Цены играют огромную роль как в управлении деятельностью хозяйствующих субъектов, так и в управлении экономикой и социальной жизнью страны в целом. Не случайно классики экономики придавали цене важное значение, но уровень цен должен быть строго обоснован.
Цены в условиях рыночных отношений являются одним из важнейших инструментов конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала и т.п.; очевидно, что они формируются не только под влиянием спроса и предложения, но и испытывают на себе влияние множества других факторов, начиная от платежеспособности населения и кончая ценами мирового рынка.
Цена является экономической категорией, регулирующей общественные отношения в жизни общества независимо от его формации.
Цена – это атрибут любого товара (наличие потребительной и меновой стоимости). Если продукт имеет потребительную стоимость (способность удовлетворять определенные потребности), но не имеет меновой, то он не является товаром, так же как и продукт с меновой стоимостью, не имеющий потребительной стоимости.
Сущность цены как экономической категории объективно раскрывается при ответах на вопросы:
– что лежит в основе цены?
– какие функции выполняет цена в социально-экономической жизни общества?
На заре развития теории ценообразования утверждалось, что в основе цены лежат издержки производства продукта. Вместе с тем экономисты обратили внимание на наличие определенной связи между полезностью продукта и его ценой. Какому же из этих факторов (издержкам производства или полезности) следует отдать предпочтение?
Наиболее удачное решение этого вопроса было дано Ф. Энгельсом: "Стоимость есть экономическое качество продукции, общественное отношение потребительной стоимости к меновой. А цена есть денежное выражение стоимости" [19].
Английский экономист А. Маршалл придерживался взгляда, что оба указанных фактора (полезность и издержки производства) в равной мере определяют стоимость (цену) продукта [20].
Цена в социально-экономической жизни общества выполняет целый ряд функций, которые можно сгруппировать по четырем направлениям.
Первое – измерительная функция. Благодаря цене можно определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.
Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о полезности разных товаров.
Одновременно цена выполняет и учетную функцию. С помощью цен разнообразные и многочисленные товары из натурально-вещественной формы переводятся в денежное (стоимостное) измерение.
На практике с помощью цен определяются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий, компаний, фирм, а также качественные показатели, такие как производительность труда, рентабельность производства и изделий, фондоотдача и др.
Таким образом, выполняя измерительную, соизмерительную, учетную функции, цена является носителем важнейшей экономической информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и играет важную роль в хозяйственном механизме управления как предприятия (компании), региона, так и экономики страны в целом.
Второе – стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и рациональному использованию ресурсов. Например, при изготовлении продукции часто возникает альтернатива между капиталоемкими вариантами, требующими значительных инвестиций, но дающими экономию в издержках производства, и более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но имеющим большую величину издержек.
Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия путем установления следующих показателей: повышенной (пониженной) рентабельности, надбавки (скидки) к цене, применения различных видов цен (регулируемых, расчетных, свободных) и т. д.
С помощью различных цен стимулируется потребление продукции. При снижении абсолютного уровня цен и розничных цен на единицу полезного эффекта расширяется сфера потребления соответствующей продукции. С помощью цен можно регулировать потребление социально полезных (детского питания, учебников и др.) и социально вредных (табачных изделий, водки и др.) продуктов в обществе.
До 1990 г. в системе грузовых тарифов широко использовались перераспределительная и стимулирующая функции цены.
В системе экономического стимулирования, кроме цены, используются такие стоимостные рычаги, основанные на цене, как прибыль, рентабельность, налоги и т.д.
Третье – перераспределительная функция. С помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами – в результате происходит регулирование доходов в отраслях, на предприятиях (компаниях), у населения.
Особенно сильным было влияние цен на экономику союзных республик до распада СССР. Республики получали дополнительное финансирование до $ 50 млрд. в год в виде льготных цен. Союзное государство продавало нефть на мировых рынках по $ 140 за тонну, а союзным республикам – по $ 2–3 за тонну. Для Казахстана это составило пример $ 11 млрд. в год, Украины – примерно 6, Белоруссии – 3, Грузии – примерно $ 3,5 млрд. [3].
Перераспределительная функция цены характерна не только для планово-централизованной экономики.
Существование монополистических структур также порождает перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит присвоение чужих прибылей.
Перераспределительное ценообразование имеет место в условиях сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению на рынок фирм «чужаков». Перераспределительное ценообразование называют грабительским (англ. – predatory pricing).
Четвертое – регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
В условиях планово-централизованного механизма управления экономикой эта функция официально не использовалась, хотя были предложения о ее применении.
В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Уровни цен на производственные ресурсы способствуют выбору таких ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек.
При изучении функции ценообразования необходимо иметь в виду, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма управления. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый рычаги управления действуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы.
В заключение следует подчеркнуть, что цена только тогда успешно выполняет свои функции, когда она правильно отражает свое содержание.