Иммануил Кант вошел в историю как ученый-естествоиспытатель и философ. В работе «Всеобщая теория неба» Кант высказывает 2 гипотезы:
-о происхождении планет из первичной пылевидной туманности
-о зависимости приливов и отливов от фаз развития Луны
Кант задался вопросом: как проверить знание, которое неверифицировано? Происхождение планет – что это за знание? Его не проверить. Предметная область Канта – возможности и границы разума человека. 3 книги «Критика чистого разума», «Критика способности суждений», «Критика практического разума». В первой книге 3 вопроса:
-что я могу знать?
-что я должен делать?
-на что я могу надеяться?
Через 20 лет в письме к другу Кант формулирует стержневой вопрос философии? Что такое человек?
В теории познания Кант предстает как дуалист. Это вытекает из его основных положений:
1 тезис. Мир существует объективно, достоверно, независимо от человека. Материалистическая позиция ученого.
2 тезис. Как объективная реальность, мир познаваем, но феноменологически, то есть на уровне явлений. Феномен – свойство, способность объекта представать пред субъектом в системе определенных свойств. Для диалектики познания Кант вводит термин «вещь в себе». Это объективная вещь, суть которой скрыта для субъекта. Но вещь существует и в другой форме – «вещь для нас». «Вещь в себе» - гносеологическое понятие, обозначает скрытую сущность познаваемого объекта.
|
|
Кант открывает и обосновывает, что в процессе познавательного отношения субъект содержит в себе априорную способность, а именно способность целостно постигать, создавать модель объекта вне всякого опыта (apriori = до опыта). Человек вписывает в себя пространство (глубину, верх, них и т.д.) мгновенно и без единого знания. Кант открывает, что априоризм – это врожденная способность человека в цельных образах чувственного, рассудочного и разуного уровней выстраивать знания об объекте. При этом Кант первым дает различия рассудка и разума. Рассудок – способность систематизировать опыт, он трансцендентальный, то ест ьвыходящй за пределы опыта, но продолжающий его в другой форме. Разум создает чистые идеи из себя самого: Бог, душа, благо, красота, зло, добро, всеобщие категории. Все это прерогатива разума. Разум – трансцедентный, данный как чистая идея.
В конечном итоге в «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что априорная способность человека является фундаментом познавательной активности. Познающий субъект создает теоретическое знание, согласно которому концептуализируется, объясняется объект. Мы не знаем свойств, создаем модель, и возникает потребность аргументировать, доказать. Но идея объекта формируется априорно, и она базовое условие для последующего построения модели объекта. Это в дальнейшем было названо онтологическим переворотом Канта в философии. В докантовской традиции объект действует на субъекта, а субъект описывает. Кант открывает, что субъект априорно моделирует идею, согласно которой моделируется ситема знаний об объекте. Априоризм – результат рефлексизма.
|
|
Все это – гносеологический переворот Канта, продолжается у Шопенгауэра и тд.
В чем же дуализм Канта и его субъективный идеализм? Исторически полагалось, что объект существует независимо от познания. У Канта объект есть, он независим, немного известен априорно. Мир объективен, но фундаментальный знания субъективны.
Феномен – то как является объект, ноумен – как он понятийно предстает.
Трансцендентальная апрецепция самосознания – сосредоточенная мысль о своем Я, мысленный образ самого себя.
В «Критике практического разума» Кант исследует нравственный разум. Кант обосновывает априорную природу нравственности, долга, чести: «Поступаю, потому что не могу иначе». Нравственный императив – это закон во мне.