Второй и четвертый факторы относятся к разряду объективных.
Первый —личностный — определяется процессом взаимодействия двух субъектов общения и потому зависит от ряда переменных. К данным переменным относятся позиции каждого из субъектов общения в процессе взаимодействия и причины, данные позиции определяющие.
Первый субъект взаимодействия — клиент. Именно он инициирует начало данного процесса.
Консультант — второй субъект взаимодействия.
Выделяют три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии:
1. позиция «сверху» — авторитарная;
2. позиция «снизу» — либеральная;
3. позиция «на равных» — демократическая, или партнерская.
Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования).
Существует три основных способа решения проблемы:
1. дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели);
2. изменить цель (в процессе консультирования клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином («а я хочу другого»);
3. изменить отношение к цели («а мне это, на самом деле, и не надо»).
В некоторых ситуациях третий способ — изменение отношения к цели — может стать переходным моментом ко второму — изменение цели.
Если для определения сущности процесса консультирования использовать метафору и представить его в виде танца, то клиент приглашает на танец, а консультант ведет. Таким образом, танец будет тем успешней, чем меньше ошибок совершит ведущий.