Функции установок

И та, и другая модели имеют своих сторонников и противников и проходили эмпирическое подтверждение.

Какая же из двух моделей лучше согласуется с экспериментальными данными? Работы, в которых проанализирована корреляционная структура различных компонент, дали противоречивые результаты. Одни авторы сделали заключение, что трехкомпонентная теория не получила эмпирического подтверждения, т.к. применяемый факторный анализ не смог точно засвидетельствовать наличие трех компонент: они часто были слишком сильно взаимосвязаны, чтобы их можно было концептуально различить (Мак-Гуайр, 1969, 1985). Напротив, Котандапани (1971) поддержал трехкомпонентную модель установок, показав, что каждая их трех компонент установки высоко коррелировала сама с собой при оценивании различными шкалами, но показывала не столь высокую корреляцию с остальными двумя компонентами. В беглом обзоре результатов таких исследований Чейкен и Стенгор (1987) сделали заключение, что окончательный вывод о преимуществах трехмерной теории над одномерной представляется в настоящее время преждевременным.

Функции установок.

Почему люди имеют установки? Каковы последствия того, что люди имеют установки? Эти вопросы - и особенно вопрос о мотивационных корнях установки - были поставлены в работах Катца (1967), Мак-Гуайра (1969) и Смита, Брунера и Уайта (1956), в которых авторы представили свои функциональные теории установки.

Общим теоретическим основанием функционального подхода служит феноменологическое понимание человеческой психики. Основной принцип феноменолизмакаждый человек по – своему, индивидуально воспринимает и переживает как внешние по отношению к нему, так и внутренние процессы. Применительно к установка это означает, что у разных людей формируются различные потребности и, следовательно, их установки тоже различаются. Своеобразие потребностей каждого индивида делает его установки специфическими. Поэтому (к великому огорчению бихевиористов и ситуационистов) один и тот же стимул или ситуация воздействуют на разных людей неодинаково. Примером может служить воздействие коммерческой рекламы. По данным специалистов в области массовых коммуникаций, ее эффективность считается высокой и даже очень высокой, если достигает от 1 до 10% целевой аудитории (Харрис Р., 2001). То есть, информация, оказывающая влияние на одних людей, совсем не действует на других.

Функциональные теории утверждают, что люди имеют такие установки, которые выражают их потребности и способствуют удовлетворению этих потребностей. Когда потребность удовлетворена, надобность в старой установке отпадает. Новые потребности ведут к формированию новых установок, изменение потребностей приводит к изменению установок.

Несмотря на различие, все функции установок можно сгруппировать по видам или блокам. Впервые такую классификацию осуществил Д.Кац (1967) и выделил пять основных функций установок. На них до сих пор ссылаются во всех современных исследованиях функций установок.

Катц предложил изучать установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет и выделил функции, которые соответствуют, по его мнению, основным потребностям личности.

1. Функция эго защиты. Работа Катца начинается с психоаналитической истории вопроса, в которой для того, чтобы описать эту функцию установки, используются концепции таких защитных механизмов, как рационализация или проекция. Напомним, человек, побуждаемый каким-либо бессознательным импульсом, совершает поступок, но находит для него вполне рациональное объяснение. Как правило, тот иррациональный импульс, который мотивирует человека для совершения тех или иных действий, исходит из негативных влечений и чувств человека – зависти, злобы, ненависти, чувства своей неполноценности и т.д. Но в самоатрибуции индивида мотивация его действий приобретает благородный, даже возвышенный смысл. Сам человек объясняет свои действия исключительно добрыми намерениями: он поступил так во имя добра (ложь во спасение), справедливости (воровство- грабь награбленное).

Установки в этой функции способствуют разрешению внутренних конфликтов личности. Человек прибегает к механизмам эго-защиты для регулирования самооценки. Как легче всего поднять СО? За счет унижения или принижения других людей. Таким образом потребность в повышении СО приводит к формированию соответствующих установок – ксенофобии, расизма, сексизма, национализма, классовой ненависти. Страх, зависть, чувство своей ничтожности вызывают к жизни установку стремления к власти, богатству, порождают высокомерие, пренебрежение, чванство (начальственное, национальное, социальное).

Как правило люди используют не один, а сразу множество механизмов Эго-защит. Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый). Проекция сопровождается отрицанием. *Установки могут, например, защищать кого-то от негативных чувств по отношению к себе или по отношению к собственной социальной группе через проекции этих чувств на других людей, например, как членов национальных меньшинств. *Если какое-либо значимое лицо оценивает вас отрицательно, это может привести к снижению СО, поэтому мы склонны вырабатывать отрицательную оценку к этому человеку. *Люди, которые неудовлетворенны отношением своих собственных супругов, могут справиться с этими чувствами, проецируя их на разведенных людей, что выразиться в негативном отношении к ним.

Правда, некоторым индивидам может вообще не требоваться никакого самооправдания, поскольку их установки в отношении себя и своих поступков (Я- концепция) и без того изначально положительная. Или, когда индивид вообще не осознает, не рефлексирует собственное поведение. У него может вообще отсутствовать потребность в какой-либо защите Я, т.к. защищать попросту нечего. Тогда установки, способствующие ее удовлетворению, могут быть кратковременными или несформированными. Те же, кто постоянное испытывают потребность в защите Я, имеют соответствующие установки.

2. Ценностно - экспрессивная функция и функция самореализации. Установки, выражающие ценности человека, обычно удовлетворяют его потребность в самопрезентации (в управлении впечатлениями Э.Гофман). Катц признавал, что людям необходимо выражать установки, которые отражают их основные ценности и составляют их представления о себе.

Образ и стиль жизни, манера одевать, тип прически, обладание теми или иными вещами, высказываемые мнения, взгляды, поведение – всем этим человек выражает свое Я. *Так, создание образа богатого, преуспевающего человека может быть связано с установкой человека на обогащение, соответственно, выражать основную ценность индивида.

Индивид может репрезентировать себя и другими способами. *Например, вам может дать большое удовлетворение выражение несогласия с законами о смертной казни, т.к. вы глубоко верите в ценность прав человека.

Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение вашего собственного самопонимания, и меньше ориентирован на чужие мнения.

3. Инструментальная (адаптивная или утилитарная) функция. Установки направляют субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Установки помогают людям добиваться желаемых целей, таких, как награда, или избегать нежелательных результатов, таких, как наказание. Поэтому считается, что люди выражают (приобретают) положительные установки по отношению к тем объектам установки, которые удовлетворяют их желаниям (к полезным для себя стимулам, ситуациям), а негативные установки – по отношению к объектам, которые ассоциируются с фрустрацией или с негативным подкреплением.

4. Функции познания (или экономии). Установки также служат функциям, которые организуют или структурируют окружающий хаотичный мир. Установки помогают нам распределять по категориям входящую информацию по установленной шкале ценностей, а это позволяет нам упростить и понять сложный мир, в котором мы живем. Они упорядочивают картину мира в нашем сознании. Не имея готовых когнитивных схем, в том числе и установок, мы вообще вряд ли смогли бы жить, т.к. все происходящее представлялось бы нам сплошным хаосом.

Таким образом, установки помогают нам организовать мир, используя принцип экономии мышления, избегая опасностей информационных, когнитивных перегрузок (Стенли Милграм). *Например, если мне очень нравится, как работает определенный студент, я могу предположить, что его экзамены пройдут успешно, т.е. моя установка подскажет мне, что ожидать в предстоящей ситуации. (Аттитюд дает упрощенное указание того, как вести себя по отношению к конкретному объекту. Каждый человек имеет определенное представление о мире. Все они в совокупности образуют систему, т.е. совокупность установок – совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами, которые противоречат устоявшимся установкам. И функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные» факты и к ним вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение. По этой причине новые научные теории, все новшества, первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие).

Говоря о познавательной функции установок, следует отметить, что установка во многом предопределяет не только наше видение мира, но и наше настроение, жизненный тонус, общее психическое состояние. *Если мир кажется человеку опасным и угрожающим, то он будет испытывать постоянное чувство тревоги и неуверенности. И наоборот, лучезарное мировоззрение будет настраивать человека на легкость и беззаботность.

5. Социально-регулятивная функция. Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно составляем о них свое представление, иначе говоря, формируем в их отношении установки. Одни люди нам нравятся, другие – нет. Наши установки в отношении окружающих помогают или препятствуют нашим социальным отношениям. *Если у человека общая мизантропическая, то есть негативная установка в отношении людей, то его взаимодействие с окружающими будут сведены к минимуму. Да и они станут отличаться напряженностью. Но в том-то и дело, что люди далеко не всегда заявляют о своих реальных установках в отношении окружающих людей. Гораздо чаще во взаимоотношениях со своим ближайшим окружением люди используют вежливость, воспитанность, лесть, т.е. демонстрируют некоторые общепринятые шаблоны поведения. В большей степени это свойственно людям с высоким уровнем мониторинга, в меньшей – с низким уровнем.

Но практически в любом случае, если человек хочет добиться расположения, симпатии, приязни со стороны других, он демонстрирует свое согласие с ними, общность взглядов, мнений и т.п. Конечно, сходство взглядов и установок может быть реальным, а не только манифестируемым. Поэтому мы для установления социальных отношений ищем единомышленников, людей со схожими установками.

Интересные подходы к анализу функций аттитюдов в социальной общности намечены в работе М.Смита, Д.Брунера и Р. Уайта (1956). Основной постулат их работы состоит в том, что индивид выражает то, или иное мнение лишь потому, что оно служит либо средством сохранения отношений с другими людьми, либо как орудие их разрыва. Иными словами, мнение, отражающее установку, может выполнять 2 функции: идентификации с группой или противопоставления себя группе.

В заключение следует подчеркнуть, что установки людей не узко специализированны, а полифункциональны, т.е. выполняют не одну, а несколько функций и, соответственно, удовлетворяют одновременно несколько потребностей. *Например, позитивная установка в отношении охраны окружающей среды может выполнять и функцию самовыражения, и функцию регулирования социальных отношений, и функцию познания, и даже функцию защиты Я («Я обеспокоена сохранением природы для будущих поколений, мои взгляды разумны, я - полезный член общества».).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: