Раскройте роль и функции организационной культуры
1. Роль организационной культуры в деятельности организации состоит в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Эта роль реализуется через ряд функций:
- образовательно-воспитательная — индивид превращается в человека, личность по мере социализации, т.е. освоения им знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, группы, семьи и организации;
- интегративная — объединяет людей, сплачивает, интегрирует их, обеспечивая целостность организации. Если они противопоставляются другим, то неизбежен конфликт.
- регулирующая — выступает как система норм и запросов человека в организации. Нарушение их чревато санкциями со стороны руководства или коллектива в зависимости от того, какие нормы нарушаются: формальные или неформальные.
2. В функциональном отношении организационная культура помогает решать следующие задачи, возникающие в процессе функционирования организации:
|
|
- координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
- мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
- профилирования, позволяющего обрести характерное от других предприятий;
- привлечение кадров путем пропагандирования претендентам на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
3. Организационная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.