Модели формирования издержек в управленческом учете

В управленческом учете для обеспечения наибольшей оперативности и аналитичности данных учета в целях своевременного и быстрого принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию процесса производства применяется ряд специализированных систем учета исчисления себестоимости, в том числе системы «стандарт-кост» и «директ-костинг».

Система «стандарт-кост» («нормативный метод учета затрат») базируется на разработке стандартов на главные виды затрат на основе прогрессивных норм, учитывающих последние достижения техники и технологий. В соответствии с этими стандартами ведется учет затрат и калькулирование себестоимости продукции с учетом отклонений от стандартов. Тем самым создаются возможности для активного управления процессом производства и воздействия на затраты с целью снижения в случаях, когда они превышают затраты.

При применении системы «стандарт-кост», как и обычных систем учета фактических затрат, обеспечивается полный учет затрат и калькулирование полной себестоимости.

Основная задача, которую ставит перед собой данная система - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

В основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени труда, зарплаты и всех других расходов, связанных с изготовлением какой либо продукции.

Система «стандарт-кост» позволяет подробно анализировать возникающие благоприятные и неблагоприятные отклонения фактических затрат от сметных, оперативно устранять причины неблагоприятных отклонений.

Основные отличия нормативного метода учета от системы «стандарт-кост» в том, что:

1. оба метода учитывают затраты в пределах норм;

2. оба метода предполагают учет полных затрат;

3. в учете по методу «стандарт-кост» расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе.

Система «директ-костинг» основана на учете и калькулировании неполной, ограниченной себестоимости. В данном случае себестоимость включает затраты прямые или переменные, то есть зависящие от изменений объема производства. Она калькулируется на основе производственных расходов, связанных с выпуском данной продукции, даже если они в отдельных случаях носят косвенный характер. Несмотря на различную полноту включения в себестоимость разных видов расходов, общим в данном случае является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической природе составляют часть текущих издержек, не включаются в себестоимость, а возмещаются единой суммой из выручки. В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости.

Применяя систему «директ-костинг», систему учета сумм покрытия или маржинального дохода, можно оперативно вскрывать взаимосвязь между объемом производства, затратами, выручкой, прибылью, маржинальным доходом.

Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику цен, постоянно маневрировать ими. В условиях внедрения этой системы существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цен. Долгосрочный нижний предел показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт продукции: он практически равен себестоимости продукции. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован ни цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен неполной себестоимости по системе «директ-костинг» в частности только прямых затрат. Применение этих цен в определенный период важно в условиях жесткой конкуренции за сбыт продукции. Имея данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия по видам продукции на предприятии, можно решать такие важные управленческие задачи, как оптимизация ассортимента производимой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по более низким ценам, определение оптимального размера партии продукции для продажи и т.п.

Преимущество системы «директ-костинг», на предприятиях с массовыми и серийными типами организации производства состоит в том, что в результате его применения появляется возможность управлять объемами производства продукции с помощью изучения и оценки рынка на основе использования приемов маркетинга. С этой целью исчисляется критический объем производства, т.е. величина выручки от продажи продукции, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки производства без получения прибыли.

Критический объем производства в единицах продукции определяется по формуле:

В = Ипс. / (Ц – Ипр.), (1), где

В – количество выпускаемой продукции;

Ипс. – общая сумма постоянных издержек производства;

Ц – продажная цена за единицу продукции;

Ипр. – переменные издержки производства на единицу продукции.

Использование метода позволяет обосновывать важные управленческие решения в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению производственного заказа по вопросам ценообразования на новую продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: