В основе психологического консультирования, прежде всего, лежит добровольное общение двух свободных личностей — консультанта и клиента. Следовательно, наиболее существенными факторами, влияющими на низкую результативность консультирования, будут личностный, временной, пространственный, экономический.
I. Личностный фактор. «Без много может обойтись человек, но только не без человека» (Л. Берне). Но когда люди «не совпадают», когда мелодия их душ не звучат в унисон,
им не только можно, но и должно обходиться друг без друга.
II. Фактор времени. Клиент в силу объективных причин может не располагать достаточным количеством времени для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы центра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здоровья).
ІІІ. Пространственный фактор (удаленное место проживания клиента от консультации, смена места жительства).
IV. Экономический фактор. В том случае, если консультация, в которую обратился клиент, частая, а его финансовое положение оставляет желать лучшего, то отсутствие свободных денежных средств может стать реальным препятствием для решения существующих психологических проблем.
Таблица 4