Цели и направления

Организация была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, "Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость ".

Сегодня, ОАГ объединяет все 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии.

Организация использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

Опыт на Гаити, в Гватемале (неудачный), Перу(удачный местами).

Билет 25Неудачи на Гаити и некоторые успехи в Перу
Гаити:
В 90-е годы вспыхивает конфликт.
Нужно отметить несколько моментов, которые предшествуют конфликту.
Июнь 91 г конференция в Сантьяго была принята резолюция 10-80 (в соответствии с ней ген сек оон получал полномочия на немедленный созыв постоянного совета организации в случае любого незаконного прекращения деятельности демократически-избранного органа власти).
У власти в Гаити военная хунта.
В декабре 90 года прошли выборы в парламент.
В январе прошли выборы президенты.
Победу одержал оппозиционер Жан-Бертранд Орестин.
В сентябре 91 были аннулированы результаты выборов президента и парламента.
Была созвана ОАК, осудившая действия гаитянских властей.
Прекращение экономического сотрудничества странами ОАК.
Заморозка гаитянских активов.
Торговое эмбарго.
В декабре 91 по инициативе Канады (Мауруни) была осуществлена морская блокада и на Гаити начинаются массовые выступления.
В начале 92 года подписано соглашение о возвращение Орестина к власти.
В конфликт вмешивается и ООН, в результате на Гаити были направлены наблюдатели ООН. Их объявили в занятии шпионской деятельностью и произошло сокращение миссии с 500 до 40 представителей..
В июне 93 года по решению ООН на Гаити наложено нефтяное эмбарго и были заморожены активы правительства. Глава правительства был вынужден пойти на переговоры.
В октябре 93 года было подписано соглашение с Орестином о возобновлении его президентских функций.
Соглашение Было выполнено и правительство сняло с себя все обязанности
К концу 94 ситуация стала спокойнее. (миссия картера) генерал ушел из правительства.

Перу
Там проживает большое количество этнических японцев.
В апреле 92 года президент Фу Хи Мори распустил парламент. Верховный суд страны.
В результате начинаются выступления в Лиме и охватывают всю страну.
В результате ОАГ официально осудила действия президента Перу.
США и Япония пригрозили ввести экономические санкции.
Страны ОАГ осудили авторитарные действия президента.
Была направлена делегация из министров иностранных дел ОАГ.
В результате в Перу были произведены выборы в новый орган, призванный выработать новую конституцию страны.
Был проведен референдум и принята конституция.
В сер 90-х вновь начинаются выступления из-за коррупции.

Гватемала
В мае 93 года Серрано (президент) осуществил переворот, произошедший в Перу.
В результате на эти действия отреагировала ОАГ и туда были направлены 2 миссии для сбора фактов, направленные ОАК. Главным образом участие принимали министры иностранных дел. Деятельность этих миссий были типичны для подобных мероприятий. В итоге правительство дало добро на эти миссии.
Опасаясь введения санкций, Серрано пошел на серьезные уступки.
В 1996 году к власти прошли правительство Альваро Арсу и со временем ситуация более менее нормализовалась. Сегодня у власти Альваро Колом.
БИЛЕТ 26Неудачный опыт ПД в Хорватии, Боснии и Сербии
Югославия была федеративным государством. Хорватская, Македонская, боснийских партии. После выборов к власти приходят некоммунистические силы. Федеральные власти в Белграде провели ряд переговоров о сохранении единой Югославии. Не увенчались успехом) конфликт между сербами и хорватами. 04. 1991 сербская край на приняли решение о выходе из Хорватии и присоединении к Сербии. Восходящая линия конфликта-07.1991 Хорватия провозгласила независимость. Начало вооруженного конфликта. Югославская народная армия начинает военные действия против Словении. Пере группировав силы, ЮНА начинает военные действия против Хорватии. При посредничестве ООН и ОБСЕ договоренность о прекращении огня. 03.1992 направлена миссия ООН. ЕС оказал экономическую помощь провозгласившим независимость государством. ЕС признал Словению и Хорватию. Правительство Сербии не собиралось с этим мириться. 03.1992 в Хорватии- миротворческий контингент ООН. Билет 27Превентивная дипломатия в деятельности АСЕАН. Опыт Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в плане разработки собственной модели ПД и ее реализации также достаточно привлекателен, так как одной из первых региональных структур, взявшей на вооружение концепцию превентивной дипломатии была АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии21. Активный экспертный и политический диалог по широкой проблематике превентивной дипломатии, который не первый год идет в рамках Ассоциации и Регионального Форума АСЕАН (АРФ)22, свидетельствуют о существовании некоего политического «заказа» со стороны стран АТР на дальнейшее продвижение и реализацию политики превентивной дипломатии. В АСЕАН в начале 90-х гг. шла активная экспертная работа по созданию концепции превентивной дипломатии в Юго-Восточной Азии. Ведущие аналитики Ассоциации отмечали, что в ЮВА не существует прямой угрозы со стороны крупных региональных и внерегиональных держав, переводя их на более низкий уровень конфликтности - на сферу двусторонних отношений между самими странами ЮВА. К таковым они относили взаимные территориальные претензии, проблемы неурегулированности границ и их неудовлетворительной демаркации – контроля и охраны границ, и связанная с ними контрабанда и незаконная разработка полезных ископаемых или природных ресурсов. Перечисленные проблемы и были предметом собственно превентивной дипломатии23.

Очевидно, что Региональный Форум АСЕАН (АРФ) в отличие от АСЕАН придает превентивной дипломатии большую практическую направленность, поскольку непосредственно связан с вопросами безопасности. В августе 1995 г. на очередном саммите организации была одобрена концепция деятельности АРФ, которая предусматривала практическую реализацию трех этапов превентивной дипломатии в АТР. На первом планировалось создание мер доверия в регионе, на втором – налаживание механизмов превентивной дипломатии, а на третьем – налаживание механизмов урегулирования конфликтов24.Результаты экспертизы «второй дорожки» плавно перетекли в известный проект «Концепции и принципы превентивной дипломатии» для АТР, итоговый рабочий вариант которого был подготовлен Сингапуром от имени АСЕАН к ноябрю 1999 г..

Принципиально важным в данном документе были восемь ключевых принципов превентивной дипломатии, получившие, с учетом европейского опыта некое обобщение. Билет 28Нормативные акты СНГ об урегулировании конфликтов и ПД. Взаимодействие с ООН и ОБСЕ. 19 января 1996 года в Москве решением Совета глав Содружества Независимых Государств (СНГ) была принята Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств –участников Содружества Независимых Государств». Принятие странами СНГ концепции превентивной дипломатии в качестве основы для предотвращения конфликтов на постсоветском пространстве имело большое политическое значение, и имела все возможности стать примером практического применения концепции превентивной дипломатии. В документе было прописано, что превентивная дипломатия может осуществляться специальными представителями СНГ, она охватывает комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин и предупреждение споров между сторонами и недопущение перерастания их в конфликты, включая добрые услуги и посредничество в организации консультаций, переговоров между сторонами в споре, оказание им содействия в поисках взаимопонимания и достижения договоренности по урегулированию разногласий.

Оценивая концепцию СНГ, следует отметить несколько моментов. Во-первых, в отличие от Устава СНГ и первых установочных документов СНГ, в концепции речь идет о «конфликтах» на территории государств-участников Содружества», что предполагает активное участие СНГ в урегулировании и проведении миротворческих операций как в отношении межгосударственных, так и внутренних конфликтов. При этом деятельности по предотвращению и урегулированию этих конфликтов отводится весьма важная роль в общем спектре усилий Содружества. Отмечается, что наиболее предпочтительным путем разрешения споров и предотвращения конфликтов является использование превентивных мер и превентивной дипломатии.

Особое внимание в Концепции обращается на привлечение к деятельности по урегулированию и предотвращению конфликтов на территории стран СНГ ООН и ОБСЕ. Подчеркивается, что принуждение к миру может происходить только с согласия и на основе мандата СБ ООН. В рамках принятой Концепции был проработан механизм осуществления операций по поддержанию мира и предотвращению конфликтов в СНГ.

Устав СНГ27, принятый еще в 1993 г., являлся в начале 90-х гг. наиболее важным документом, определяющим принципы и регулирующим деятельность организации. Вместе с тем, вопрос о миротворческих операциях и превентивной дипломатии был разработан в Уставе не полно.

Практика 90-х гг. показала, что в странах Содружества не было единого понимания принципов миротворчества и превентивной дипломатии. Фактически все миротворческие и превентивные функции в основном взяла на себя Россия, которая и осуществляет самые разные по характеру операции в "горячих точках" Содружества на основе многосторонних договоренностей между Россией и всеми конфликтующими сторонами. С другой стороны, отрицание СБСЕ и ООН «особой ответственности» России за безопасность и стабильность в зоне СНГ означало, что политика России и Запада в Закавказье в тех условиях не могла проводиться в рамках совместно признанной модели практического сотрудничества, а диктовалась больше логикой конкурентной политической борьбы. Автор полагает, что в тех исторических условиях ресурсы превентивной дипломатии были не востребованы.

Фактически, как справедливо отмечают некоторые российские эксперты, в СНГ так и не удалось, несмотря на приложенные усилия, в середине 90-х годов создать эффективную систему коллективной безопасности, основанную на сочетании превентивных мер и миротворческих операций.

БИЛЕТ 29Превентивная дипломатия на Украине В 2000 г. бывший тогда Президентом Украины Леонид Кучма, выступая в Нью-Йорке на "Саммите тысячелетия", призвал к разработке стратегии по всемерному предупреждению конфликтов на основании применения превентивной дипломатии. "Именно на этом должна строиться в будущем столетии миротворческая философия ООН и стран — членов этой организации", — заявил украинский Президент.

Проведение целого ряда международных мероприятий, в том числе и семинара ОБСЕ по превентивной дипломатии в Киеве в октябре 2001 годы должно было подчеркнуть приверженность Украины путям и методам предупредительных стратегий.

После победы «оранжевой революции» и прихода к власти нового президента В.Ющенко можно констатировать, что превентивная дипломатия на Украине, в условиях нынешнего неустойчивого внутриполитического положения в стране явно отошла на второй план.

БИЛЕТ 30Превентивная дипломатия в Казахстане Казахстанские интерпретации превентивной дипломатии связаны с активной международной деятельностью руководства Казахстана и представлением международной общественности президентом Н.Назарбаевым ряда крупных проектов по безопасности и сотрудничеству в Азии. Выступая на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 5 октября 1992 г., он охарактеризовал превентивную дипломатию, «как систему политических, социально-экономических мер, направленных на предотвращение возгорания очагов потенциальной напряженности. Для этого президент предложил создать региональный центр или комиссию ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии в г. Алма-Ате30.

Следует отметить, что подобная комплексная «презентация» в 1992 г. в ООН философии превентивной дипломатии в казахстанской редакции завершилась достаточно эффектными практическими предложениями президента. Во-первых, на ассамблее Н.Назарбаевым было предложено начать формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один плюс один». Эта формула означала, что каждое государство будет передавать в него один процент от своего оборонного бюджета, ежегодно увеличивая свои отчисления на все тот же один процент.

Во-вторых, лидер Казахстана обнародовал инициативу создания в Евразии Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), то есть создания структуры безопасности и сотрудничества в Азии по типу СБСЕ в Европе.

Практическая реализация проекта, озвученная в ООН, состоялась через 10 лет. 3-5 июня 2002 г. в Алматы состоялся первый Саммит государств-участников Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Целенаправленная политика Казахстана по продвижению идей превентивной дипломатии и их распространения на регион Центральной Азии проявилась еще и в том, что на протяжении более десяти лет Республика Казахстан последовательно отстаивала предложение о создании регионального центра ООН по превентивной дипломатии и предотвращению конфликтов. БИЛЕТ 31Попытки урегулирования внутреннего конфликта в Таджикистане
Таджикистан 90-е годы
1992 год начало конфликта
Президент обратился к ген секретарю оон с просьбой направить делегацию
В октябре 92 года направилась группа представителей президентов стран снг. Ее возглавил Феликс Кулов.
Была направлена миссия доброй воли ООН, возглавленная Соми Реенсом(посол по особым поручениям)
По итогам миссии был сделан вывод о необходимости проведения операции по поддержанию мира.
21 января 93 года прибыла миссия наблюдателей оон в Таджикистане. Миссию возглавил Лилио Готто и был направлен спец посланник Бутроса Гали - Марк Титами (Ирак).
На переговорах в Москве были вынесены 3 вопроса:
-о беженцах
-прекращении огня
-конституционное построение.
В Тегеране состоялся второй раунд межтаджикских переговоров, который не привел к улучшению результатов(лето 94 года).
В это время на юге Таджикистана шли ожесточенные бои.
Май 95 4 раунд межтаджикских переговоров в Кабуле. Удалось усадить глав противоборствующих сторон за стол переговоров.
27 июня было подписано соглашение об установлении мира и согласия в Таджикистане.
Достигнутый компромисс в Таджикистане, стал одновременно и итогом миротворческого процесса, и мощной превентивной мерой против новой эскалации конфликта. И в этом смысле таджикскую модель можно было бы, с учетом национальной специфики, проецировать на все пространство СНГ, традиционно связанное с исламом, поскольку «превентивная дипломатия применительно к фактору ислама должна, с одной стороны, заботиться об объективно существующем конфликтном материале, и, с другой стороны, работать с теми элитами, которые используют ислам как средство политики».
БИЛЕТ 32Роль неправительственных организаций в урегулировании конфликтов Известно, что неправительственные организации (НПО) наиболее приближены к очагам конфликта. Фактически, НПО являлись и являются своеобразными точками индикации и неформальными системами раннего предупреждения. Роль международных и местных НПО в установлении фактов и предоставлении объективной информации чрезвычайно высока. Преимущество НПО и других гуманитарных организаций состоит в том, что они находятся в потенциально опасных конфликтных районах в течение многих лет до того, как конфликт или насилие разразится на самом деле. Приходящие извне организации, решившие осуществлять свою деятельность в данном районе после возникновения конфликта, не могут быстро и достаточно всесторонне узнать местное общество и его культуру, заслужить определенный уровень доверия и репутацию среди местного населения. БИЛЕТ 33Основные аспекты деятельности НПО
В 1994 г. Генеральный секретарь ООН признал, что существуют три разных вида деятельности, осуществляя которые, неправительственные организации могут внести свой вклад в широкую область управления конфликтами и построения мира. Ими являются: «1. превентивная дипломатия, поскольку НПО знакомы с положением на местах и имеют возможность обратить внимание правительств на опасность зарождающихся кризисов и возникающих конфликтов; 2. миротворчество, когда НПО могут оказывать гуманитарную и социальную помощь в опасных и сложных условиях; 3. постконфликтное миростроительство, когда НПО могут помочь слабым правительствам и обнищавшему населению обрести уверенность в себе и ресурсы для построения долгосрочного мира»32.


БИЛЕТ 34Методы работы НПО
В деятельности неправительственных организаций по предотвращению кризисных ситуаций условно можно выделить также следующие апробированные опытом методы работы:

а) Диагностика конфликтной ситуации и определение участников предполагаемых в будущем действий, а также их участие в планируемом вмешательстве.

б) Организация встреч для продолжения или облегчения диалога.

в) Посредническая деятельность, достижение консенсуса между сторонами или совместное решение проблемы.

г) Осуществление теоретической и практической подготовки по предотвращению кризисных ситуаций.

Таким образом, как видно, изложенная выше схема достаточно абстрактна и составлена по неким западным стандартам. Нынешние политические реалии во многом подкорректировали данную модель. Сегодня, с учетом опыта «цветных революций» в Грузии, Украине, Киргизии, а также конфликта в Андижане (Узбекистан) происходит некоторая переоценка универсальной роли западных НПО. К сожалению, часть из них выполняют не только задачи превентивной дипломатии, но и преследуют сугубо идеологические цели – внедрение в ту или иную страну соответствующих политтехнологий, направленных на смену режимов и правительств. Зачастую некоторые НПО на постсоветском пространстве, наоборот, целенаправленно создают условия и возможности для возникновения социальных и политических конфликтов, имеющих целью смену политических элит. БИЛЕТ 35Основные фазы деятельности НПО БИЛЕТ 36Этапы урегулирования межтаджикского конфликта и ПД Таджикский опыт урегулирования внутреннего конфликта с использованием всех возможных средств, включая и элементы превентивной дипломатии, на разных этапах особенно важен и ценен для стран СНГ в целом, так и отдельных его членов. Проанализировав события, связанные с межтаджикским конфликтом в течение 1992-1997 гг. и вовлеченность Коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, миротворческую деятельность ООН в стране с использованием элементов поддержания мира и превентивной дипломатии, можно сказать, что превентивная дипломатия в таджикском варианте была больше резервным и теоретическим инструментом, чем реальным фактором урегулирования. В самом же конфликте просматривались следующие отличительные черты миротворческой операции СНГ в Таджикистане: большинство принципиальных решений, относящихся к операции, принималось группой государств (Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан), непосредственно участвующих в операции; мандат операции допускал весьма широкую интерпретацию, позволяя, по крайней мере теоретически, КМС участвовать в боевых действиях. Автор считает, что более действенную роль превентивная дипломатия сыграла в постконфронтационный период, то есть в период с 1997 г., после урегулирования собственно внутреннего вооруженного конфликта.

Как показывают исследования в основе успеха данного процесса в 1997–2000 гг., было умение и готовность сторон взять на себя ответственность за судьбы нации, решительный отказ от дальнейшего применения насилия. Такая стратегия включала терпимость по отношению к светскому характеру государства, содействие консолидации еще молодой национальной государственности, поддержание устойчивости экономики и социального согласия, стабилизацию всего общественного организма. БИЛЕТ 37ПД в Центральной Азии на современном этапе
Узбекистан, заинтересованный в улучшении отношений с Туркменистаном после долгого периода похолодания в ноябре 2004 года поддержал это предложение Туркменистана в обмен на поддержку Ашхабадом идеи создания регионального офиса ООН по борьбе с наркотиками. Долгое время из-за прохладного отношения к этому предложению Совета Безопасности, вызванного, по всей видимости, внутриполитической ситуацией в Туркменистане, не удавалось решить проблему в позитивном ключе. Но, смерть Президента Ниязова С.А. и последовавший период «оттепели» в Ашхабаде, видимо, повлияли на отношение постоянной «пятерки» СБ, в результате чего новый Президент Туркменистана Г.Бердымухамедов уже на саммите ШОС в Бишкеке (август 2007 года) объявил о скором открытии в столице своей страны Регионального центра ООН по превентивной дипломатии.

Этот важнейший, но на первый взгляд, незаметный шаг открывает широчайшие перспективы на пути претворения в жизнь принципов превентивной дипломатии и предотвращения кризисных ситуаций в отношениях между государствами региона. Все это, естественно, связано, прежде всего с параметрами мандата Регионального центра, его будущей практической деятельностью по имплементации этих принципов в центральноазиатскую реальность, что пока является, по сути, совершенно новым делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: