Исторические и идейные предпосылки декабризма

Исторические (объективные) предпосылки:

1) Переход от феодализма к капитализму;

2) Крепостное право – тормоз общественного развития. Это понимали немногие. Парадоксальное сочетание просветительских идей и исторической русской действительности.

3) Война 1812 года заставила людей по-другому взглянуть на общественные проблемы развития. Аустерлиц: впервые задумались о причинах поражения, это и были будущие декабристы. Их вывод: у Наполеона армия комплектуется не на рекрутском наборе, его генералы – это бывшие конюхи, во Франции другие общественные порядки, поэтому победили. => армия не должна зависеть от случайных фаворитов, бездарных, от одного человека. => нужна такая политическая система, которая эту случайность исключает.

Тильзитский договор – удар по дворянству. => политическая оппозиция А1 становится активной => зарождение военных кружков (1810 – юношеское братство, Н. и А. Муравьевы, Пировские, Муравьев-Апостол, желаемая форма – республика). Декабристы первыми подчеркнули народный, отечественный характер войны.

4) Освободительная миссия русской армии в Европе. Русские увидели, что побежденные живут лучше, чем победители. Без крепостнических пережитков, Гражданский кодекс Наполеона был введен им в завоеванных странах, это способствовало их экономическому процветанию.

5) Политическая ситуация в Европе 18-19 веков. Революционная ситуация: ФБР => Наполеоновские походы => национально-освободительное движение в Европе, которое сливается с борьбой политической. 1812 – революция в Испании (введена конституция, свергнута монархия). 1814 – революция в Португалии. Революции в Латинской Америке, в Германии. В Италии против Австрийского владычества. Греция против Турецкого владычества. Со многими революционерами были знакомы декабристы. Общее между революциями: готовились тайными обществами, осуществлялись армией. Причина кровавых революций – их возглавляла не армия (организованная сила), а толпа. Это пример для декабристов. Революция – не случайность, а закономерность в развитии общества. Эта мысль укореняется в сознании декабристов.

6) Непоследовательность политики А1. Его реформы не были доведены до конца => если реформы не могли быть проведены сверху, их надо провести снизу – убеждение либерального дворянства.

7) Нарастание массового антикрепостнического движения в России. Движения крестьян + в военных поселениях – очаги выступлений + массовые движения на юге – казачество, Ростовская, Екатеринославская губернии и т.д.

8) 1820 – выступление Семеновского полка против власти. Это был гвардейский полк – опора самодержавия, воздвигли на престол А1. Связано с усилением крепостнических тенденций в армии – аракчеевщина, телесные наказания, Швару – унизительные наказания. Было воспринято декабристами как сигнал – армия готова +революция в Испании, где основа – армия + надо действовать на опережение – крестьянские движения чреваты пугачевщиной.

Идейные (субъективные) предпосылки:

1) Идеи Просвещения (17-18 века – идейное течение в Европе). Бэкон, Гоббс, Дидро, Вольтер, Руссо, Кондорсе и т.д. Впервые обосновали понятие исторического прогресса, которое они связывали с развитием науки. Поступательное движение науки и Просвещения. Для развития идей науки нужны гражданские права и свободы, которые должны быть обеспечены законом.

- Теория общественного договора. Руссо. Государство – исторический институт, возникло не свыше по воле Бога, а как результат естественного исторического развития при переходе от первобытного общества к цивилизации. Государство по Руссо – договор общества и власти, который определяет права и обязанности каждой из сторон.

Народный суверенитет. Народ – источник власти. Конституция - это и есть договор, ее источник – народ. Узнать волю народа можно через народных представителей. Государство должно основываться на выборности – против феодальной монархии (ветви власти не должны быть в руках одного человека). Второй принцип: разделение властей.

- Теория естественного права. Человек рождается свободным. Все люди имеют равные права, которые должны быть гарантированы им законом. Руссо связывал гражданские права с имущественными, выступал за равномерное распределение крупной собственности. «Свобода, равенство, братство».

Руссо обосновал право народа на революцию. Если власть не выполняет свои обязанности, то народ имеет моральное и законное право на свержение такой власти.

«Идеи правят миром» - лозунг просветителей. Но идеи Просвещения – идеи прошлого века.

2) Француз Бенджамен Констант, 1815 – «Принципы политика». Критика идеи народного суверенитета – приводит к диктатуре, террору (если большинство – якобинцы, будет управлять меньшинством). Историю вершат личности, а не люди. Либеральное течение. Его политический идеал – конституционная монархия (но не английская), монарх обладает более широкими функциями (законодательная инициатива – мог влиять на деятельность парламента; право вето). Именно монарх должен гарантировать интересы большинства и меньшинства => влияние БК на конституцию Муравьева.

3) Дестю Де Трасси. 1821 – критика Бенджамена Константа. Либеральные конституции суть одни покрывала. Ни одна европейская конституция не гарантирует права масс. Конституция носит декларативный характер. Расхождение конституции с реальностью: поляризация, пролетаризация, обеднение масс, усугубление разрыва между богатыми и бедными). Современные либеральные конституции только увековечивают войну бедных и богатых, которая ведет к новой революции. ДДТ: идеал государства – республика. Монархи – угроза народной власти, угроза реставрации абсолютной монархии, должна быть власть большинства. Влияние на политические программы южного общества + экономические идеи.

4) 18-19 века – зарождается политэкономия как наука. А. Смит, Д. Рикардо – экономический прогресс определяется свободой предпринимательской деятельности, которая невозможна без частной собственности. Против протекционизма. Неприкосновенность частной собственности. теоретическое обоснование для декабристов против антикрепостничества, сословного характера экономики.

5) Сизмонди. Причина революции – свобода рынка и конкуренции, множество бедных, ненужных рабочих рук, кризис перепроизводства. Если государство будут активно вмешиваться в экономику, то будет формироваться средний слой => взгляды Пестеля: частичная национализация частной собственности.

Зельковский. Идеи декабристов – ученики. Идеи Просвещения – учитель. Декабристы – недоросли в истории просветительской мысли. «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться» - про декабристов. Пестель доводит теоретические идеи Просвещения до практики.

6) Русские отцы декабристов: Радищев, Новиков, Фонвизин – мыслители первого поколения. Были связаны даже родственной связью с декабристами.

7) Университеты, лицеи – очаги вольнодумства. Арсентьев, Герман, Галич – их лекции слушали будущие декабристы: Тургенев, Трубецкой, Якушкин, Шаховской, Муравьев и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: