Франсуа Мари Аруэ известный под псевдонимом Вольтер родился в 1694 г. в семье нотариуса. умер в 1778 г. Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике, за неоднократно подвергался гонениям, прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм.
На становление его мировоззрения и социально-правовых взглядов во многом сказалось влияние идей английских философов и прежде всего Дж. Локка.
В целом мировоззренческая позиция В. в научных кругах признается как деистически-материалистическая. В. признавал, что мир существует и развивается на основе своих собственных причин и законов, но первопричиной мира все же является Бог. Но роль Бога по Вольтеру весьма ограничена он лишь создатель, создав мир Бог удалился и ему нет ни какого дела до его развития.
Свое учение о происхождении, общества, государства и права В. основывает на взглядах античных и современных ему авторов об общественной природе или социальной сущности человека. Особенность состоит в том, что В. основание такой социальной сущности и соответственно общества, и всех его институтов, видит не в инстинкте, а в чувстве люби человека к самому себе. Следствием этой любви есть порождаемые ее страсти, такие как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, алчность, соперничество и т.д. Стремление к удовлетворению этих страстей порождает в свою очередь потребность к труду, искусству и в конечном итоге приводит к необходимости существования государственных институтов и правового регулирования.
|
|
Таким образом, в соответствии с взглядами В., общество для своего существования нуждается в законах. При этом В. категорически отрицает божественный характер происхождения права и закона. Право и закон, а эти понятия В. четко не разграничены, имеют искусственное происхождение, они устанавливаются людьми, и обусловлены естественными потребностями или причинами, так как связаны с существованием природных страстей человека или дословно «... они зависят от интересов, страстей и мнений тех, кто их придумал, и от характера климата, местности, где люди объединились в общество».
В целом В. разделяет мысль о договорном характере государства, предложенную его предшественниками, но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства, с его т.з. лежит, молчаливое согласие народа подчинятся верховной власти, поскольку это соответствует его главному интересу общественному благу и соответственно обязанность государства осуществлять верховную власть на благо поданным, обеспечивая, таким образом, соблюдение их естественных прав.
|
|
Свои правовые взгляды, В. обосновывает на основе проведенного им исследования. При этом В. как уже отмечалось, не дает четкого разграничения права и морали, права и закона. Исходя из анализа существования в мире огромного разнообразия правовых и моральных норм. В. пытается найти еденный принцип нормативного регулирования. В качестве такого критерия права и морали, В, с одной стороны, принимает общественную пользу, которая выступает по отношению к последним как цель, в результате чего право и мораль рассматриваются как относительные понятия, с другой стороны, в основание права и морали он кладет представление о гуманности добродетели, которая присуща всем людям и является основой естественного закона по которому должны определятся взаимоотношения между людьми. В целом под естественным законом В. понимает «... принципы морали, общие для всего человечества». Этот закон имеет следующее определение «... поступай с ближним как с самим собой.... не делай зла другому и не радуйся этому злу».
От естественного закона отличается позитивные законы. Последние в свою очередь В. делит на законы установленные произвольно «ради пользы законодателя», а отсюда имеющие условный характер и законы, созданные на основе разума, которые в идеале должны соответствовать естественному закону.
Среди важнейших естественных прав В. выделяет свободу. равенство перед законом, собственность на продукты своего труда.
В концепции В. равенство и свобода понимаются как правовые категории. Равенство это, прежде всего, равная защита всех законом, Свобода зависимость только от законов. Постановку вопроса о равенстве в социальном и имущественном плане В. категорически отвергает.
Программные положения учения В. о государстве и праве находят свое отражение в концепции «просвещенного правления», в которой, дается обоснование политического идеала. В соответствии с указанной концепцией идеальное правление государства можно рассматривать как союз правителей и философов, где верховная законодательная власть принадлежит философам, исполнительная правителям, задача последних реализовывать на практике принципы общественного устройства, смысл которых разъясняют философы.