Просветительская идеология возникла в 17 ст. в Англии под влиянием идей Дж. Локка и позже в 18 в. получила широкое распространение во Франции. Со второй половины 18 ст. и в начале 19 ст. принципы Просвещения распространяются и утверждаются в Северной Америке, Германии, а также странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
Впервые термин Просвещение употребил Вольтер, а также, немецкий философ и историк Гердер.
В 1748 г. в своей статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение», Кант отвечает, что «Просвещение следует рассматривать как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса».
Принципы Просвещения основывались на следующих положениях:
˗ признание всемогущества человеческого разума и гуманной природы человека и в соответствии с этим убеждение в необходимости просвещения народа, направленного на воспитание и исправление;
˗ признание и утверждение естественных прав человека, прежде всего на жизнь, свободу, равенство, собственность;
|
|
˗ критика абсолютизма, признание идеи народного суверенитета как «просвещенного правления»;
˗ критика религиозного фанатизма и признание нерелигиозных форм идеологии;
˗ признание эволюционного пути развития человечества, и в соответствии с этим критика и неприятие насилия как противоречащего разумной природе человека. Всякое насилие возможно лишь как крайняя мера, последнее средство борьбы людей за свои права.
Среди важнейших имен Английского Просвещения необходимо назвать: Джона Толанда, Энтони Коллинза, Джозефа Пристли, Энтони Эшли Купера (лорда Шефстбери), Френсиса Хатчесона, Бернанда Мандевиля.
Основной научный интерес представителей английского Просвещения касался вопросов, посвященных социально-политической проблематике, среди которых необходимо выделить проблемы обоснования и соотношения политической и гражданской свободы и соответствующих им прав человека, этико-нравственного обоснования принципов политики и правления. Так, например, с т.з. Мандевиля, главным средством приобщения людей к совместной жизни является не государство и право, а мораль как своеобразное социально-терапевтическое средство управления людьми.
С т.з. вопросов составляющих предметную сферу дисциплины «Истории учений о государстве и праве», наибольший интерес представляют научные теории представителей французского Просвещения в первую очередь Вольтера, Монтескье и Руссо.