- Понятие о мотивации, мотивировании и мотивировки в разных психологических направлениях
- Проблема классификации мотивов, мотивации и мотивировки.
- Мотив, появление данного понятия в психологии, структура мотива его функции,
- Представление о мотиве разных научных школ, классификация мотивов.
- Мотивация и активность, связь с потребностной сферой личности.
- Значение чувств, эмоциональных состояний, эмоций в формировании мотивационной направленности личности.
- Роль мотивации в волевой регуляция активности личности.
- Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности.
- Значение внимания, как познавательного процесса, в формировании и развитии мотивации поведения человека.
- Взаимообусловленность мотивации и процессов ощущения и восприятия.
- Воображение в структуре мотивации.
- Роль мышления и памяти в формировании различных видов мотивации.
- Отражение свойств темперамента в мотивационной сфере личности.
- Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности.
- Задатки, способности и мотивация поведения.
- Мотивационная сфера личности, ее структура, содержание, развитие и формирование.
- Возрастные особенности формирования и развития мотивационной сферы личности.
- Половые различия в формировании и развитии мотивационной сферы личности.
- Влияние разных видов профессиональной деятельности на формирование
и развитие мотивационной сферы личности.
|
|
- Особенности мотивации при различных видах девиантного поведения.
- Специфические особенности мотивации у лиц с нарушением органов чувств (зрение, слух и др.).
- Специфика развития мотивации у лиц с аддиктивными формами поведения.
- Психологические формы мотивирования поведения человека (терапия, коррекция, реабилитация, просвещение и т.п.).
- Понятие о мотивации достижения успеха; психологическое содержание и природа данной мотивации, историографические аспекты исследования.
- Понятие о мотивации избегания неудачи; психологическая природа этой мотивации, её содержание.
- Методология и методики исследования разных видов мотивации личности.
Рекомендуемая литература
для написания контрольных и курсовых работ, реферирования и конспектирования
1. Ананьев Б.Т. Психология чувственного познания. – М.,1960.
2. Ананьев Б.Г. Ощущение и потребности//Ученые записки. – ЛГУ,1979.– № 244.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.,1980. – Т.1-2, – 512с.
4. Ананьев Б.Г., Дворянина М. Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М., 1968.
|
|
5. Анохин П.К. Эмоции// В.М.Э. – 1964., – № 35.
7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М., 1980. – 197 с.
8. Анцыферова Л.И. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1969. – С. 57-117.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. – 157с.
10.Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личности//Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С.123-124.
11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979. – 151с.
12. Баканов Е.М., Иванников В.А. О природе побуждения//Вопросы психологии. – 1983. – № 4. – С. 146-154.
13.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – МГУ. 1987. – 304 с.
14.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – С 7-44.
15.Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии. – М., 1963. – С. 8.
16.Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. – 412 с.
17. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М., 1973.
18. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982.
19. Вилюнас В.К. Психо-эмоциональные явления. – М.: МГУ.,1976. – 148 с.
20. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации//А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С. 191-200.
21. Веккер Л.М. Психологические процессы. – Т.1.- Л., 1974.
22. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М., 1950.
23. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. – 208 с.
24. Восприятие: Механизмы и модели/Под ред. Алексеенко Н.Ю. – М.,1974.
25. Вотчин И.С. Мотивация и эмоции//Личность в системе деятльности. – Новосибирск, 1993. – С. 47-48.
26.Вотчин И.С. Взаимообусловленность мотивации поведения и восприятия//Наука в условиях рынка. – Новосибирск.,1995. – С.42-43..
27. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.,1960.
28. Гайда В.К., Гущева Т.И., Забродин Ю.М., Зинченко Т.П. Сравнительное исследование опознания и идентификация одномерных и многомерных визуальных стимулов//Эргономика. – Вып. 2. – М., 1970. – С. 120-148.
29. Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий// Материалы совещаний по психологии. – М, 1957. – С. 412-424.
30. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л.: ЛГУ. – 1974. – 150с.
31. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М.,1989.
32. Гинзбург М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы//Вопросы психологии. – 1976, №.4., – 128-132.
33. Глезер В.Д. О физиологическом содержании понятия зрительный образ//Журнал высшей нервной деятельности. – 1965, № 5. –
С. 869-877.
34. Грабал Ел. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся//Вопросы психологии. – 1987, №. 1. – С. 56-59.
35. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. – М.,1974.
36. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
37. Данилова Н.Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. – М., 1985. – 320 с.
38. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности//Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С. 146-169.
39. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. – М., 1979. – 208 с.
40 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – 271 с.
41.Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии. – 1984, № 4. – С. 126-130.
42.Додонов Б.И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности// Проблема психологии личности. – М. – 1982. – С. 115-121.
43.Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии//Психологический журнал. – 1980. – Т.1., №.2. – С.5-18.
44. Забродин Ю.М., Фришман Е.З., Шляхтин Г.С. Особенности решения сенсорных задач человеком. – М.: Наука. – 1981. – 198 с.
45. Загоруйко Н.Г. Методы распознавания и их применение. – М.: Сов. Радио. – 1972. – 206 с.
46. Забродин Ю.М., Науменко В.Н., Пахомов А. П. Динамические аспекты процесса обнаружениях //Психофизика сенсорных систем.- М.- 1979.- С. 9-46.
|
|
47. Завалишина Д.Н., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. О системном строении когнитивных процессов//Психологические проблемы переработки знаковой индикации.- М.- 1977.- С.49-57.
48. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность//Вопросы психологии.- 1967.- N.1.- С. 11-26.
49. Запорожец А.В., Зинченко В.П., Венгер Л.А.., Рудская А.Г. Восприятие и действие.- М.- 1967.
50. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия//Инженерная психология.- М.- 1964.
51. Зинченко В.П. Восприятие как действие//Вопросы психологии.- 1967.- N.1.
52. Зинченко В.П., Киреева Н.Н. Актуальные проблемы психологии опознания// Вестник ЛГУ.- 1977.- N.23.- С. 94 -100.
53. Изард К. Эмоции человека.- М.- 1980.- 440 с.
54. Ильин Е.П. О сущности и структуре мотива//Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности.- Новосибирск.- 1985,- С. 25-26.
55. Имедадзе Ж. В. Полимотивация и принцип соответствия мотива и деятелъности //Проблема формирования социогенных потребностей.- Тбилиси.- 1981.- С. 31-39.
56. Имедадзе И.В. Проблемы структуры установки//Д.Н. Узнадзе - классик советской психологии.- Тбилиси.: Мецниереба.- 1986.- С. 110-130.
57. Исследование зрительной деятельности/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.- 1973.
58. Каган В.Е.,Лунин И. И., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов//Социально-психологические проблемы реабилитации психических больных.- Л, -1984.- С. 150-158.
59. Ковалев В.И., Дружинин В.М, Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки//Психол. журнал.- 1982.- Т.З.- N.6.- С. 35-44.
60. Ковалев В.Ж. К проблеме мотивов//Психол. журнал.-1981.- 1,2.- М.1.- С. 29-44.
61. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений//Психол. журнал.- 1984.- Т.5.- N.4.- С. 3-13.
62. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность.- М. -1988.- 192 с.
63. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга.- М.- 1970.
64. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия.- М.- 1971.
65. Котик М.А. Психология и безопасность.- Таллин.-1987.
Задания для зачетной работы по самоподготовке:
(Обязательная составляющая часть - для студентов, самостоятельно изучающих курс или пропустившим какой – либо раздел программы. Студент допускается до итогового контроля, только после отчета по данной части).
|
|
1.Раскрыть содержание каждого раздела дисциплины (представить конспект в объеме 5-10 стр. печатного текста, с указанием источников или сделать выборку основных понятий раздела и раскрыть их содержание по словарям).
2.Составить по пять контрольных вопросов к каждому разделу.
3.Составить по пять тестовых заданий к каждому разделу с тремя вариантами ответов – один, из которых, верный; другой – неполный, третий – неверный.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Предмет психологии.
2. Принципы психологии.
3. Методология и методы психологии.
4. Пространство психологии и условия работы в нем.
5. Этапы становления психологии.
6. Основные психологические теории и их взаимосвязь.
7. Теория деятельности.
8. Деятельность и психика.
9. Сознание и деятельность.
10. Психика и мозг.
11. Деятельность и общение.
12. Способности и деятельность.
13. Общение и деятельность.
14. Проблема личности в психологии.
15. Теории личности.
16. Человек и культура.
17. Проблема мотивации.
18. Структура личности в различных психологических теориях.
19. Типология личности.
20. Понятие характера и темперамента.
21. Эмоции и чувства.
22. Воля и произвольность.
23. Когнитивная психология.
24. Познание и отражение.
25. Опосредствование в познавательной деятельности.
26. Ощущение и восприятие, их свойства, теории.
27. Мышление.
28. Теория мышления.
29. Виды мышления.
30. Мыслительный образ.
31. Творческое мышление.
32. Мышление и обучение.
33. Мышление и речь.
34. Функции и виды речи.
35. Образ в восприятии, мышлении и воображении.
36. Творческое мышление и воображение.
37. Методы исследования познавательных процессов.
38. Память. Теории памяти.
39. Внимание. Теории внимания.
40. Виды внимания. Методы исследования внимания.
Задания для зачетной работы по самоподготовке:
(Обязательная составляющая часть - для студентов, самостоятельно изучающих курс, или, пропустившим какой – либо раздел программы. Студент допускается до итогового контроля, только после отчета по данной части).
1.Раскрыть содержание каждого раздела дисциплины (представить конспект в объеме 5-10 стр. печатного текста, с указанием источников или сделать выборку основных понятий раздела и раскрыть их содержание по словарям).
2.Составить по пять контрольных вопросов к каждому разделу.
3.Составить по пять тестовых заданий к каждому разделу с тремя вариантами ответов – один, из которых, верный; другой – неполный, третий – неверный.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Общая характеристика психологии как науки;
- Основные этапы развития представлений о предмете психологии;
- Понятие предмета и объекта науки;
- Душа как предмет исследования и переход к изучению сознания;
- Психология как наука о поведении;
- Современные представления о предмете психологии;
- Культурно-историческая парадигма в психологии;
- Высшие психические функции;
- Деятельностный подход в психологии; строение деятельности;
- Механизмы регуляции действий и операций;
- Эволюционное введение в психологию;
- Понятие отражения и психики;
- Классификация психических явлений и процессов;
- Возникновение и развитие психики в филогенезе;
- Возникновение и развитие сознания.
- Общее представление о восприятии; феноменология восприятия;
- Классификация ощущений;
- Ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов;
- Теории восприятия;
- Научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; Восприятие и деятельность;
- Психофизика ощущений;
- Восприятие пространства и движения;
- Константность и предметность восприятия.
- Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти;
- Виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение;
- Принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии;
- Память и деятельность; развитие и тренировка памяти;
- Память как высшая психическая функция.
- Общее представление о внимании;
- Виды и свойства внимания;
- Внимание и сознание;
- Теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии;
- Экспериментальные исследования внимания;
- Внимание и деятельность; развитие внимания.
- Основные направления развития представлений обэмоциях;
- Назначение и виды эмоциональных процессов;
- Эмоциональные состояния;
- Экспериментальное исследование эмоций;
- Потребности и мотивация;
- Проблема мотивации в психологии деятельности;
- Теории мотивации в зарубежной психологии;
- Мотивация отдельных видов деятельности;
- Эмпирические исследования мотивации.
- Психические состояния. Определение состояния.
- Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.
- Предмет и методы исследования в психологии мышления;
- Виды мышления; основные подходы к изучению мышления;
- Теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; Индивидуально-личностная детерминация мышления;
- Исследования мышления с позиций деятельностного подхода;
- Воображение и творческое мышление, творческая личность;
- Мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; Развитие понятийного мышления;
- Язык, сознание и мышление;
- Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи;
- Механизмы порождения и понимания речи;
- Развитие речи в онтогенезе;
- Психосемантика, вербальное и невербальное общение.
- Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии.
- Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое.
- Воля как высший уровень регуляции.
- Волевые процессы и их изучение.
- Сознание. Сознание и психика.
- Признаки и свойства сознания.
- Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым.
- Различные подходы к изучению неосознаваемого.
- Защитные механизмы и факторы их осознания.
- Сознание как психический процесс.
- Определение, функции и эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).
- Структурный анализ сознания.
- Статистическая и динамическая модель.
- Понятие личности в системе человекознания.
- Личность в философии, социологии и психологии.
- Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной пcиxoлогии.
- Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
- Личность как предмет психологического исследования.
- Психические процессы, состояния и свойства.
- Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
- Свойства, структура и типология личности.
- Номотетическое и идеографическое описание личности.