Проблема точности и объективности

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

1. качества репортерского сообщения, помимо оперативности:

· Опора на факт, удостоверенная в тексте (документальность);

· Краткость и компактность изложения (емкость);

· «Прозрачность» смысла, его быстрое усвоение (ясность).

Эффект точности репортерских текстов, помимо указания на место, время и обстоятельства свершения изображаемых событий предполагает особые профессиональные усилия, ­ подкрепление сообщения цифрами, цитатами, ссылками, «атрибуцией» (указанием принадлежности сведений или высказываний).

Краткость в сочетании с требованием компактности предполагает борьбу с длиннотами,– тематическими и текстовыми. Используются приемы, сжимающие текст (например, цифра как «аккумулятор смысла»). Важнейшее условие – точность и простота подобранных слов, прямая, а не «закрученная» структура фраз. Причем речь идет об исчерпывающей краткости; лаконизм не самоцель, хороший репортерский материал предполагает сообщение всего необходимого и самого необходимого в виде предельно ясного сообщения.

Прояснение смысла происшествия предполагает в ряде случаев расширение текста из-за необходимости дополнительных деталей, сведений очевидцев, включения собственных наблюдений журналиста. Для репортажей и интервью важна и «прозрачность» позиции автора,­ не декларированной, но проявляющейся в его поведении в качестве участника событий, в выборе фрагментов событий, тех или иных деталей, в способе их изображения.

В сфере новостной журналистики в связи с требованиями к качеству публикаций возникают проблемы:

· проблема отбора фактов в связи с предполагаемым читательским интересом;

· проблема точности и объективности

Проблема точности и объективности

Даже если автор ­ свидетель происшествия, полная объективность репортерского произведения проблематична: есть изначальный выбор события, есть подчеркивание главного в нем. В целом, новости исключают декларативное «я» журналиста, прямое комментирование. Однако, в них немало комментариев косвенных: в структуре материала, в его стилистике. Отбор фактов, их осмысление, что важно, а что – второстепенно, уже заключает в себе оценку. Сообщения воздействуют, направляя читательское восприятие тоном и формой изложения, чтобы из «самоочевидного» были сделаны очевидные выводы.

Незыблемы три требования к качеству «news»:

· Оперативность;

· Краткость;

· Компактность

Обычно, присоединяемое к ним четвертое требование - объективность (касающееся уже содержательной, а не формальной стороны произведения журналиста) выполнить достаточно сложно.

Чем оперативнее сообщение, тем естественнее предположить его «недостаточную правдивость», связанную с тем, что правду не успели разглядеть. Факт еще не успел «прорасти», полностью проявить себя. Иногда журналисту просто не хватает времени для перепроверки документа, контрольного телефонного звонка. Больше надежд рассказать обо всем правдиво, если повествование о происшедшем неспешно; у репортеров, пишущих по горячим следам, под свежим впечатлением о событии, волнуясь и горячась, тут шансов мало. Оперативность и точность плохо уживаются.

«Плохо уживается» требование объективности и с требованием краткости (которое оборачивается фрагментарностью изображения; какие – то моменты события вовсе не упоминаются, происходит невольное «обстругивание» факта). В произведении, нацеленном на краткость, сгущение сведений в один -два абзаца, неизбежна неполнота изображения, возможна неадекватность изображения факта ­ сути реального происшествия.

В процессе работы над «новостью» как самостоятельным произведением, добиваясь его компактности и смысловой емкости, одни фрагменты события выделяются, другие затушевываются; вместо зеркального отображения реалий получается их портрет с явным отпечатком личности «художника» ­ журналиста. Учитывая это обстоятельство, не такой уж беззастенчиво самонадеянной выглядит декларация: «Мы делаем новости!» («We make news»).

Таким образом,

«Объективные причины необъективности» журналистских новостей

· Сложность отбора фактов, выбора его критериев;

· Необходимая оперативность работы над новостями;

· Краткость текстов «news» и связанное с этим «обстругивание» фактов;

· «Упаковка фактов» в определенную форму; соображения компактности и изящества стиля

«Зеркальность» отображения, точная копия, могла бы (гипотетически) состояться в ту самую долю секунды, когда происходит событие. Но это невероятно. Журналист всегда сообщает «потом», некоторое время спустя. Неизбежно существует промежуток между фактом свершившимся и фактом отображенным. Даже при самых быстрых способах передачи новостей неизбежно возникает «творческая пауза», происходит определенное искажение картины события из-за отставания, несовпадения во времени. Репортерское произведение может обещать не отражение, но лишь похожее отображение с акцентом на суть происшествия.

Кроме того, репортеры осознанно работают приемами скрытого комментирования – прямым внушением средствами композиции, стиля; из «потенциальной новости» (news–worthy story) совершенно сознательно формируется материал, который укрупняет и подсвечивает факт.

В силу всех этих обстоятельств журналистика новостей, не обещая невозможного, ставит задачу добросовестного выступления следующим образом: надо бороться за приемлемую правдивость репортерского сообщения, его максимально возможное соответствие подлинной значимости события. Необходима повышенная ответственность за то, что не будет извращена сама природа факта, и его масштаб, его весомость будут переданы со всей возможной точностью. Что касается объективности, то ее следует трактовать не как полную отстраненность (вплоть до равнодушия), но как намеренное дистанцирование от пристрастной интерпретации (Качественные издания во всем мире стараются подчеркнуть свою беспристрастность по отношению к личностям, партиям, объединениям, к которым может относиться публикация).

Ценностные характеристики журналистской новости, читательские ощущения при знакомстве с ней:

· ощущение «согласия» с выбором факта журналистом («об этом следовало узнать»);

· «свежесть» («факт, как рыба, должен быть только свежим»);

· некоторая необычность, «собственное лицо» факта;

· конфликтность происшествия, его динамика, напор, острота.

Все это тесно связано с главным запросом аудитории к журналистике новостей: «Дайте факт!» и, соответственно, с ведущей творческой задачей репортеров – создавать «эффект самоочевидности» изображенных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: