Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с
туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам
занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья..
Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь
изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в
дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития
личности К. Роджерса и А. Маслоу.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности
самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным
механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга,
искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени
облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса
между бессознательным и сознательным Я.
Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного
воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и
примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии
связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и
самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего Я. Создаваемые клиентом
продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и
установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих
направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание
новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из
вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного
воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать
конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации
на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от
мучительного к приносящему наслаждение».
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят
спонтанный характер — в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов
рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также
особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта.
Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более
произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество
разнообразных форм и методов1.
В зарубежной психотерапии выделяют четыре основных направления в применении арт-терапии:
1) использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и
интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия);
2) побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия);
3) одновременное использование первого и второго принципов;
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 141
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 142 of 147
4) акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству.
1 Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000. Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб., 1999.
Классификация, приводимая в книге Хайкина «Художественное творчество глазами врача», включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:
— согласно взглядам Гольдштейна, творчество — это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов;
— по мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством;
— широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному;
— некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения за счет возврата к
примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это
путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в
символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует
вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных
эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве
легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко
ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается
защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии больной
правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-
цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество
открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для
пациента и необычной для всех остальных форме.
Как один из вариантов арт-терапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.