Позитивизм: этапы его эволюции

Позитивизм проходит 3 периода (исторические формы):

1. классический позитивизм второй половины 19 века, Огюст Конт, Герберт Спенсер, Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798- 1857),.

Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития.

теологическое, или фиктивное;

метафизическое, или абстрактное,

научное, или позитивное

Когда-то люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии, затем человеческий разум возвысился до философского (метафизического) объяснения; сейчас, в XIX веке, философское объяснение должно уступить место научному познанию мира. Отсюда вытекает негативное отношение к философии, характерное для позитивизма: философия уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. С этим же связана и высокая оценка науки и научного подхода: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.

Но что же такое наука? Для Конта главным в науке являются факты - твердые, несомненные, устойчивые данные. Основное дело науки - собирать эти факты и систематизировать их. все рассуждения о причинах, полагает Конт, как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой фиксацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. Отсюда основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки – описание.

Спенсер приблизил науку к здравому смыслу обывателя. Сближение науки с обыденным здравым смыслом несомненно льстило самолюбию читателей Спенсера, обнаруживавших неожиданно для себя, что они не так уж и далеки от Ньютона или Фарадея, и способствовало популярности его сочинений.

Спенсер находит место для религии, решая тем самым проблему соотношения научного разума и религиозной веры. «если знание не в состоянии наполнить всей области сознания, то всегда останется место для чего-то, что носит характер религии, так как религия во всех ее формах отличается от всего остального тем, что предмет ее есть нечто такое, что лежит вне сферы опыта". Здесь Спенсер отходит от Конта, который религию все-таки относил к донаучной стадии развития человеческого интеллекта. Зато этим Спенсер обеспечивает себе симпатии респектабельной публики, готовой восхищаться успехами науки, но при условии, что эти успехи не затрагивают традиционных верований и предрассудков.

В то время как Спенсер постоянно стремился подчеркнуть свою оригинальность по отношению к Конту, его старший современник и соотечественник Джон Стюарт Милль (1806-1873) открыто объявил себя последователем этого французского философа. Основное внимание Милль уделял проблемам взаимоотношений человека с государством, этики, политической экономии и теории познания. Он был одним из создателей формирующейся в середине XIX века философии науки, которая сегодня стала особой и обширной областью философских исследований.

Милль - один из самых ярких представителей индуктивизма. Для него научное знание было не чем иным, как результатом обобщения опытных данных.

2. конец XIX века - переломная эпоха в развитии науки, когда она открыла для себя новое огромное поле исследований (механика сменилась открытием эм излучения фарадеем). Естественно, что первая задача состояла в том, чтобы описать и как-то классифицировать новые явления. Оказалось, что их трудно или даже невозможно объяснить обычным механическим путем. Философия Маха, который придает позитивизму новую форму, получившую название махизм или эмпириокритицизм, выразила умонастроение ученых, поэтому она оказалась столь популярна на рубеже веков.

Специфика махизма – в концепции особого статуса ученого (познающего субъекта) и особой роли методологии и инструментария познания.Махизм фиксирует в своих идеях зависимость научной картины объекта от субъективности:

А) от выбранного ресурса (модели исследования и

Б) от интерпретации\объяснения исследователя.

У Маха Мир, с его точки зрения, состоит из элементов, которые представляют собой соединение физического и психического. Единственный вид отношений, существующий между элементами, - это функциональные отношения. между ними нет отношений "сущности - явления", "причины - следствия".Учение о нейтральных элементах мира должно было, по мысли Маха, преодолеть крайности материализма и идеализма и разрешить противоречия между этими направлениями в философии.

Следствием такого плоскостного видения мира, при котором в нем усматривают лишь однородные элементы и функциональные связи между ними, является дескриптивизм в теории познания, при котором все функции познания, в том числе и научного, сводятся к описанию.

Махизм, или второй позитивизм, был порожден кризисом классического естествознания. Однако ученые скоро оправились от шока, вызванного открытием целой лавины новых непонятных явлений, и приступили к поискам новых средств объяснения и понимания, к созданию соответствующих теорий, а философия Маха быстро потеряла своих сторонников.

3. Неопозитивизм (постпозитивизм), Людвиг Витгенштейн, Бертрет Рассел, Уайтхед

Неопозитивизм имеет другие термины: философия языка, аналитическая философия, лингвистическая философия. Суть неопозитивизма проста: объект\факт – система научных форм языка, которые представляют\структурируют этот факт, поэтому философия должна работать с системой понятий и категорий, выявлять их объем\содержательность, способность верифицировать и фальсифицировать, систему соотношения категорий и понятий. Таким образом, неопозитивизм предметом философского анализа делает язык науки, язык строгого теоретического описания, логика которого должна быть предметом философского знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: