Основные правша ведения консультативного процесса

1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Это важно: только обладая полной информаци­ей о проблеме, консультант может дать правильные рекомен­дации для ее решения. Данное правило обусловлено тем, что

рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индиви­дуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная ЛИЧНОСТЬ.

2. Перед тем как исследовать способы решения пробле­мы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индиви­дуальные особенности клиента, систему ценностей и убеж­дений, социальные условия его жизни.

3. Специалист должен помнить: в процессе консультиро­вания перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиг­рать» клиента. Специалисты, в компетенцию которых вхо­дит психологическое консультирование, относятся к предста­вителям помогающих профессий и, соответственно, их ос­новная цель — помощь.

4. Консультант должен встретиться с клиентом в его а не своем мире. Поясним данную мысль. Объективной ис­тины не существует. Весь мир — это, своего рода, гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства, Энштейн добавил четвертое — время как измерение; в совре­менной теории суперсимметрии, уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерение (струн и суперструн); дискретные множества расходятся в бесконечность. В результате возни­кающей картины мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремится ограничить ее, приспособив для Понимания человеческим разумом, — извечное противоречие между субъективизмом,
называемым объективностью, и реально существующей Все­ленной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желаю­щей знать. Поэтому, цель консультанта — не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира кли­ента, а постижение данного мира во всем его многообразии.

Проблема определяется как проблема самого человека и, сле­довательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные реко­мендации по ее решению. Если этого не произойдет, то кон­сультант будет решать не проблемы клиента, а свои.

5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапеляционно-утвердительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности (а консультант, прежде всего, высококуль­турный человек, не так ли?). Кроме того, подобный тон может нарушитъ раппорт, вызвать негативные чувства в кли­енте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.

6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявленим защитной реакции в том случае, если консультант прав, или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба,
обращенная к консультанту, доказать его правоту).

Разделение личных и профессиональных отношений время в зарубежной психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления консультанта и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необхо­димо избегать, а если это произошло, процесс терапии пре­рвать, перенаправив клиента к другому специалисту. Исходя из кратковременности процесса консультирования, вступле­ние в какие-либо отношения, кроме профессиональных, ма­ловероятно, если не было предварительного знакомства. Что же касается оказания помощи родным и близким, то здесь единого мнения нет. Разумнее каждую подобную ситуацию рассматривать отдельно, но лучше перенаправлять клиента к другим специалистам, поскольку, как говорят, в своем оте­честве пророка нет, и никогда не было.

У каждой медали всегда есть своя оборотная сторона. Следовательно, поскольку существуют факторы, способству­ющие успешности процесса консультирования, логично пред­положить и наличие факторов, снижающих результативность. И если вы сделали подобное предположение, то не ошиб­лись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: