормы нравственности рядовых граждан;

5. включение трех типов нравственных норм:

• предписывающие,

• закрепительные,

• рекомендательные.

6. поощрение карьерного роста гос служащего


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: