Католическая церковь в XIV-XV вв

В XIV в. возрастала центральная власть королей, что соотвенно ослабляло власть папскую. Одним из выражений этого явилась так называемое Авиньонское пленение пап (1309-1377).

После перенесения папской резеденции в Авиньон в Риме появился новый папа, избранный кардиналами, протестовавшими против отъезда папы Климента V. Оба папы прокляли друг друга. В попытке нейтрализовать раскол был избран новый папа, но прежние не сложили своих полномочий и начался раскол – Великая схизма. Престиж папства оказался под угрозой. Для наведения порядка был созван собор в Констанце, который длился с 1414 по 1418 гг. На нем собралось до 50 тыс. человек: присутствовал император Сигизмунд, 3 западных “патриарха”, 29 кардинало, 33 архиепископа, 150 епископов, около 300 ученых-богословов, множество настоятелей монастырей, влиятельные и знатные люди, правители Баварии, Австрии, Саксонии, Лотарингии, Шотландии, Польши, Неаполитанского королевства, Сицилии, наблюдатели от Византийской империи. Председателем стал папа Иоанн XXIII. Чтобы придать собору большую силу, было решено при голосовании придерживаться национального принципа: перед голосованием решения обсуждались и согласовывались внутри каждой национально группы. В итоге собор низложил всех трех пап, избрал нового и водворил его в Рим. Собор также провозгласил принцип верховенства его над папой.

Власть папства уже не была восстановлена, ереси распространялись. Один из смещенных пап так и не отказался от сана. В 1431 г. был созван новый собор в Базеле, длившийся с перерывами до 1449 г. К числу его политических успехов можно отнести примирение с чашниками в 1431 г. Но устранить раскол и этот собор не сумел. И теперь один из пап не подчинился собору и созвал свой в Ферраре. В 1439 г. он был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния с Константинопольской церковью. Лишь в 1449 г. в Лозанне было достигнуто соглашение и последний “антипапа” отказался от должности. Новым единым папой стал Николай V.

Раскол был преодолен. Но укрепление политической власти в национальных государствах ослабляло авторитет и влияние пап. Национальное духовенство чаще подчинялось своим государям и светская власть пап сохранилась только в Средней Италии. Но папство оставалось фактором, объединявшим весь католический мир. В его руках была инквизиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: