Позиции клиента, приводящие к снижению результативности

Второй и четвертый факторы относятся к разряду объек­тивных.

Первый —личностный — определяется процессом взаимо­действия двух субъектов общения и потому зависит от ряда переменных. К данным переменным относятся позиции каж­дого из субъектов общения в процессе взаимодействия и при­чины, данные позиции определяющие.

Первый субъект взаимодействия — клиент. Именно он инициирует начало данного процесса.

Консультант — второй субъект взаимодействия.

Выделяют три позиции, которые может занимать консуль­тант в процессе сессии:

1. позиция «сверху» — авторитарная;

2. позиция «снизу» — либеральная;

3. позиция «на равных» — демократическая, или партнер­ская.

Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать пове­денческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования).

Существует три основных способа решения проблемы:

1. дать клиенту то, что он хочет (найти способ достиже­ния цели);

2. изменить цель (в процессе консультирования клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином («а я хочу другого»);

3. изменить отношение к цели («а мне это, на самом деле, и не надо»).

В некоторых ситуациях третий способ — изменение отно­шения к цели — может стать переходным моментом ко второ­му — изменение цели.

Если для определения сущности процесса консультирова­ния использовать метафору и представить его в виде танца, то клиент приглашает на танец, а консультант ведет. Таким образом, танец будет тем успешней, чем меньше ошибок со­вершит ведущий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: