По материалам предыдущих заданий составьте информационную модель плана подготовки спортсменов в избранном виде спорта на один из этапов годичного цикла тренировки. План должен включать следующие основные сведения:
- вид спорта,
- возраст спортсменов,
- пол спортсменов,
- уровень подготовленности (квалификацию),
- название этапа подготовки,
- цель подготовки на этапе,
- задачи подготовки на этапе,
- соотношение объема работы по разделам тренировки (процент времени, отводимого на каждый раздел),
- задачи каждого из разделов подготовки,
- средства подготовки,
- методы тренировки,
- последовательность мезоциклов,
- последовательность микроциклов,
- время, отводимое в микроцикле на решение каждой из задач тренировки.
Для обеспечения наглядности плана целесообразно представление его в виде таблиц и графиков. В настоящее время для снижения затрат времени на технические аспекты выполнения плана и повышения его наглядности широко используются информационные технологии. При отсутствии специальных программ для проектирования учебно-тренировочного процесса применяются стандартные приложения MS Office, чаще всего – MS Excel. Как использовать основные операции с электронными таблицами данного редактора описывается в инструкции к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Современные информационные технологии».
|
|
Лабораторная работа выполняется в два этапа: подготовка общего проекта работы и реализация его с помощью табличного редактора Microsoft Excel. При подготовке проекта планируется размещение материала и способы его обработки: расположение заголовков, данных, необходимость использования формул, диаграмм и т.д. Целесообразно выполнить макет на бумаге. Возможно использование общего плана работы, представленного ниже.
Первый лист - «Титульный лист»:
План-график подготовки спортсменов
Вид спорта: ______________________
Пол: __________ Возраст: _______________ Разряд: ______________
Этап подготовки: ___________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Задачи: 1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
Объем работы по разделам подготовки:
Кол-во часов | Доля от общего объема (%) | ||
1. Физическая подготовка, в т.ч.: | |||
1.1. ОФП | |||
1.2. СФП | |||
2. Техническая подготовка | |||
и т.д. |
Второй и последующие листы – «Расчет часов по разделам подготовки»
Название раздела подготовки: _________________________
Задачи | Средства | Методы | Время | Распределение времени по микроциклам | |||||||
в мину-тах | в % от общего объема | Обще-подгот. | Ордин. | Восст. | … | ||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
… | |||||||||||
Итого: |
При выполнении данной электронной таблицы выполняется ряд этапов, причем возможно их выполнение для каждого листа как последовательное, так и параллельное. Целесообразно замыкание операций в цикл (с возвратом на одну или несколько операций назад после любого этапа):
|
|
- наименование листов;
- определение ширины столбцов, высоты строк, объединение
ячеек;
- выделение границ (расчертить видимую на бумаге сетку
таблицы);
- заполнить текст;
- ввести числа;
- ввести формулы (суммы, доли в процентах, при необходимости
связать ссылками листы);
- построить диаграмму(ы);
- предпросмотр и коррекция (на любом этапе).
Далее перечислены некоторые способы выполнения необходимых операций. При этом нужно учитывать, что Microsoft Excel, как и все приложения программы MS Office, позволяет решать различные задачи несколькими путями.
- Переименование листов: правой кнопкой мыши нажать на ярлык листа и в контекстном меню выбрать команду «переименовать».
- Изменение ширины столбца: левой кнопкой мыши нажать на линию, разделяющую названия столбцов, не отпуская кнопку двигать линию в нужном направлении.
- Операции над ячейками: выбрать ячейку или выделить несколько ячеек, нажать правую кнопку мыши, в контекстном меню выбрать нужную команду. Команда «формат ячейки» выводит диалоговое окно с закладками, содержащими различные наборы параметров (формат, выравнивание текста, перенос слов и т.д.).
- Выделение границ: выбрать область применения, на панели инструментов нажать кнопку «границы» и выбрать нужные границы, определить толщину линии и т.д. или воспользоваться контекстным меню операций над ячейками.
- Введение формул: использовать встроенный мастер функций (соответствующая кнопка на панели инструментов или в строке меню команда «вставка», далее «мастер функций»), выполнить пошаговую инструкцию. Возможно введение формулы вручную в строке формул (при этом необходимо соблюдать целый ряд правил введения формул – целесообразно использование справочной системы).
- Построение диаграмм: выделить диапазон данных, на панели инструментов нажать кнопку «мастер диаграмм» или команда «вставка» в строке меню, выполнить пошаговую инструкцию – выбрать тип диаграммы, заполнить необходимые поля (заголовки, шкалы, цвета рядов, шрифт и т.д.). На любом этапе построения диаграммы доступен просмотр результата. Для внесения изменений в готовую диаграмму использовать левую кнопку мыши для указания исправляемого элемента диаграммы или правую кнопку для вызова контекстного меню.
В приложении 2 приведены примеры моделей этапов подготовки, выполненные с помощью редактора электронных таблиц так, чтобы была возможна печать документа на стандартных листах для большинства принтеров (А4).
Приложения
Приложение 1
Список рекомендуемой литературы
1. Акопян А.О. Организация этапных обследований (ЭКО) сборных команд РФ на базе научного центра = Organization of Stage Inspections of Russian Sports Teams on Base of Scientific Centre / А.О. Акопян, В.А. Панков // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. - 2005. - N 3. - С. 34-35. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2005N3/p34-35.htm
2. Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте / Алабин В.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - N 12. - С. 30-31. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N12/p30-31.htm
3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) = Prospects of Development for General Theory and Technologies of Sports Training and Physical Education / Бальсевич В.К. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 4. - С. 21-26,39-40. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N4/p21-26,39-40.htm
|
|
4. Боген М.М. Спорт в постсоциалистическом обществе / Боген М.М. // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - N 12. - С. 48-49. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N12/p48-49.htm
5. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 7. - С. 41-54. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N7/p41-54.htm
6. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 2. - С. 21-26,39-42. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N2/p21-26,39-42.htm
7. Власов А. Спорт большой и спорт совсем маленький: Страницы истории / Власов А. // Спорт для всех. - 1998. - N 3-4. - С. 16-18. HTTP://lib.sportedu.ru/press/sfa/1998N3-4/p16-18.htm
8. Добровольский С.С. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования в них / Добровольский С.С., Тютюков В.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 12. - С. 16-18. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N12/p16-18.htm
9. Желязков Ц. О сущности спортивной формы / Желязков Ц. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 7. - С. 58-61. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N7/p58-61.htm
10. Желязков Цв. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке = About some Permanently Acting Factors in Contemporary Sports Training / Желязков Цв. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 11-12. - С. 41-44. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N11-12/p41-44.htm
11. Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: метод. пособие / Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. - М.: Сов. спорт, 2004. - 216 с.: ил., табл. (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2)
12. Исаев А.А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с. ISBN 5-85009-767-8 (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2 - 444088)
13. Кожевникова И.Г. Формирование и развитие концепта "спорт" в русской концептосфере = Formation and Development of Concept "Sport" in Russian Conceptual Area / Кожевникова И.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 2. - С. 47-49. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N2/p47-49.htm
14. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты / Федоров А.И., Шарманова С.Б., Сиротин О.А., Медведев В.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 9. - С. 25-26,39-40. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N9/p25-26,39-40.htm
|
|
15. Куликов Л.М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Куликов Л.М., Рыбаков В.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 7. - С. 20-22. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N7/p20-22.htm
16. Куликов Л.М. Спортивная тренировка: управление, системность, адаптация, здоровье / Куликов Л.М., Рыбаков В.В., Великая Е.А. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 7. - С. 26-30. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N7/p26-30.htm
17. Лапутин А.Н. Дидактическая биомеханика: истоки и перспективы / Лапутин А.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - N 11. - С. 63-67. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N11/p63-67.htm
18. Лищенко В.Е. К построению многолетней тренировки высококвалифицированных спортсменов / Лищенко В.Е. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 3. - С. 21-22. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N3/p21-22.htm
19. Лях В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте = About Conception, Problems, Position and Main Principles of Coordinational Training in Sport / Лях В.И., Садовски Е. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 5. - С. 40-46. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N5/p40-46.htm
20. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки (статья первая; статья вторая) / Матвеев Л.П. // Теория и практика физ. культуры: тренер: Журнал в журнале. - 2000. - N 2. - С. 28-37; N 3. - С. 28-37. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000N2/p28-37.htm
21. Матвеев Л.П. Спорт для всех и спорт не для всех / Матвеев Л.П. // Спорт для всех. - 1999. - N 1-2. - С. 15-18. HTTP://lib.sportedu.ru/press/sfa/1999N1-2/p15-18.htm
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для ин-тов ФК. – М.: 1991. – 543 с. (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2 - 391743)
23. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов = Approximate Classification of Base Motor Coordinations in Number of Common and Specific Attributes and Structural Elements / Назаренко Л.Д. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 8. - С. 19-21. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N8/p19-21.htm
24. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества. // Теория и практика физической культуры. – 2000. - № 1. – С. 54 – 58. https://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000N1/p54-58.htm
25. Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера = Success of Coach's Activity / Николаев А.Н. // Теория и практика физ. культуры: тренер: Журнал в журнале. - 2003. - N 12. - С. 29-33. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N12/p29-33.htm
26. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, АСТ, 2006. – 863 с. ISBN 5-271-02939 (библиотека РГУ им.И.Канта, НА – инв. 349230, ч/з № 2 – инв. 459388)
27. Павлов А.И. Определение понятия "Спортивная тактика" = Defining of Notion "Sports Tactics" / Павлов А.И., Войтов В.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 9. - С. 20-21.
HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000N9/p20-21.htm
28. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка = Principles of Adaptation Theory and Sports Training / Павлов С.Е. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 1. - С. 12-17.
29. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов. Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 159 с. (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2)
30. Пельменев В.К. Физическая культура и спорт в эксклавном регионе России: состояние и перспективы (монография). - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 285 с. (библиотека РГУ им. И.Канта – НА, ч/з № 2)
31. Пилоян Р.А. Историография науки о спорте = Historiography of Sport-Science / Пилоян Р.А. // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - N 7. - С. 17-18. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N7/p17-18.htm
32. Пилоян Р.А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития / Пилоян Р.А. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 7. - С. 13-17. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N7/p13-17.htm
33. Платонов В.Н. О "концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов / Платонов В.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 8. - С. 23-26,39-46. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N8/p23-26,39-46.htm
34. Платонов В.Н. О "концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов / Платонов В.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 8. - С. 23-26,39-46.HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N8/p23-26,39-46.htm
35. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с. (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2 - 452967)
36. Ратов И.П., Насреддинов Ф.Н. Совершенствование движений в спорте. – Ташкент: Изд. им. Ибн Сины, 1991. – 152 с. (Областная универсальная научная библиотека Калининградской области)
37. Розин Е.Ю. Методологические аспекты отбора, и проблемы спортивного отбора в частности = Methodological Aspects of Selection and Problem of Sports Selection in Particular / Розин Е.Ю. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - N 4. - С. 2-6. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N4/p2-6.htm
38. Розин Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов / Розин Е.Ю. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 11. - С. 41-43. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N11/p41-43.htm
39. Руденик В.В. Основы спортивной тренировки: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 94 с.
40. Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности = Talent, Endowments and Abilities in Structure of Sports Activity / Сальников В.А. // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - N 4. - С. 16-20. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002N4/p16-20.htm
41. Сарапкин А.Л. Эффективность построения учебно-тренировочного процесса на начальных этапах подготовки юных баскетболистов = The efficiency of training process construction at the elementary levels of young basketball players training / Сарапкин А.Л. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2004. - N 1. - С. 59-65. HTTP://Lib.sportedu.ru/books/xxpi/2004N1/p59-65.htm
42. Сахарова М.В. Проектирование систем подготовки спортсменов (команды) в игровых видах спорта = Projecting of Systems fir Athlete's (Team's) Training in Sports Games) / Сахарова М.В. // Теория и практика физ. культуры: тренер: Журнал в журнале. - 2004. - N 5. - С. 35-38. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N5/p35-38.htm
43. Селуянов В.Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий = Scientific and Methodical Bases of Development of Innovational Sports Pedagogical Technologies / Селуянов В.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 5. - С. 9-12. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N5/p9-12.htm
44. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 142 с. ISBN 5-85009-969-7 (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2 - 461019)
45. Смирнов М.Р. "Программирование" или "Построение"?: (Заметки по поводу дискуссии по проблемам ТСТ) / Смирнов М.Р. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 12. - С. 43-47. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N12/p43-47.htm
46. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте: Учебно-практическое пособие / Сост. Е.О. Ширшова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2007. – 26 с. (Библиотека РГУ им. И.Канта, ч/з № 2).
47. Соха С. Женщина и спорт: мозговой штурм ученых = Woman and Sport: Brain Storming of Scientists / Вступ. ст. Л. И. Лубышевой // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 6. - С. 2-3. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N6/p2-3.htm
48. Спорт и цивилизация = Sports and Civilization // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - N 5. - С. 58-63. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N5/p59-63.htm
49. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации / Староста В. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 6. - С. 8-12. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N6/p8-12.htm
50. Староста В. Обоснованно ли деление видов спорта на мужские и женские? / Староста В. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 8. - С. 55-58. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N8/p55-58.htm
51. Суслов Ф.П. Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) / Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 7. - С. 38-42. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N7/p38-42.htm
52. Суслов Ф.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии / Суслов Ф.П., Шепель С.П. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 9. - С. 57-61. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N9/p57-61.htm
53. Суханов А.Д. Динамика взглядов на процесс управления подготовкой спортсменов = Changes in Views on Process of Athletes' Training Management / Суханов А.Д. // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - N 10. - С. 22-23. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001N10/p22-23.htm
54. Теория и методика физического воспитания и спорта: Рабочая программа по специальности 022300 «Физическая культура» и спорта / Сост. В.К. Пельменев; Калинингр. ун-т – Калининград, 2000. – 41 с. (Библиотека РГУ им. И.Канта, ч/з № 2).
55. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для студ. вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физ. культура" и спец. 022300 - "Физ. культ. и спорт": доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов. спорт, 2004. - 463 с.: табл. (библиотека РГУ им. И.Канта – НА, ч/з № 2 – инв. 451503)
56. Теория и практика физической культуры // Научно-методический журнал. – 2000 – 2008 (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2)
57. Теория и практика физической культуры // Научно-методический журнал. – 2000 – 2008 (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2) HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/
58. Туманян Г. Профессия-тренер / Туманян Г., Харацидис С. // Теория и практика физ. культуры: тренер: Журнал в журнале. - 1998. - N 1. - С. 28-29. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N1/p28-29.htm
59. Туманян Г.С., Харацидис С.К. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 2. – С. 48 – 50. HTTP://Lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N2/p48-50.htm
60. Федоров А.И. Спортивно-педагогическая информатика: Теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Монография. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. – 448 с. (библиотека РГУ им. И.Канта – ч/з № 2)
61. Филин В.П. Разработка возрастных основ физической культуры и спорта: обзоры = Elaboration of Age Fundamentals of Physical Culture and Sport / Филин В.П. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - N 1-2. - С. 61-63. HTTP://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1999N1-2/p61-63.htm
62. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов и преподователей высш. и сред. учеб. заведений физ. культуры: Рек. М-вом РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2004. - 479 с.: табл. (библиотека РГУ им. И.Канта – НА, ч/з № 2)
63. Черевач И.В. Основные направления педагогической деятельности тренера в олимпийском движении / Черевач И.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 11-12. - С. 19. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N11-12/p19.htm
64. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [Текст]: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с. ISBN 5-85009-935-2 (библиотека РГУ им.И.Канта, НА, ч/з № 2 – инв. 455370)
65. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования / Шестаков М.П. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 3. - С. 51-54. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N3/p51-54.htm
66. Ширковец Е.А. Соотношение "стрессор - адаптация" как основа управления процессом тренировки = "Stressor Adapter" Relation as Base of Training Control / Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. // Теория и практика физ. культуры: тренер: Журнал в журнале. - 1999. - N 1. - С. 28-30. HTTP://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N1/p28-30.htm
Приложение 2
ПЛАН-ГРАФИК ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ | |||||||||||||
1 этап подготовительного периода | |||||||||||||
футбол, юноши 13 - 14 лет (1 разряд). | |||||||||||||
ЦЕЛЬ: | Подготовить спортсменов к выполнению больших специфических нагрузок. | ||||||||||||
ЗАДАЧИ: | 1. Освоение и совершенствование техники. | ||||||||||||
2. Совершенствование физических качеств. | |||||||||||||
3. Психологическая подготовка. | |||||||||||||
4. Укреплять организм, способствовать профилактике травматизма. | |||||||||||||
раздел | ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА | Методы | % на раздел | |||||||||
офп | 1) ВОСПИТЫВАТЬ АЭРОБНУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ | КРОССОВЫЙ БЕГ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ; | равномерный повторный игровой соревновательный | 23,4 | |||||||||
2) ВОСПИТЫВАТЬ ПАССИВНУЮ ГИБКОСТЬ | ШПАГАТ;МОСТИК;УПРАЖНЕНИЯ НА РАСТЯГИВАНИЕ; | повторный | |||||||||||
3) ВОСПИТЫВАТЬ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ. | ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ, | повторный игровой соревновательный | |||||||||||
4)ВОСПИТЫВАТЬ БЫСТРОТУ (ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ - ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ, БЫСТРОТЫ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, ТЕМПА). | БЕГ, ПО СИГНАЛУ УСКОРЕНИЕ 10-15 МЕТРОВ; БЕГ НА 30-60 МЕТРОВ; БЕГ, ПО СИГНАЛУ ВЫСОКОЕ ПОДНИМАНИЕ БЕДРА - 10 МЕТРОВ; ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | повторный игровой соревновательный | |||||||||||
5) ВОСПИТЫВАТЬ СОБСТВЕННО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ | УПРАЖНЕНИЯ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ, УПРАЖНЕНИЯ НА ТРЕНАЖЕРАХ | повторный | |||||||||||
сфп | 1)ВОСПИТЫВАТЬ СКОРОСТНУЮ, СКОРОСТНО-СИЛОВУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ | УПРАЖНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПО ВРЕМЕНИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ (БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 100-400 МЕТРОВ; ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 50-100 МЕТРОВ); ПРЫЖКИ ИЗ НИЗКОГО ПРИСЕДА; УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ С НАБИВНЫМИ МЯЧАМИ; СЕРИИ УДАРОВ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | ПОВТОРНЫЙ, ИНТЕРВАЛЬНЫЙ, ИГРОВОЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ, ПЕРЕМЕННЫЙ | 20,8 | |||||||||
2)ВОСПИТЫВАТЬ АКТИВНУЮ ГИБКОСТЬ | УПРАЖНЕНИЯ НА РАСТЯГИВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНЕШНЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ; МАХОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ; | ПОВТОРНЫЙ | |||||||||||
3)ВОСПИТЫВАТЬ ЛОВКОСТЬ (ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ). | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ; ЭСТАФЕТЫ; МЕТАНИЕ В ЦЕЛЬ, СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА, УДАРЫ В ЦЕЛЬ | ПОВТОРНЫЙ, ИГРОВОЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ | |||||||||||
4)ВОСПИТЫВАТЬ СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ (КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ) | СЕРИИ УДАРОВ, ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ, | ИГРОВОЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ, ПОВТОРНЫЙ | |||||||||||
5)ВОСПИТЫВАТЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ | ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ, ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ (НА ОДНОЙ, ДВУХ НОГАХ), ЧЕРЕЗ БАРЬЕРЫ, ПРЫЖКИ В ГЛУБИНУ, ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ; СПРИНТ; МЕТАНИЕ НАБИВНОГО МЯЧА; | ИГРОВОЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ, ПОВТОРНЫЙ | |||||||||||
ТЕХН. | 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ НАПАДЕНИЯ: | 21,9 | |||||||||||
25% | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕХНИКИ СТОЕК И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ИМИТАЦИИ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | ЦЕЛОСТНЫЙ, РАСЧЛЕНЕННЫЙ, СОПРЯЖЕННЫЙ | ||||||||||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧ, УДАРОВ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ИМИТАЦИИ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | ЦЕЛОСТНЫЙ, РАСЧЛЕНЕННЫЙ, СОПРЯЖЕННЫЙ, ИГРОВОЙ, СОРЕВ. | |||||||||||
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЗАЩИТЫ: | |||||||||||||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕХНИКИ СТОЕК И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ИМИТАЦИИ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | ЦЕЛОСТНЫЙ, РАСЧЛЕНЕННЫЙ, СОПРЯЖЕННЫЙ, ИГРОВОЙ, СОРЕВ. | |||||||||||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕХНИКИ БЛОКИРОВАНИЯ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ИМИТАЦИИ, | ЦЕЛОСТНЫЙ, РАСЧЛЕНЕННЫЙ, | |||||||||||
ТАКТ. | 1)СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНД., ГРУППОВЫХ И КОМАНДНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В НАПАДЕНИИ: | 17,5 | |||||||||||
РАЗУЧИВАНИЕ И СОВ. ФИНТОВ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ИМИТАЦИИ, ИГРЫ | словесный, наглядный, соревновательный | |||||||||||
РАЗУЧИВАНИЕ И СОВ. ГРУП. ТАКТ. ДЕЙСТВИЙ, СИСТЕМ НАПАДЕНИЯ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ТРОЙКАХ, СЕРИИ ТЕХН. ПРИЕМОВ, ИМИТАЦИИ, ИГРЫ | словесный, наглядный, соревновательный, игровой | |||||||||||
2)СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНД., ГР, КОМ. ДЕЙСТВИЙ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ИМИТАЦИИ, ИГРЫ | словесный, наглядный, соревновательный | |||||||||||
3) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ ПЕРЕХОДА ОТ ЗАЩИТЫ К НАПАДЕНИЮ | УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ, ТРОЙКАХ, ИМИТАЦИИ, ИГРЫ | словесный, наглядный, соревновательный, игровой | |||||||||||
4. Совершенствование тактического мышления (внимание, антиципация, способность строить схему ведения борьбы до начала и в ходе игры) | анализ ошибок, решение тактических задач, просмотр и обсуждение поединков различного уровня, участие в соревнованиях различного уровня | словесный, наглядный, соревновательный, игровой | |||||||||||
псих. | 1. Воспитание волевых качеств | СОВМЕСТНАЯ РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ПЛАНА ТРЕНИРОВКИ, АНАЛИЗ ОШИБОК, УБЕЖДЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, ВНУШЕНИЕ, САМОУБЕЖДЕНИЕ,САМОКОНТРОЛЬ, САМОВНУШЕНИЕ И ДР., ИГРЫ с более сильным соперником | словесный, соревновательный | 8,8 | |||||||||
2. Воспитание способностей самостоятельного регулирования предстартовых состояний | ОБЪЯСНЕНИЯ, ПОИСК И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ | словесный, соревновательный | |||||||||||
3. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К СБИВАЮЩИМ ФАКТОРАМ. | ТРЕНИРОВКА ПРИ БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ ЗРИТЕЛЕЙ (РОДИТЕЛИ, ДРУГИЕ ТРЕНЕРЫ, ДРУЗЬЯ), усложнение условий выполнения упражнений | словесный, соревновательный | |||||||||||
4. Изучение приемов психологического воздействия на соперника. | анализ поведения и психологических особенностей соперников | словесный, соревновательный | |||||||||||
Инте-граль-ная | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВСЕХ ВИДОВ ПОДГОТОВКИ. | ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. | СОПРЯЖЕННЫЙ, ИГРОВОЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ | 7,7 | |||||||||
2)ДОСТИЖЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ НАВЫКОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. | ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РАЗЛИЧНЫХ КОМБИНАЦИЯХ, С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, В УСЛОВИЯХ УТОМЛЕНИЯ (КОМПЕНСИРОВАННОГО) | ПОВТОРНЫЙ, ИНТЕРВАЛЬНЫЙ, СОПРЯЖЕННЫЙ, ИГРОВОЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ, | |||||||||||
ИТОГ | 121,83 | время в минутах | |||||||||||
общий объем часов на этап | время в часах | 15,3 | 15,2 | 15,2 | 15,3 | 15,2 | 15,3 | 15,3 | |||||
План подготовки начинающих теннисистов 7-8 лет | |||||||||||||||||||||||||
Общеподготовительный этап- длительность 4 месяца | |||||||||||||||||||||||||
Цель - | Сформировать базовую подготовленность к освоению основ игры. | Соотношение объемов нагрузки по разделам подготовки | |||||||||||||||||||||||
Задачи: | 1. Повышать уровень физической подготовленности (достаточную для освоения основ техники и тактики игры). | Соотношение разделов подготовки |
| ||||||||||||||||||||||
2. Обучать основам техники (стойки, перемещения, хватка, основные удары). | Объем (в часах) | Объем (в %) | |||||||||||||||||||||||
3. Обучать основным правилам применения изучаемых технических приемов. | Общая ФП | 32,17 | 30,12 | ||||||||||||||||||||||
4. Формировать "желание тренироваться" (формировать устойчивый интерес к занятиям). | Специальная ФП | 13,37 | 12,52 | ||||||||||||||||||||||
5. Способствовать обеспечению гармоничного физического развития (формирование рационального дыхания во время выполнения упражнений). | Техническая | 45,53 | 42,63 | ||||||||||||||||||||||
6. Повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. | Тактическая | 6,80 | 6,37 | ||||||||||||||||||||||
7. Укреплять опорно-двигательного аппарата (формирование осанки, укрепление мышц стопы). | Психологическая | 6,60 | 6,18 | ||||||||||||||||||||||
Интегральная | 2,33 | 2,18 | |||||||||||||||||||||||
Всего | 106,80 | 100,00 | |||||||||||||||||||||||
Физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||
Задачи | Средства | Методы | Объем (в мин) | Общеподготовительный мезоцикл х 2. Микроциклы: | |||||||||||||||||||||
О | ОП | ОП | ОП | О | ОП | ОП | ОП | ||||||||||||||||||
ОФП | Воспитывать аэробную выносливость | бег на месте(10 сек.) прыжки: на месте, в стороны, вперед, назад, через палку, через 2 проведенные параллельные линии; скакалка: на 2-х,на 1-й ноге, лягушки | равномерный, повторный, игровой | ||||||||||||||||||||||
Воспитывать пассивную гибкость | наклоны вперед, в стороны, из различных исходных положений, повороты, наклоны,вращение головой, упражнения на шведской стенке | повторный | |||||||||||||||||||||||
Воспитывать собственно-силовые способности | отжимание, приседание на 2-х и 1-й ноге, поднимание туловища: лежа на животе и спине | повторный, соревновательный, круговая тренировка | |||||||||||||||||||||||
Воспитывать координационные способности | прыжки вверх с поворотом на 90 градусов в разные стороны, бросок меча в цель, жонглирование мячами, подвижные игры | игровой, соревновательный, повторный | |||||||||||||||||||||||
Воспитывать элементарные формы быстроты (темп, быстрота простой двигательной реакции) | ловля мяча, семенящий бег, рывки на отрезках от 2-х до 10-ти метров, подвижные игры | соревновательный, игровой, повторный | |||||||||||||||||||||||
СФП | Воспитываем скоростную и скоростно-силовую выносливость | прыжки со скамейки и на скамейку, на 2-х ногах, на каждой поочередно. Подвижные игры: салки,эстафеты с ракеткой и мячом | игровой, соревновательный, повторный, переменный, интервальный, круговая тренировка | ||||||||||||||||||||||
Воспитывать активную гибкость | упражнение с ракеткой (внизу, вверху): наклоны, повороты туловища (внизу, вверху) | повторный | |||||||||||||||||||||||
Воспитывать точность движений | иммитация ударов справа, слева и над головой. Подброс мяча стоя (как на падаче), метание мяча в цель, подвижные игры | игровой, соревновательный, повторный | |||||||||||||||||||||||
Воспитывать скоростно-силовые способности | удар по мячу в движении, ловля и передача руками мяча волейбольного, баскетбольного, теннисного с разного расстояния, ловля с набивным мячом | игровой, соревновательный, повторный, круговая тренировка | |||||||||||||||||||||||
Воспитывать комплексные и элементарные (быстрота одиночного движения, быстрота реакции на движущийся объект) формы проявления быстроты | ловля мяча, брошенного партнером из-за спины (с разного расстояния и силой), игра с ракеткой через сетку (реакция на направление, место приземления, ответное действие), подвижные игры, футбол | игровой, соревновательный, повторный | |||||||||||||||||||||||
Всего (в мин) | |||||||||||||||||||||||||
Всего (в часах) | 22,767 | 3,30 | 2,83 | 2,67 | 2,50 | 3,38 | 2,42 | 2,83 | 2,83 | ||||||||||||||||
Примечание: | |||||||||||||||||||||||||
ОП - | Общеподготовительный микроцикл | (базовая, комплексная подготовка) | |||||||||||||||||||||||
О - | Ординарный микроцикл | (преимущественная направленность на ОФП) | |||||||||||||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||
Задачи | Средства | Методы | Объем (в мин) | Общеподготовительный мезоцикл. Микроциклы: | |||||||||
О | ОП | ОП | ОП | О | ОП | ОП | ОП | ||||||
Обучать основным стойкам | стойка: исходное положение (ракетка перед собой, ноги согнуты) при ударе справа, слева, падача | словесный, наглядный, целостный, расчленный | |||||||||||
Обучать технике перемещений | передвижение на площадке на согнутых ногах в быстром темпе и при остановке на удар правильное положение ног | словесный, наглядный, целостный, расчленный | |||||||||||
Обучать хватке | показ правильной хватки, различные упражнения с ракеткой и мячом правильной хваткой (набивание мяча) | словесный, наглядный, целостный, расчленный | |||||||||||
Обучать технике выполнения основных ударов | имитация удара справа, слева без мяча. Удар по мячу с места, справа слева. Удар по мячу в движении | словесный, наглядный, целостный, расчленный | |||||||||||
Обучать технике выполнения подачи (введение мяча в игру, снизу) | подброс мяча вверх для удара над головой, ракетка на правом плече, подброс левой- удар ракеткой по мячу над головой | словесный, наглядный, целостный, расчленный | |||||||||||
4,08333 | 0,42 | 0,42 | 0,42 | 0,50 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | |||||
Тактическая подготовка | |||||||||||||
Задачи | Средства | Методы | Объем (в мин) | Общеподготовительный мезоцикл. Микроциклы: | |||||||||
О | ОП | ОП | ОП | О | ОП | ОП | ОП | ||||||
Обучать основным правилам применения стоек | передвижение на площадке в стойке теннисиста, тоже с ударом | словесный, наглядный, практические (игровой) | |||||||||||
Обучать основным правилам перемещений | бить по мячу впереди себя, ноги согнуты, руки не прижаты к туловищу, следить за ударом и перемещением соперника | ||||||||||||
Обучать выбору хватки | при ударе слева необходимо быстро перейти на другую хватку | ||||||||||||
Обучать основным правилам применения изученных ударов | с каждым разом усложнять варианты удара (сильнее, точнее) | ||||||||||||
Обучать основным правилам применения выполнения подачи (введения мяча в игру) | левая нога впереди, вес тела на левой ноге, при подбросе мяча левой, правая рука отводится назад, и встречая над головой, посылает его вперед через сетку | ||||||||||||
Обучать основным правилам игры | на площадке 2 игрока, перебивание мяча через сетку в площадку | ||||||||||||
3,4 | 0,35 | 0,45 | 0,45 | 0,45 | 0,35 | 0,45 | 0,45 | 0,45 | |||||
Психологическая подготовка | |||||||||||||
Задачи | Средства | Методы | Объем (в мин) | Общеподготовительный мезоцикл. Микроциклы: | |||||||||
О | ОП | ОП | ОП | О | ОП | ОП | ОП | ||||||
Обеспечивать положительный эмоциональный фон занятий | разнообразие заданий, упражнений, игры | словесный, наглядный, практические | |||||||||||
По |
|