(часть первая, Введение в психологию)
Задание II. Раскройте содержание следующих понятий:
- психический факт
- психическая закономерность
- механизм психики
- психический процесс
- психическое свойство
- психическое состояние
- анимистический взгляд на «душу»
- внематериальная природа души
- идеалистический взгляд на «душу»
- дуализм в психологии
- ассоциации психических явлений
- сознание
- интроскеционизм
- рефлекс
- эпифеноменализм
- принцип детерменизма
- перцепция
- апперцепция
- рационализм
- эмпиризм и сенсуализм
- ассоцианизм
- психология способностей
- рефлекторная дуга
- рефлекторность психики
- сигнальная система
- обратная связь
- личностный характер поведения
Задание III. Ответьте на вопросы:
- От чего зависит понимание психических явлений?
- Что входит в содержание понятия «донаучные психологические знания»?
- Что составляет предмет научного изучения в психологии?
- В чём суть анимистических представлений о «душе»?
- Как объясняли понятие «душа» ионийские натурфилософы?
- Кто из древнегреческих атомистов является последователями гилозоизма?
- В чём заключается различие взглядов Платона и Аристотеля на природу «души»?
- Какому знанию о «душе» дали начало римляне – Гален, Плотин, Августин?
- Какое открытие, сделанное французом Декартом дало развитие дуализму?
- Кто является родоначальником эпифеноменализма в психологической науке?
- Какой вклад в развитие психологии сделал голландец Спиноза?
- Как разводил понятия «перцепция» и «апперцепция» немец Лейбниц?
- Почему Д.Локка принято считать родоначальником эмпирической психологии?
- Что позволяет говорить о том, что ассоциативная психология была перспективой в развитии психологической науки?
- В чём заключалась суть психологии способностей?
- Какую роль в развитии психологии сыграли работы русского ученого И.М.Сеченова?
- В чём заслуга русского ученого И.П.Павлова в развитии психологической науки?
- Какая связь между двумя понятиями «мозг» и «психика»?
- Как характеризовали сознание немцы К.Маркс и Ф.Энгельс?
Задание IY. Напишите реферат по одному из следующих источников:
|
|
1. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. – Собр.соч.,т.1.М., Педагогика, 1982.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ,1972.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука,1984.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., АН СССР,1957.
5. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., Педагогика,1966.
6. Ярошевский М.Г. История психологии. М., Мысль,1985.
Задание Y. Выполните тестовую работу:
1. Что такое психологический факт, психологическое явление:
|
|
a) отражение действительности;
b) часть реальной действительности;
c) то и другое.
2. В чем выражается форма существования психического:
a) в жизни и деятельности;
b) в сознании;
c) в том и другом.
3. Первая систематизация знаний о психике была осуществлена:
a) Аристотелем;
b) Платоном;
c) Сократом.
4. В какой исторический период понятие «душа» приобретает религиозное содержание:
a) античная эпоха;
b) древневосточная;
c) средневековье.
5.Кто произвел переворот в мистически-религиозном понимании души, трактуя её, как внешне детерминированный религиозный механизм:
a) Г. Лейбниц;
b) Р. Декарт;
c) Д. Гартен.
6.Кто впервые связал эволюцию человека с развитием его психики:
a) Ч. Дарвин;
b) Г. Гельмгольц;
c) Г. Спенсер.
7. Кому принадлежит авторство термина «поток сознания»:
a) У. Догимс;
b) Лангет;
c) В.Вундт;
8.Кто соединил психологическую теорию с психотерапевтической практикой и
ввел ряд новых категорий:
a) Адлер Ю.;
b) Юнг К.;
c) Фрейд З.
9.Какая психологическая школа в качестве единственного объекта изучения
признавала поведение:
а) гештальт – психология;
b) бихевиоризм;
с) аналитическая.
10. Суть концепции интериоризации состоит в переводе:
a) внешних, предметных действий во внутренние;
b) внутренних действий во внешние;
c) или то и другое.
11. Кем открыты закономерности высшей, нервной деятельности:
a) Павлов И.П.;
b) Сеченов И.M.;
c) Бехтерев В.М.
12. Основной постулат И.М. Сеченова: «Психическое, внутреннее детерминируется внешним» при условии:
a) наличия силы воздействия;
b) времени воздействия;
c) значимости явления или события.
13. В каких взаимозависимостях находятся предметное действие и общение:
a) закономерно сменяют друг друга;
b) взаимно исключают друг друга;
c) неотделимы одно от другого.
14.Что относится к биологическим факторам психического развития личности:
a) индивидуальные анатомо-физиологические особенности мозга и ЦНС;
b) генотип и постнатальное формирование мозга;
c) а и b, вместе взятые.
15. Что относится к социальным факторам психического развития личности:
a) духовный мир социальной среды;
b) материальный мир;
c) материальный и духовный мир социума, исключая семью.