Информационная речь как форма делового общения

Классификация видов выступлений по основным признакам (информационная, убеждающая, побуждающая речь) призвана помочь оратору избежать таких случаев, когда, например, вместо подчеркнуто эмоциональной, убеждающей речи произносят информационную в стиле научного реферата или когда "выступлением под настроение" заменяется речь - призыв.

Вместе с тем следует отметить, что разные виды выступлений тесно переплетены. Например, в информационной речи, хотя и преобладает функция передачи знаний, это, однако, не исключает возможности использования в ней элементов призыва, свойственных побуждающей речи. В убеждающей речи не всегда можно обойтись без таких приемов, как обоснование, опровержение, доказательство. Наконец, в побуждающей речи нередко можно выявить отдельные эмоциональные средства изложения. Отсюда - задача оратора найти оптимальное соотношение соответствующих приемов, методов и средств в зависимости от вида и направленности выступления.

Исходя из того, что информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, оратор, прежде всего, должен обращать внимание на рациональный, логический аспект.

В практике социальной работы к информационной речи относятся следующие формы общение:

· отчет, как перед сотрудниками, так и руководством (например, о выполнении коллективом договорных услуг);

· научно-популярный доклад (например, о инновационных технологиях в социальной работе)

· лекция в рамках курсов повышения квалификации (например, о критериях качества услуг);

· сообщение о результатах научно-исследовательской работы в виде устного доклада перед коллективом специалистов (например, о достигнутых результатах в области социокультурной реабилитации пожилых людей, инвалидов).

Естественно, что при всех этих формах речи познавательный аспект здесь стоит на переднем плане. При этом рациональное изложение материала перед членами трудового коллектива требует от вас как докладчика следующего:

- стремитесь пользоваться логически безупречной аргументацией с доказательным воздействием на слушателей;

- подробно раскрывайте причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи;

- следите за последовательностью изложения своих мыслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: