Живопись рококо

К числу французских художников, работающих в стиле рококо по праву относят Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара.

Творческая манера Антуана Ватто (1684 – 1721) изыскана и насыщенна сложными эмоциями.

Сам Ватто вышел из простой среды, был сыном кровельщика. Он любил бытовой жанр, копировал полотна голландцев, очень много зарисовывал с натуры. Вместе с тем его влекло к декоративной живописи, театру – к Арлекинам, Коломбинам и Скарамушам итальянской комедии дель арте, которая во Франции была не менее популярна, чем у себя на родине. Сплав бытового, декоративного и театрального в интимных лирических фантазиях – в этом весь Ватто, но в этом также и характер рокайльного стиля.

В Париже Ватто познакомился с известным банкиром и коллекционером Пьером Кроза, который по достоинству оценил талант молодого живописца. В его доме часто устраивались так называемые «галантные празднества». Это были настоящие спектакли. Участники переодевались крестьянами или античными персонажами. Необходимой частью этих празднеств был изощренный любовный флирт. Тонкая система ухаживаний, намеков давала возможность испытать особые чувства – сильные, но не переходящие в страсть, яркие, но деликатные и утонченные.

Антуан Ватто, тонкий наблюдатель сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. Им посвящены такие полотна как: «Общество в парке», (1717 г.), «Затруднительное предложение» (1716 г), «Праздник любви» (1717 – 1719 гг.) Как много очарования в этих картинах! Это настоящие шедевры утонченной живописи, настоящий праздник для глаза, но такого, который любит нежные неяркие оттенки и сочетания. Ватто писал мельчайшими бисерными мазочками, ткал волшебную сеть с золотистыми, серебристыми и пепельными переливами. Истинное наслаждение погружаться в неё и рассматривать восхитительные детали композиций Ватто. Лессировки – тонкий слой прозрачной масляной краски, который наноситься на плотный слой живописи, - передают холодное мерцание шелковых нарядов, а энергичные удары кистью влажный блеск глаз или внезапно вспыхнувший румянец на лице героев, напоминающих живые фарфоровые фигурки. Ватто создает ощущение воздушной среды, и вся сцена превращается в видение, утонченную игру фантазии.

«Галантные сцены» были для Ватто прекрасным спектаклем, перенесенным в жизнь. Однако подлинные актеры интересовали его не меньше. Картина «Жиль» 1720 г. должна была использоваться как вывеска комедийной труппы. Главный персонаж произведения - Жиль, французский вариант Пьеро, - неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Перед ним зрители, позади актеры, но он совершенно одинок. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих легкого незамысловато веселья. И именно это Ватто, галантный, грациозный рокайльный мог высказать, - значит, он так чувствовал, ему уже тогда было знакомо ощущение пустоты. И что бы ни писал Ватто, оттенок печальной иронии есть во всем. Они очень милы, его инфантильные влюбленные, гуляющие в поэтических парках, но кажется, что они вот-вот растают, уплывут на несуществующий остров любви и, может быть они только пригрезились тоскующему воображению одинокого Жиля. Они эфемерны.

Творчество Ватто справедливо связывают с началом короткой, но очень яркой эпохи рококо. «Галантные сцены» стали популярным жанром, и у мастера появилось немало последователей. Однако даже самые даровитые из них не пошли дальше создания изящных и легкомысленных сценок; ни один не смог передать атмосферу сложной психологической игры, составляющей главную прелесть произведений Антуана Ватто.

Франсуа Буше (1703 – 1770) был одним из самых преуспевающих и модных художников, пользовавший особым покровительством мадам Помпадур и создавшим типический вариант придворного рококо – легковесного и манерного. Он писал пасторальные сцены с жеманными пастухами и пастушками, эротические сценки, пухленьких обнаженных прелестниц под видом Диан и Венер, писал и сельские пейзажи – какие-нибудь заброшенные мельницы и поэтические хижины, не лишенные интимной привлекательности, но все же больше похожие на театральные декорации. Буше любил пикантные детали, игривые двусмысленности. Приподнятый подол атласной юбочки у пастушки, приподнятая ножка у Дианы, пальчик, прижатый к устам и красноречивый, зовущий взгляд, символически целующиеся голубки – признаки рокайльной моды, которую культивировал Буше.

Нежные и светлые краски, характерные для живописи рококо, у Буше до того уж нежны, что в них чудиться нечто кондитерское – не живопись, а воздушное пирожное. Вместе с тем они очень изысканы: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые. Подобными утонченными красками он расписывал и произведения декоративно-прикладного искусства.

Наиболее известными картинами Буше являются: «Юпитер и Каллисто» 1774г., «Геркулес и Омфала» 1730 –е гг., «Купание Дианы» 1757 г. и др.

Стиль рококо просуществовал довольно недолго, уже творчество Оноре Фрагонара (1732 – 1806 гг.) нельзя всецело отнести к этому стилю. Он тоже часто обращался к «галантным сценам», но придавал им совсем другой смысл. Он был учеником и Буше и Шардена, который отвергал рокайльный стиль. Как и у Буше, у Фрагонара царит легкая эротика, всевозможные вариации той «игры в любовь», которую двор Людовика XV возвел в ранг великосветской моды. Юноша торопливо похищает поцелуй у прелестной девицы – «Поцелуй украдкой» 1780-е, другая красавица качается в парке на качелях, ветер раздувает её юбочки, а восхищенный поклонник любуется ею снизу – «Счастливые возможности качелей» 1769 г.. Однако в этих сценах у Фрагонара гораздо больше жизненности, чем у Буше: есть в них какая-то неподдельная резвость, юмор, живая наблюдательность, незаметно переводящие условный рокайльный жанр в план простого бытового жанра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: