Журнал «Невский зритель». Специфика издания

«Невский зритель» — журнал, издававшийся в Петербурге ежемесячно с января 1820 г. по июнь 1821 г. Всего вышло 18 книжек журнала, составивших 6 частей. Официальным издателем журнала был выпускник Московского университета Иван Матвеевич Сниткин. Ближайшие сотрудники его — Михаил Алексеевич Яковлев, Гавриил Петрович Кругликов, Николай Александрович Рашков. С января по апрель 1820 г. соиздателем «Невского зрителя» был В. К. Кюхельбекер, намеревался войти в число издателей и К. Ф. Рылеев (1797—1826), активный сотрудник журнала с октября 1820-го по февраль 1821 г. «Невский зритель» отличался обостренным интересом к социально-политическим и экономическим вопросам, к проблемам нравственного воздействия на общество. Открывали его разделы: I. «История и политика» и II. «Воспитание», заполнявшиеся в первое время статьями И. М. Сниткина и Н. А. Рашкова. Следом за ними шли разделы: III. «Нравы», IV. «Литература», V. «Критика», VI. «Изящные искусства», VII. «Смесь» и VIII. «Политические новости».

В научной литературе не сложилось единого взгляда на идеологическое и литературно-критическое направление журнала. Ряд авторов указывают на близость его к «Соревнователю» и помещают «Невский зритель» в круг изданий декабристской ориентации. Томашевский считал направление журнала, по крайней мере после ухода В. К. Кюхельбекера, отчетливо реакционным. Разногласия в оценках объясняются действительной противоречивостью статей, помещенных на страницах журнала за время его существования. Исследования затрудняются и крайней скудостью сведений об основной группе издателей «Невского зрителя» — мелких литераторах, частью известных единственно по публикациям в «Невском зрителе» (Н. А. — Рашков, И. М. Сниткин).

Между тем «Невский зритель» оказался заметным явлением в журналистике 20-х гг, в нем печатались произведения Пушкина, Кюхельбекера, Жуковского, Баратынского, Дельвига, Рылеева, поместившего в октябрьской книжке 1820 г. острейшую сатиру на Аракчеева «К временщику». Современные исследователи «Невского зрителя» выделяют два периода в эволюции журнала. Первый — январь — апрель 1820 г. Ведущий сотрудник в разделах «Литература» и «Критика» — Кюхельбекер, активно печатаются Пушкин, Баратынский, Дельвиг. Замечательна критическая статья «Взгляд на текущую словесность» Кюхельбекера, отстаивавшего принцип романтической народности. Второй период — май—сентябрь 1820 г. Полностью прекращается сотрудничество с журналом всей группы молодых литераторов. Журнал наводняется эпигонскими произведениями Д. Хвостова, Ф. Синельникова, Г. П. Кругликова и М. А. Яковлева. В разделе «Критика» звучат громкие дифирамбы Хвостову. В этот же период появляется здесь и статья о «Руслане и Людмиле» с резкими нападками на поэму.

Не исключено, что изменения в составе сотрудников были обусловлены высылкой Пушкина в мае 1820 г. Основную роль в идеологической ориентации журнала, по крайней мере в 1820 г., несомненно играл И. М. Сниткин, главный издатель и автор социально-политических и экономических статей. В первых своих статьях Сниткин достаточно смело выступал за коренные изменения экономики, создание свободного капиталистического хозяйства, с одобрением писал о европейских конституциях, доброжелательно следил за развитием революции в Испании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: