Учреждением

РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

6.1. Общая характеристика управления в системе образования

Будущий мастер профессионального обучения должен иметь полное и четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами (системы образования России, субъекта федерации, региона, области, образовательного учреждения). Все это поможет ему с самого начала деятельности более быстро адаптироваться в ритм работы профессионального образовательного учреждения и понять сложный механизм его функционирования как государственно-общественной системы.

В современном педагогическом эн­ци­кло­педическом словаре управление обра­зо­ванием определено как вид соци­аль­ного уп­равления*.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.

Применительно к образовательным системам сегодня принято определять управление как целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.Данное определение управления созвучно пониманию современного менеджмента.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения определенного оптимального результата.

Современный менеджмент (от англ. management – управление, организация), как специфический вид управленческой деятельности, строится на понятных общечеловеческих принципах объединения людей, способных к совместным действиям; взаимодействием членов коллектива вокруг решения общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека; воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности; применение единых подходов к оценке возможности будущего функционирования и личной деятельности; оценкой коллективом своих главных результатов во внешней среде.

Объектом управленческой деятельности в системе образования являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности.

Субъектами управления системой образования выступает Министерство науки и образования Российской Федерации, управления образованием (департаменты образования) края, области или города. Профессиональное образовательное учреждение как сложная динамическая система выступает объектом внутриучрежденческого управления. Можно говорить об управлении профессиональным образовательным учреждением и его отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы учебного заведения. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система теоретического обучения, система практического обучения, система воспитательной работы. Частные случаи управления отдельными подсистемами учебного заведения составляют сущность и содержание внутриучрежденческого управления.

Для реализации и обеспечения управленческих функций создаются системы управления образованием. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др.

Управление образованием специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения, формируются и органы управления образованием - государственные, общественные, смешанные.

В 50-70 гг. прошедшего столетия в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению руководства социальными системами. Их можно разделить на три группы: рационалистические теории - основным условием эффективной деятельности считают ее легкую регламентацию, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов; поведенческие теории - в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгосударственные интересы, формирование благоприятных человеческих отношений; системные теории - стремятся охватить всю совокупность проблем управления образованием на различных уровнях, преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий.

В России теория управления образованием развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. прошедшего столетия внутреннее управление школой стало жестко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении свыше 50 лет преобладала иерархическая структура управления образованием (Министерства, комитеты, управления, отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления. К справедливости ради нужно отметить, что систему образования Советского Союза и ее управление перенимали все социалистические страны, а также признавали и капиталистические государства.

Законом Российской Федерации об образовании разграничена компетенция органов управления различных уровней, создана правовая основа для децентрализованной системы управления образованием. К компетенции государственных органов управления образованием отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования: разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании; осуществление аккредитации, аттестации и лицензирования образовательных учреждений; установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к уровню образования специалистов, формирование структуры образования. Образовательно-воспитательные процессы включаются в объект управления внутри профессионального образовательного учреждения.

Выделяются разные подходы к управлению (или типы управления).

Существуют три типа управления, каждому из которых соответствуют три принципиально разных инструмента управления.

Первый это иерархия организации, где основное средство - воздействие на человека «сверху» (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второй –внутренняя культура деятельности, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Третий –это рынок, т.е. равноправные отношения «по горизонтали», основанные на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В реальных социальных и экономических системах все три компонента сосуществуют, и облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных компонентов принадлежит приоритет.

Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного. Различные школы ученых-управленцев полагают, что в современных условиях руководитель должен меньше использовать систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше ресурс развития горизонтальной организационной системы.

В процессе демократизации управления происходит делегирование части полномочий руководителя подчиненному. Делегирование является важной проблемой, поскольку децентрализация полномочий требует оптимального распределения как по вертикали, так и по горизонтали.

В теории управления выделяются следующие основные функции: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции управления можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Расширение прав и свобод образовательных учреждении привело к ситуации, когда не Министерство и не районные органы управления образованием диктуют порядок их деятельности. Самой администрации и педагогическому коллективу приходится определять и проводить в жизнь политику своего образовательного учреждения. Такое положение дел требует от педагогических работников профессиональных образовательных учреждений знание системы управления образовательным учреждением. Что же дает на практике знание этой системы?

Во-первых, позволяет психологизировать процесс управления, создать атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива образовательного учреждения.

Во-вторых, уйти от вертикального командно-административного стиля управления и перейти на горизонтальный, профессиональный стиль сотрудничества. Корпоративный стиль управления учитывает индивидуальные качества каждого человека и осуществляет личностно-ориентированный подход к его деятельности.

В-третьих, открывает возможность для развития каждой личности, которая опирается, прежде всего, на мотивационные ориентации педагогов.

В-четвертых, предоставляет возможность для формирования корпоративной культуры, которая создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому Программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен принципами государственной политики в области образования.

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления конституционных прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передачи ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания положительного психологического климата в коллективах профессиональных образовательных учреждений.

Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - Совета профессионального образовательного учреждения, который представляет общественные интересы во внутриучрежденском управлении. Совет создается в соответствии со ст. 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» Закона Российской Федерации «Об образовании» и на основе типового Положения об образовательном учреждении.

Высшим руководящим органом профессионального образовательного учреждения является конференция, которая имеет широкие полномочия.

Каждое профессиональное образовательное учреждение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи и перспективы развития. Устав разрабатывается на основе типового Положения о профессиональном образовательном учреждении (НПО или СПО).

Как коллегиальный орган Совет профессионального образовательного учреждения утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет концепцию профессионального образовательного учреждения. В период между конференциями Совет профессионального образовательного учреждения выступает в роли высшего руководящего органа и организует выполнение решений конференций.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата.

Диверсификация (разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает разностороннее развитие, расширение видов представляемых услуг, приобретение новых видов деятельности, одновременное развитие различных типов учебных заведений.

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право же на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основании заключения экспертной комиссии. Экспертная комиссия по заявлению учредителя проводит свою работу в месячный срок.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования, возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям Государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой, либо по ее поручению или ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям Государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение понятию «управление».

2. В чем сущность управления образованием?

3. Приведите и проанализируйте понятие «управление» применительно к образовательным системам.

4. Что собой представляет современный менеджмент?

5. Дайте определение объекта и субъекта управления.

6. В чем особенность управления образованием в СССР 40-80-х годах ХХ века.

7. Как изменилось управление образованием с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании».

8. Назовите типы управления.

9. Как проявляется такая тенденция в управлении образованием как демократизация?

10. Дайте характеристику государственно-общественного управления образованием.

11. Каково назначение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

6.2. Управление профессиональным образовательным учреждением

По характеру управляющих влияний различают внутреннее и внешнее управление профессиональными образовательными учреждениями. Это две взаимосвязанные стороны управ­ления профессиональными училищами, лицеями, техникумами, колледжами как социальной организацией.

Внутреннее управление деятельностью учебных учреждений профессионального образования можно рассматривать как самоуправление, так как современное учебное заведение является, прежде всего, автономным и самоуправляющимся. При этом самоуправление педагогического коллектива и студенческое являются лишь составной частью внутреннего управления.

Внутреннее управление рассматривается как наиболее важное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление образовательным учреждением и несущее за состояние дел в нем всю полноту ответственности.

Внешнее управление профессиональным образовательным учреждением – это создание, статус, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, а также регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация. Все это подчиняется государственным нормативно-правовым актам.

Объективная необходимость внутреннего и внешнего управления образовательным учреждением обусловливает вопрос о необходимости нахождения и поддержки их оптимального соотношения в общем потоке управления образовательным учреждением.

Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним управлением образовательными учреждениями в пользу внутреннего. Однако это не означает полной автономии образовательного учреждения и его «независимости» от внешнего управления и социума в целом. Как внешнее так и внутреннее управление образовательным учреждением реализуют присущие им цели.

Сегодня используются два подхода в управлении профессиональным образовательным учреждением: управление по целям и управление по результатам. Управление по целям в конечном итоге превращается в процесс выдвижения целей. При этом не всегда учитываются реальные ресурсы, достигнутые результаты. Порой эти цели не знают и сами исполнители основного процесса. Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ценность профессионального образовательного учреждения выражается в структурной упорядоченности, при которой люди объединены для достижения определенных результатов. Можно сказать, что управление по целям связано с функционирующим режимом работы профессионального образовательного учреждения, а управление по результатам – с развивающим режимом.

Выделяют следующие функции управления профессионального образовательного учреждения: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная (рис. 35).


Рис.35. Взаимосвязь функций управления

Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем, все они взаимосвязаны и последовательно, в поэтапном процессе, сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведения и деятельности всех его участников.

Рассмотрим сущность выделенных функций.

Главное назначение мотивационно-целевой функции управления заключается в определении миссии и целей профессионального образовательного учреждения на определенную перспективу, способов и средств их достижения, цели сначала концептуально формулируются в образовательном проекте развития в виде свода идей, отражающих обобщенный образ желаемого результата. В итоге данная концепция операционально представляется в более конкретных результатах.

Дальнейшая реализация целей осуществляется с помощью применения методов мотивации деятельности педколлектива, способных стимулировать процесс развития. Выделяют эмоциональные, познавательные, волевые и социальные группы методов.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, деловая игра, образные представления, ситуации успеха, положительная оценка, свободный выбор цели, положение значимости личности.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».

Волевые методы: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.

Социальные методы: развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной и авторитетной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, аудит.

Эффективность управления развитием педагогической системы зависит от информационно-аналитического обеспечения. Целевая информация позволяет обеспечить всех участников образовательного процесса необходимой информацией, сформировать устойчивые информационные связи. Достоверная полнота и конкретность информации создает мотивацию и стимулы, побуждающие к принятию целенаправленных решений.

Обладание полным информационным обеспечением позволяет реализовать процессы управленческих действий:

- изучение рынка образовательных услуг, анализ потребностей социально-экономической сферы в выпускаемых профессиональных образовательных учреждениях специалистах и оценку результатов собственной деятельности;

- обеспечение проектирования развития профессионального образовательного учреждения, создания новых профессий, специальностей, новых педагогических технологий профессионального образования, обеспечивающих качество конечных результатов;

- обеспечение заключения договоров с заказчиками кадров, осуществляющих прием на работу выпускников, организациями сервисных услуг и рекламы.

Данная маркетинговая (от англ. market – рынок, сбыт) деятельность рассматривается как деятельность профессионального образовательного учреждения по выявлению спроса, разработке и представлению продукции и услуг на основе изучения процессов, происходящих на рынке и в социуме. Маркетинг позволяет тесно увязать образовательный процесс с запросами рынка и конкретными потребностями людей. В сфере его деятельности - научные исследования, конструирование инноваций. Служба маркетинга призвана быть генератором идей в профессиональном образовательном учреждении.

В процессе накопления и анализа информации, вырабатывается комплекс целесообразных задач развития профессионального образовательного учреждения доступных для применения в практике.

На основе проблемно-ориентированного анализа состояния объекта управления, вскрывшего недостатки и проблемы целей профессионального образовательного учреждения строится планово-прогностическая деятельность, разрабатываются планы, программы и проекты развития профессионального образовательного учреждения. В аннотации проекта дается краткая характеристика образовательного учреждения, его объективные данные и потенциальные способности; подчеркивается значимость проекта, его возможный вклад в развитие системы образования, а также в решение социально-производственных проблем региона; раскрывается новое содержание профессиональной подготовки.

Цель и задачи проекта ставятся с учетом их практической значимости. Они предусматривают качественный подъем уровня профессионального образования, формирование и внедрение новой системы управления, педагогических технологий, повышение ресурсного обеспечения (педкадры, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и т.п.). Проект может предусматривать подготовку нужных для региона специалистов.

Цель - это осознанный желаемый результат. Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «задача», «цель», «идеал». Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени. Идеал, или сверхзадача, - это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.

В научной литературе широко распространено разделение целей и задач (по масштабу их значения и времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические – это промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные - желаемый результат на текущий момент.

Целепологание системы внутриучрежденческого управления зависит от многих факторов: внешних (ситуации в обществе - политические, социокультурные; отрасли, потребности образовательных услуг, общества, семьи, личности) и внутренних (профессиональная готовность субъектов управления к деятельности; организационная структура управления; профиль подготовки; организационно-содержательные и результативно-оценочные параметры учебно-воспитательного процесса).

Точность постановки цели и ее определенность зависят от глубины познания системы - чем глубже знания, тем качественнее целепологание, следовательно, претворяющим действие определения целей управления образовательным учреждением является педагогический анализ имеющейся информации, собранных из различных источников информационного обеспечения учебного учреждения.

Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях в образовательном учреждении, но и позволяет оценить их глубину и значение для управленческой деятельности. Поэтому анализ информации считается первой функцией управления, направленной на изучение фактического состояния образовательного учреждения и окружающей ее среды, оценку педагогического процесса и выработку регламентирующих механизмов дальнейшей его корректировки или перевода системы в новое качественное состояние.

Как видим, для определения цели управления учебным учреждением профессионального образования важен прошлый опыт и его анализ, т.е. данные о том, как учебное заведение достигло цели управления в прошлом, сведения о благоприятных и неблагоприятных условиях достижения целей, о допущенных ранее ошибках.

Как один из основных элементов в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

На основе анализа практики планирования можно рекомендовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы сотрудников на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебный год и на их основе строить возможные прогнозы развития образовательного учреждения на новый период.

Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется под реализацию «кричащих» проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы - генеральная цель, доведенная до каждого подразделения и исполнителя учебного заведения. Более эффективная комплексная целевая программа, объединяющая локальные программы в единую систему, которая охватывает важнейшие аспекты обновления деятельности образовательного учреждения.

С точки зрения степени обязательности, управленческие программы можно разделить на информационные и директивные. Так, публикуемые в печати различные научно-методические рекомендации представляют собой информационные программы, необязательные для выполнения. Педагог имеет право почерпнуть из них только то, что он считает нужным для себя. Их реализация целиком зависит от желания педагога, наличия у него соответствующей внутренней мотивации. Директивные же программы обязательны. В ходе демократизации общества непрерывно возрастает роль информационно-рекомендательных программ, что ведет к актуализации стимулирующей функции управления. Доминирование директивных программ в деятельности учебных заведений – характерная черта авторитарной системы. В прошлом жестоко программировались не только содержание обучения и воспитания, но о формы и методы работы, а также педагогические средства. Деятельность педагогов ограничивалась. Это, несомненно, подавляло мотивацию труда и творчества.

Деятельностное поле профессионального образовательного учреждения при конкретизации планово-прогностической деятельности будет «модулироваться» его миссией, которая имеет свой определенный спектр деятельности.

Реализация принятых планов и проектов осуществляется через организационно - исполнительскую функцию, которая связана с организацией и исполнением управляющих воздействий.

В цепочке, управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество, функционирование и развитие образовательного учреждения. Ею является организационная стадия, которая характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели управления.

Организация в системе внутриучрежденческого управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления, в результате чего возникают между ними определенные организационные отношения, которые можно определить как связь между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций совместной деятельности.

В качестве основных путей повышения эффективности организационной деятельности сегодня рассматриваются следующие.

1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход - это своеобразное положение, позиция человека в системе социально-педагогических и прочих отношений. В деятельности мастера (преподавателя) сказываются восприятие им своего функционального и гражданского долга, мера убежденности в целесообразности того, что он делает. Поэтому столь большое значение имеет осознание им важности своей профессии и деятельности, активизации собственной педагогической деятельности, усиления ответственности за порученное дело, за конечные результаты.

2. Научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей между органом управления, руководителем и членами педагогического коллектива.

Основной тенденцией изменения распределения обязанностей сегодня являются демократизация и усиление роли органов самоуправления в образовательном учреждении

Делегирование нрав, полномочий и ответственности исполнителям в каждом звене управления позволяет рационально использовать силы и время руководителя.

3. Формирование относительно автономных систем внутриучрежденческого управления.

Переход к управлению через построение автономных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях – один из возможных путей оптимизации управления.

Регулятивно-коррекционные действия призваны поддерживать систему управления развивающегося профессионального образовательного учреждения в заданном технологическом режиме. Регулирующие воздействия на педагогический процесс и процесс управления создают условия для перехода системы в качественно новое состояние.

Руководство деятельностью профессионального образовательного учреждения предусматривает согласование действий педагогического коллектива, устранение негативных влияний и корректирование работы в целом.

Важным в управлении является контроль и диагностика исполнения принятых решений: проверка и оценка состояния и результатов деятельности коллектива во всех ее аспектах; проверка выполнения принятых решений и поручений, а также исполнения документов; контроль за учебно-воспитательным процессом, выявление качественных–и количественных показателей в работе коллектива; сравнение достигнутых результатов с намеченными целями.

Контроль руководства профессионального образовательного учреждения в сочетании с самоконтролем каждого участника педагогического процесса дает наибольший эффект в управлении. С помощью контроля изучается и оценивается образовательный процесс в профессиональном образовательном учреждении. Качество работы педагога и качество усвоения знаний и умений учащимися напрямую связаны с оценкой их педагогического взаимодействия, а также с эффективностью технологии процесса управления обучением. Степень результативности зависит от изучения и реализации педагогами новых методических приемов, современных технологий обучения.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем сущность управления профессиональным образовательным учреждением по целям и по результатам?

2. Как проявляется взаимосвязь функций управления профессиональным образовательным учреждением.

3. Объясните сущность внутреннего и внешнего управления профессиональным образовательным учреждением.

4. В чем особенности целеполагания в управлении профессиональным образовательным учреждением.

5. Объясните сущность планово–прогностической функции управления.

6. Как реализуется в образовательном учреждении организационно–исполнительская функция?

7. Как связаны между собой регулятивно–коррекционные действия и диагностика принятых решений?


6.3. Моделирование системы управления профессиональным

образовательным учреждением

С точки зрения технологии организации управления профессиональным учебным заведением безусловно большой интерес представляет разработка организационной модели системы управления образовательным учреждением. В качестве примера на рис.36 приведена организационная модель системы управления профессиональным образовательным учреждением.

Отличительными особенностями данной модели управленческой деятельности являются:

– четырехуровневое управление (стратегическое, тактическое, оперативное, самоуправление);

–ориентированность алгоритма внутриучрежденческого управления на развитие деятельности учебного заведения;

– управление образовательной системой на основе принципа обратной связи, обеспечивающего необходимый уровень контроля за реальными результатами;

– системность, многофакторность, прогностичность, самовоспроизводимость модели.

Основными функциональными звеньями системы управления учебным заведением, реализующими структурно полноценный процесс управления, являются следующие:

1. Принятая с субъектом управления цель деятельности.

2. Субъективная модель значимых условий отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых необходим для успешной исполнительской деятельности. Такая модель выполняет функцию источника информации, на основании которой осуществляется программирование собственно исполнительских действий.

3. Программа исполнительских действий является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие характеристики действий, направленных на достижение цели в условиях, выделенных в качестве оснований для принимаемой программы действий.

4. Система критериев достижения цели.

5. Контроль и оценка реальных результатов.

6. Решение о коррекции системы управления.


Все компоненты управленческого процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса управления.

Целеполагание мы уже подробно рассмотрели ранее, поэтому остановимся на остальных компонентах модели.

Целостный управленческий процесс предполагает наличие определенной организационной структуры внутриучрежденческого управления, т.е. соответствующих органов управления, выступающих как механизм управления образовательным учреждением. В профессиональных образовательных учреждениях в качестве основных компонентов организационной структуры управления выступают администрация образовательного учреждения (директор, его заместители, старший мастер, руководители отделений), педагогический совет, научно-методический совет, предметно-цикловые комиссии, органы ученического (студенческого) самоуправления и другие общественные организации. Все они являются субъектами управленческой деятельности в образовательном учреждении.

Поиски целесообразной структуры управления являются актуальными для всех типов профессиональных учебных заведений. Критериями рациональной структуры управления являются: наименьшее количество ступеней; сосредоточение необходимых функций на каждой ступени, четкое ограничение круга функций и устранение дублирования между отдельными ступенями; наименьшее количество источников подачи и приема распоряжений и команд. В структуре отражается распределение должностных обязанностей между руководителями и схема их подчинения.

При моделировании структур управления современными типами образовательных учреждений профессионального образования исходным является положение о том, что организационная структура отражает сущность объекта управления. Строение и форма взаимодействия элементов системы в реализации общей цели основывается на закономерностях и принципах организации субъекта управления.

Структура управления профессиональных образовательных учрежденийне является постоянной. Живой развивающийся организм образовательного учреждения должен жить в соответствии с изменяющимися условиями экономического развития и характером задач. Многое зависит от индивидуальных особенностей работников, возглавляющих тот или иной участок работы.

Максимальное использование структурообразующих факторов зависит от ближних и дальних целей управления, динамичности и отклика на практику системы управления, набора органов и звеньев управления, характера выполняемых ими функций, форм взаимодействия между подразделениями учебного заведения, а также между руководством и управляемой подсистемой.

Специфика новых типов профессиональных образовательных учреждений приводит к отказу от традиционных линейно-штатных структур управления и переходу к программно-целевым схемам управления. Например, если профессиональное училище помимо традиционной учебной работы оказывает населению дополнительные образовательные услуги и занимается производством товаров народного потребления, то целесообразно ввести дополнительные должности (например, зам. директора) с делегированием соответствующих полномочий.

Традиционная вертикальная структура, замыкающаяся на верхнем звене принятия оперативных решений, не обеспечивает нужной скорости реагирования. Сочетание демократических форм управления с высокой скоростью принятия решений возможно лишь при горизонтальной структуре управления.

Рассмотрим факторы формирования компонентов организационной структуры внутриучрежденческого управления. Основными факторами формирования являются: количество контингента обучающихся; профиль и ступени подготовки; учебно-воспитательная работа; методическое обеспечение; социальное психолого-педагогическое обеспечение; экономическая деятельность; маркетинг; взаимосвязь с внешними структурами (социальные партнеры). Количество обучающихся, профили и ступени подготовки влияют на определение численности руководящего (управленческого) состава.

Центральным ведущим фактором, определяющим содержание деятельности субъектов управления образовательным учреждением (училище, лицей, техникум, колледж) выступает учебно-воспитательная работа – целостный педагогический процесс (теоретическое обучение, производственное обучение, производственная (профессиональная) практика, система воспитательной работы), который является главным объектом управленческой деятельности в учебном заведении.

Основными аспектами внутриучрежденческого управления являются – сущность, содержание, средства и методы управления (руководства) образовательным процессом.

Управление учебно-воспитательным процессом осуществляется путем организации деятельности педагогического коллектива. Поэтому основным объектом управления в учебном заведении является педагогический коллектив.

Результатом управления профессиональным образовательным учреждением является сформированная готовность будущих работников к профессиональной деятельности, полученная квалификация по соответствующей профессии (специальности).

Основная суть внутриучрежденческого управления сводится к решению двух задач: ориентации и активизации деятельности педагогов. Для решения первой задачи субъект управления обеспечивает разработку определенной программы, рассчитанной на направление деятельности работников в нужное русло. Вторая задача решается путем создания стимулирующих условий, апеллирующих к эмоционально-потребностной сфере личности (материальное и моральное вознаграждение, стимулирующий социально-психологический климат в педагогическом коллективе, хорошая организация труда и др.).

Решение этих задач представляет собой процесс управления. В различных образовательных учреждениях процесс управления может протекать по-разному, основную роль здесь играет содержание процесса управления.

Процесс управления носит циклический характер. Это значит, что он состоит из множества различных циклов, каждый из которых имеет свою продолжительность, свою сферу приложения, свои задачи и способы их решения. В общем виде отдельный цикл можно представить как отрезок управленческого процесса, включающий следующие звенья: получение и анализ информации, принятие управленческого решения, планирование деятельности образовательного учреждения, организацию работы по выполнению плана, учет, контроль и анализ результатов.

Такие звенья управленческого процесса, как целеполагание, планирование (разработка программ) и организация деятельности по выполнению планов (программ) уже рассматривалось. Поэтому по этим функциям внутриучрежденческого управления подчеркнем лишь следующее:

– система планирования работы образовательного учреждения должна охватывать все стороны его деятельности и отвечать требованиям комплексности различных планов; планы, целевые программы профессиональных образовательных учреждений, будучи реальными, конкретными, предусматривающими активное участие всех работников и обучающихся в их выполнении, служат действенным фактором организации коллектива;

– организационно-административная деятельность не тождественна понятию деятельности управленческой, которая более широка и многогранна. Административную деятельность мы можем рассматривать как часть организационной деятельности руководителя, связанную с распорядительством, выполнением текущих дел, оперативным решением вопросов, синхронизацией работы отдельных служб или работников образовательного учреждения, а также с составлением документов и т.д.

Для оценки продвижения профессионального образовательного учреждения в своем развитии обычно оценивают следующие показатели:

1. Инновационная деятельность: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (рефлексивные методики освоения программ, модульная или циклоблочная система организации УПВ (учебно-воспитательный процесс) преобладание, индивидуальных и групповых форм организации познавательной и производственно-трудовой деятельности); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество педагогов и обучающихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности педагога и обучающегося как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности обучающихся (выше 75%) (начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др.).

Управленческие действия руководителя образовательного учреждения могут быть прямые, опосредованные, индивидуальные, коллективные, моральные, материальные, дисциплинарные и др.

Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей образовательного учреждения, исходят из педагогической целенаправленности на субъект (объект) и могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации деятельности учебного заведения.

Функции управления учебного заведения профессионального образования не могут носить только административно-организационный характер. В них обязательно присутствует социально-психологический аспект, который связан с определением способов влияния на коллектив, его звенья, на отдельных сотрудников и обучающихся. Речь идет о методах управления как совокупности приемов целенаправленного воздействия субъектов управления на его объект. Исходя из целей управленческого воздействия по «содержательному принципу», все применяемые методы могут быть разделены на три группы: психолого-педагогические, организационно-распорядительные и экономические.

Психолого-педагогические методы – это определенные способы взаимодействия деятельности руководителя и подчиненных (при руководящей роли руководителя), направленные на достижение целей образования. К этой группе относятся методы, связанные с убеждением, личным примером, применением поощрений и наказаний, критики и самоконтроля, педагогические совещания, профессиональное общение, конкурсы, выдвижение перспективных линий, традиций, сотрудничество.

Методы отражают педагогическую направленность управленческой деятельности учебным заведением, которая предусматривает подчинение всех задач достижению основной цели профессионального образовательного учреждения – подготовить молодое поколение рабочих к успешному вхождению в социально-производственную сферу жизни общества.

Руководители училища должны строить свои отношения с педагогическим коллективом на основе взаимной требовательности и уважения. Требовательность руководителя училища окажет действенное влияние на коллектив, если будет сочетаться с высокой дисциплинированностью его самого. Он должен дать возможность педагогам проявить инициативу и творчество.

Директор профессионального образовательного учреждения возглавляет всю учебно-воспитательную работу, используя методы педагогического воздействия на обучающихся и педагогов. Этим обусловлено его место в педагогическом коллективе. Преподаватели и мастера профессионального обучения должны видеть в нем эрудированного и компетентного руководителя, товарища, умеющего сплотить коллектив учебного заведения.

Сплоченность педагогического коллектива – одно из главных условий продуктивности учебно-воспитательного процесса. Под сплоченностью следует понимать внутреннее психологическое единство группы, ее привлекательность для всех членов. Объединяет людей тот коллектив, который помогает им удовлетворить разнообразные потребности, интересы и влечения и представляет для них определенную ценность. Именно поэтому коллектив привлекает своих членов, привязывает их к себе. На основе такой привязанности со временем формируется устойчивая установка трудиться и жить.

Стремление педагога работать в данном учебном заведении или уйти из него существенно зависят от функциональных факторов. Если преподавателю нравится работа, если он разделяет цели и задачи общей деятельности, находит радость в общении с педагогами и обучающимися, это вызывает положительное отношение его к учебному заведению. Существенно влияют и условия труда: заработная плата, учебно-материальная база, санитарно-гигиенические условия, разумная организация труда, отсутствие формализма и показухи и другие факторы (перспективы профессионального должностного роста и т.д.).

Межличностная сплоченность базируется на коммуникативных ценностях людей, в их взаимодействии и общении. В социальной психологии обычно выделяют социальную сплоченность, основанную на человеческих отношениях. Сердцевину педагогической деятельности составляет общение с обучающимися. Для педагогов профессиональных образовательных учреждений важны две ценности - уважение учащихся и добрые отношения с коллегами.

Чтобы сплотить коллектив, необходимо, прежде всего, знать те внутренние механизмы, которые обеспечивают единение людей, их взаимное тяготение. Общая деятельность объединяет людей при условии, если они способны удовлетворить различные потребности, интересы и ожидания партнеров, проявляющиеся в совместной деятельности.

Организационно-распорядительные методы применяются с целью повышения ответственности членов педагогического коллектива, подготовки их к выполнению поставленных задач. К ним относятся: директива, распорядительство, регламентация, инструктирование, распределение обязанностей, единые требования.

Экономические методы - это способы материального стимулирования результатов деятельности инженерно-педагогических кадров и обучающихся, основанные на критериях оценки их труда.

Применение разнообразных организационно-педагогических методов в самых различных сочетаниях зависит от условий функционирования учебных заведений, профессиональной компетенции руководителя и обстоятельств. Задача руководителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные методы с учетом конкретных условий.

Решение организационно-педагогических задач требует определенного уровня техники управления, организации работы руководителя. Сюда можно отнести процедуры переработки информации и выработки организационно-педагогического решения; планирования и анализа результатов личной работы; распределения бюджета времени по направлениям деятельности; техническое оснащение и автоматизацию труда руководителя с применением персональных ЭВМ. Последнее особенно актуально в условиях развития информатизации (своевременность представления оперативной информации работнику, принимающему решение, с учетом его характера, своевременность представления аналитической информации, представление оптимального объема информации с достоверностью не ниже допустимого уровня, представление рекомендаций по выбору решений и сокращений длительности процесса выработки решения).

Для создания в педагогическом коллективе оптимального климата руководителю необходимо знать, при каких объективных и субъективных условиях педагог удовлетворен жизнью и работой профессионального образовательного учреждения. К таким условиям относятся:

– материальные условия (своевременная выплата зарплаты; соответствие заработной платы затраченному труду; режим работы; наличие необходимых для успешной деятельности помещений, оборудования и т.п.);

– сплоченность коллектива, согласованность общей работы; осознание каждым сотрудником общих целей и готовность сделать все возможное, чтобы достигнуть их, а также взаимная поддержка;

– личная защищенность каждого педагога (уверенность в том, что его поддержат в трудную минуту; чувство локтя, уверенность в справедливости руководства);

– доброжелательное отношение директора к каждому работнику лицея (училища) (постоянное внимание руководителя к подчиненным и поощрение их инициативы; неизменный такт в отношениях с подчиненными; опора на положительные качества сотрудников, но, вместе с тем, способность видеть их промахи и ошибки);

– систематическое совершенствование квалификации и педагогического мастерства сотрудников учебного заведения, используя все формы повышения квалификации;

– коллективная методическая творческая работа (разработка общей темы, которая может быть решена в процессе деятельности, объединяющей усилия многих членов педагогического коллектива);

– демократический стиль руководства (постоянные советы; систематическая гласность принимаемых решений; информация членов коллектива обо всех важнейших проблемах руководства; чуткое реагирование на настроение и мнение сотрудников образовательного учреждения, постоянная забота о них; правильное реагирование на критику);

– коллегиальность в принятии педагогических решений (опора директора на мнение своих заместителей и членов совета руководства; вынесение наиболее важных вопросов на педагогический совет; обращение к коллективному мнению и его учет);

– взаимное доверие и уважение (доброжелательность и уважение между всеми работниками образовательного учреждения; постоянная поддержка хороших отношений между сотрудниками со стороны руководства учебного заведения);

– своевременное предупреждение конфликтов (применение системы мер, которая исключала бы их возникновение, формирование общественного мнения, обсуждение общих вопросов с привлечением к участию в них каждого из членов коллектива; взаимная информация о делах; рациональная организация совместной деятельности);

– успехи в педагогической деятельности; они являются следствием здорового психологического климата в коллективе и одновременно важным условием его формирования, так как оказывают стимулирующее воздействие, вдохновляют и мобилизуют сотрудников, поэтому необходимо пропагандировать успехи отдельных сотрудников и всего коллектива;

– хорошие отношения с обучающимися; они неизбежно накладывают отпечаток на психологический климат.

Реализация этих условий является залогом достижения высших результатов в главной сфере деятельности профессионального образовательного учреждения – учебно-воспитательной и управленческой работе.

Педагогический процесс в учебном учреждении может быть представлен посредством следующих структур: педагогической, методической и психологической. Благодаря этим трем структурам происходит как бы «подгонка» его под человека, учащегося и педагога, и их особенностей. Только посредством оптимального сочетания структур педпроцесса возможно создание эффективных воспитательных отношений.

Гибкость педагогическому процессу придает его включение в систему управления профессиональным учебным заведением и конкретно познавательной деятельностью учащихся.

Управление педагогическим процессом есть процесс перевода педагогических ситуации, педпроцессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели (см. рис. 37).


Управление осуществляется следующим образом. Педагог диагностирует учащихся, т.е. осуществляет контроль их знаний, умений и других составляющих личности. Затем происходит сопоставление полученной информации с целью педагога, в результате чего вырабатывается ошибка рассогласования А, исходя из которой, формируются задачи (подцели), т.е. происходит корректировка цели.

После этого уже осуществляется проектирование в управлении, т.е. выбор содержания, методов, средств, форм, на основе чего идет реализация проекта в соответствующей педситуации (педпроцессе). λ - это внешние факторы, дестабилизирующие процесс управления.

Таким образом, динамичность педпроцесса обеспечивается за счет выбора его компонентов, вариантов внутренней структуры, включения в систему педагогического управления. Только динамичный процесс может быть приспособлен педагогом к учащимся, их особенностям и к себе лично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: