Параметры | Вопросы |
Уровень ответственности за решение проблемы | — Кто виноват, по вашему мнению, в возникновении данной проблемы? (Варианты ответов: Я; он/она/они; мы оба) |
Вид деятельности | — Что именно вы готовы предпринять для решения проблемы? |
Усилия, которые готов предпринимать клиент для решения проблемы | — Как долго вы будете проявлять настойчивость? |
Интенсивность усилий со стороны клиента | — Как часто вы будете повторять свои усилия? |
Настойчивость в достижении в случае возникновения препятствий | — Что вы будете делать, если проблема не решиться так быстро, как вы ожидаете? — Как вы будете реагировать, если кто-либо или что-либо будут мешать достижению результата? |
На уровень мотивации влияют следующие факторы:
1. Личностные факторы. Согласно теории потребности достижения, для людей характерны два основных мотива достижения: достижение успеха — стремление испытать гордость или удовлетворение — и избежание неудачи — нежелание
испытать стыд, унижение или что-либо потерять. Поведение определяется равновесием данных мотивов. Для успешных людей характерны высокая мотивация к достижению успеха и низкая мотивация к избеганию неудач.
2. Ситуационные воздействия. Изменение ситуации может снизить мотивацию, изменить саму цель или повысить значимость цели, а значит, и мотивацию ее достижения.
3. Способ объяснения достижения / или не достижения успеха. Связано со способностью брать на себя ответственность за происходящее. Уровень мотивации и возможность
решения проблемы тем выше, чем больше клиент чувствует себя способным контролировать свою жизнь. (Кстати сказать, многие психологические проблемы связаны именно с чувством
утраты контроля над ситуацией: как только оно возвращается, все остальное, как правило, решается легко).
4. «Доведение победителя». Победы, извините за тавтологию, добивается победитель, т.е. тот, кто себя таковым; ощущает. Поведение достижения соотносится с когнитивными стратегиями, которые использует в своей жизни данный индивид.
Таким образом, специалисту при изучении личности клиента следует обратить внимание на уровень мотивированно-, ста клиента на решение проблемы; поведенческую стратегию (достижение или избегание); целевую ориентацию; то, чему он приписывает свои достижения.