Тема 2.5. Личность как субъект управления
План:
Профессиональная направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели.
Понятие темперамента, его свойства и типология. Основные теории темперамента.
Критерии отнесения человека к определённому типу темперамента (по И.П. Павлову и В.С. Мерлину).
Сложные типы темперамента. Совместимость по темпераменту. Согласование темперамента с требованиями профессиональной деятельности.
Характер, его свойства, структура и особенности формирования. Акцентуации характера.
Психологическая теория способностей.
1. Профессиональная направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели
Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности.
Направленность – это свойство личности, проявляющееся в ведущих жизненных целях и мотивах ее поведения.
|
|
Направленность включает в себя следующие формы, которые выступают как мотивы деятельности: интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, желания, влечения, стремления.
Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение и убеждения определяют моральные качества личности, которые весьма отчетливо проявляются в совести и стыде.
Основные качества направленности личности:
1) уровень – общественная значимость направленности (высокий уровень общественной значимости направленности называется идейностью);
2) широта – охват интересов, склонностей, влечений, желаний и др. (но не дилетантство, разбросанность);
3) интенсивность – связана с эмоциональной окраской (от смутных, нечетких влечений до полной убежденности);
4) устойчивость – характеризуется протяженностью направленности во времени;
5) действительность – активность реализации целей направленности в деятельности.
В основе направленности лежат потребности.
Потребность – это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, нужду в чем-либо.
Потребности обусловлены всем ходом развития органической природы и исторического развития человека. Они выступают как движущая сила и условие всякой деятельности.
Потребности каждого человека формируются в процессе освоения социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. При этом следует различить их объективную и субъективную стороны: между всем многообразием потребностей, представленных в обществе, и системой усвоенных человеком потребностей нет однозначного соответствия (это зависит от индивидуального образа жизни человека). Каждый человек характеризуется специфическим набором потребностей и уровнем их развития.
|
|
Существуют разнообразные классификации потребностей, оптимальная из которых предложена американским психологом А. Маслоу и будет рассмотрена во второй части данного пособия. В то же время потребности классифицируются по ряду оснований:
1) по происхождению – естественные (например, в пище) и культурные;
2) по предмету, удовлетворяющему потребности - материальные, духовные, социальные.
Материальные потребности – основа жизни и активности личности. Если они удовлетворены, то ведущую роль начинают играть духовные и социальные потребности.
Духовные потребности – включают в себя познавательные и эстетические потребности.
Социальные потребности – это потребности в труде и общении.
Определённый набор простейших потребностей задан человеку от рождения (нужда в пище), но, в основном, они формируются прижизненно. Под влиянием социальных условий и особенностей деятельности личности ее потребности непрерывно изменяются, развиваются.