Аудит – это вид деятельности, осуществляемый компетентным независимым лицом, заключающийся в сборе и оценке фактов, информации, касающихся функционирования и положения экономического объекта; и в подготовке на основе установленных критериев вывода о качественной стороне экономического поведения этого субъекта. То есть это независимая проверка и составление заключения о финансовой отчетности предприятия.
В настоящее время для российской экономики характерен системный аудит: экономический, финансовый, управленческий, экологический, социальный, правовой, маркетинговый. Он основан на системе стандартов (в том числе международных), ГК РФ и других нормативных документах.
Маркетинг-аудит (или стратегический контроль системы маркетинга) – это всеобъемлющая, систематическая, независимая и периодическая ревизия отдельных видов маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделений.
Цель маркетинг-аудита – обнаружение узких мест в системе маркетинга, а также формирование плана рекомендаций для руководства по повышению эффективности маркетинговой деятельности и принятию маркетинговых решений.
|
|
Маркетинг-аудит можно классифицировать на следующие составляющие:
a) аудит методов (методов планирования, контроля и т.д.);
b) аудит маркетинга-микс (исследование соответствия маркетинга-микс стратегии маркетинга);
c) аудит стратегий;
d) аудит форм организации (структуры) маркетинга (ревизия полноты соответствия оргструктуры задачам маркетинга).
Аудиторские проверки должны соответствовать принципам всеобъемлемости, системности, независимости, периодичности.
План маркетинг-аудита может включать следующие разделы: ревизия среды маркетинга, ревизия стратегии маркетинга, ревизия структуры деятельности службы маркетинга; ревизия систем маркетинга, ревизия маркетинга-микс; ревизия системы маркетинг-контроллинга.
Этот план должен постоянно контролироваться, для чего указываются ответственные лица и дата проверки выполнения плана.
Контрольные вопросы
1. Что общего между контролем и планированием маркетинговой деятельности?
2. Что такое «контроль маркетинговой деятельности фирмы» и каковы его виды и задачи?
3. Перечислите направления маркетингового контроля.
4. Что такое маркетинговый аудит?
Темы докладов
Контроллинг как концепция системного менеджмента
Тесты
1. Верно ли нижеприведенное утверждение (Да/Нет)?
«Выбор типа организационной структуры отдела маркетинга предприятия зависит от вида стратегии, которой это предприятие придерживается».
2. Эффективность – это:
а) отношение результата к затратам;
|
|
б) отношение затрат к результатам;
в) результат, выраженный в процентах,
г) степень достижения заранее намеченной цели, выраженная в процентах
3. Какие методы контроля используются в маркетинге:
а) предварительный,
б) фильтрующий,
в) по результатам,
г) все предыдущие.
3. Маркетинговый аудит – это:
а) периодическая проверка маркетинговой функции компании
б) исследование розничной торговли
в) исследование на уровне потребителя
г) аудит, специфически направленный на качество продукта