1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Это важно: только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для ее решения. Данное правило обусловлено тем, что
рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная ЛИЧНОСТЬ.
2. Перед тем как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
3. Специалист должен помнить: в процессе консультирования перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Специалисты, в компетенцию которых входит психологическое консультирование, относятся к представителям помогающих профессий и, соответственно, их основная цель — помощь.
4. Консультант должен встретиться с клиентом в его а не своем мире. Поясним данную мысль. Объективной истины не существует. Весь мир — это, своего рода, гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства, Энштейн добавил четвертое — время как измерение; в современной теории суперсимметрии, уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерение (струн и суперструн); дискретные множества расходятся в бесконечность. В результате возникающей картины мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремится ограничить ее, приспособив для Понимания человеческим разумом, — извечное противоречие между субъективизмом,
называемым объективностью, и реально существующей Вселенной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желающей знать. Поэтому, цель консультанта — не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира клиента, а постижение данного мира во всем его многообразии.
|
|
Проблема определяется как проблема самого человека и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по ее решению. Если этого не произойдет, то консультант будет решать не проблемы клиента, а свои.
5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапеляционно-утвердительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности (а консультант, прежде всего, высококультурный человек, не так ли?). Кроме того, подобный тон может нарушитъ раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.
|
|
6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявленим защитной реакции в том случае, если консультант прав, или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба,
обращенная к консультанту, доказать его правоту).
Разделение личных и профессиональных отношений время в зарубежной психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления консультанта и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту. Исходя из кратковременности процесса консультирования, вступление в какие-либо отношения, кроме профессиональных, маловероятно, если не было предварительного знакомства. Что же касается оказания помощи родным и близким, то здесь единого мнения нет. Разумнее каждую подобную ситуацию рассматривать отдельно, но лучше перенаправлять клиента к другим специалистам, поскольку, как говорят, в своем отечестве пророка нет, и никогда не было.
У каждой медали всегда есть своя оборотная сторона. Следовательно, поскольку существуют факторы, способствующие успешности процесса консультирования, логично предположить и наличие факторов, снижающих результативность. И если вы сделали подобное предположение, то не ошиблись.