· Понятие государственной гражданской службы.
· Виды государственной гражданской службы.
· Должности гражданской службы.
· Права и обязанности гражданского служащего.
· 4. Правовые основы деятельности субъектов Российской Федерацией.
· Полномочия Российской Федерацией.
· Система региональных органов власти.
· Региональные финансы и бюджет.
· 5. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
· Основной принцип разграничения полномочий между РФ
· и субъектами РФ.
· Вопросы исключительного ведения Российской Федерации.
· Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.
· Вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ.
· Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении
полномочий.
· 6. Правовые основы местного самоуправления
· Понятие и состав правовой базы местного самоуправления.
· Конституционные основы местного самоуправления.
· Федеральное законодательство.
· Региональное законодательство.
· Система муниципальных правовых актов.
|
|
· Устав муниципального образования.
· 7. Территориальная организация местного самоуправления
· Муниципальное образование - территориальное звено местного самоуправления.
· Принципы и практика территориальной организации местного самоуправления.
· Реформирование территориальной организации местного самоуправления.
· 8. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
· Основные определения и принципы.
· Вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления.
· Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
· 9. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
· Формы участия граждан в местном самоуправлении.
· Местный референдум.
· Муниципальные выборы.
· Голосование населения.
· Сходы граждан.
· Опросы населения.
· Собрания (конференции) граждан.
· Публичные слушания.
· Правотворческая инициатива граждан.
· Обращения граждан. Мирные массовые акции населения.
· 10. Территориальное общественное самоуправление (ТОС)
· Основы ТОС.
· Система организации ТОС.
· Финансовые ресурсы ТОС.
· 11. Организационные основы местного самоуправления
· Органы и должностные лица местного самоуправления.
· Классификация органов местного самоуправления.
· Зарубежный и отечественный опыт организации муниципальной власти.
· Модели организации местной власти по Федеральному закону 2003 года.
· Глава муниципального образования
· 12. Муниципальная служба
· Понятия муниципальной службы и муниципального служащего.
· Правовая регламентация муниципальной службы.
|
|
· Прохождение муниципальной службы.
· Обязанности муниципального служащего и ограничения, связанные с муниципальной службой.
· Права и социальные гарантии муниципальных служащих.
· 13. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления
· Экономическая основа местного самоуправления.
· Состав и использование муниципального имущества.
· Местные бюджеты.
· Доходы и расходы местных бюджетов.
· Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
· Межмуниципальное сотрудничество
· Союзы и ассоциации муниципальных образований.
· Мировой опыт.
· Союзы и ассоциации муниципальных образований в России.
· Международные связи муниципальных образований.
3. Методические указания и необходимые требования к содержанию контрольной работы
3.1. Методические указания к выбору темы, по содержанию и определению общей структуры контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» представляет собой в основном текстовое изложение выбранной темы, возможно иллюстрированное теми или иными схемами, таблицами, графиками, фактическим материалом, приложениями.
В методических указаниях приводится 14 вариантов контрольных заданий, каждый из которых содержит вопросы, ответы на которые позволят судить о подготовленности студента в основных вопросах изучаемой дисциплины и умении разбираться в системе управления, экономике и политике не только нашей страны, но и зарубежных стран.
Номер варианта соответствует начальной букве фамилии студента:
№ варианта | ||||||||||||||
АБ | ВГ | ДЕ | ЖЗИ | К | ЛМ | НО | ПР | СТ | УФ | ХЦ | ЧШ | ЩЭ | ЮЯ |
Студентам рекомендуется максимально иллюстрировать ответы на вопросы конкретными примерами, в зависимости от характера работы.
Ответы на вопросы должны быть исчерпывающими и лаконичными, сопровождаться примерами, ссылками на источник информации
Ориентировочный объем контрольной работы составляет15-20 страниц основного печатного текста, не считая приложений, списка источников и литературы, примечаний, титульного и других листов, связанных с оформлением (приложение 4).
3.2. Структуризация контрольной работы
Главная польза и ценность контрольной работы состоит в том, что при ее написании студент не ограничен в глубине и формах своих творческих изысканий, в своей критике и рекомендациях по рассматриваемой теме. Напротив уровень творческой активности, самостоятельности, оригинальности выполнения контрольной работы является свидетельством зрелости студента, его высоких потенциальных возможностей. Требования к форме и структуре контрольной работы для всех студентов едины. В общем и целом контрольная работа должна состоять из следующих частей:
Основными элементами контрольной работы являются:
· титульный лист (приложение 1);
· содержание (приложение 2);
· введение;
· главы и параграфы основной части;
· заключение;
· список использованных источников и литературы (приложение 4);
· приложения.
В состав научно-справочного аппарата могут также входить список сокращений, глоссарий ключевых слов, которые должны быть сформулированы в приложении 1, если они представлены в контрольной работе (работе) (образец оформления списка сокращений указан в приложение 3).
Контрольная работа должна быть написана ясным языком и в четкой логической последовательности согласно предоставленному содержанию. Следует избегать повторений, противоречий между отдельными положениями, рассматриваемыми в работе. Допускается использование студентами в работе положений, выдержек и материалов из учебников, монографий, научных статей.
При наличии такого материала в тексте контрольной работы должны быть кавычки, сноски, оговорки с указанием литературного первоисточника. То же самое касается различного цифрового, статистического материала. Упоминание любой цифры, любого факта должно быть снабжено соответствующей ссылкой. Отсутствие ссылок при наличии упомянутого материала является грубой ошибкой и влечет за собой снижение общей оценки за выполнение контрольной работы.
|
|
Заимствование материала из литературных источников обязательно должно сопровождаться собственными комментариями автора по поводу тех или иных положений принципов, закономерностей. Иначе говоря, использование материала учебно-научной литературы не возобновляется, но должно иметь творческую окраску автора, печать его самостоятельного осмысления тех или иных проблем.
Что касается введения и заключения, то их объемы могут быть так же примерно одинаковыми (1-2 стр.). Во введении студенту следует обосновать актуальность выбранной темы, раскрыть ее значение, указать объект и предмет, цели и задачи которые ставит перед собой автор.
Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование...», «совершенствование (развитие)...», «проектирование (разработка)...», «анализ (оценка)...», «повышение (снижение)...», «улучшение...» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например: «анализ и совершенствование...», «проектирование и оценка...».
Целевой блок идеи контрольной тработы, т.е. формулировка цели корреспондируется с названием всего исследования исходя из его предмета.
При этом необходимо понимать, что перечисление задач имплицитно (т.е. логично подразумевает) задает план и внутреннюю логику текста всей работы.
В качестве объекта исследования при написании работы по дисциплине «Система государственного и муниципального управление» могут выступать:
Социально-экономические системы (в т.ч. территориальные) различных иерархических уровней.
§ территориальное или муниципальное хозяйство в городах, регионах и т. д., включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, учреждения культуры и отдыха и т. п.;
|
|
§ органы государственного и муниципального управления;
§ комплекс предприятий, отдельное государственное или муниципальное предприятие;
§ сфера деятельности изучаемого объекта исследования.
В качестве предмета исследования могут выступать:
· структура (организационная, производственная, инфраструктура и т. д.);
· функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);
· процесс (труд, управление и т. д.);
· характеристика (численность, эффективность и т. д.)и др.
Так же, как и цель (задачи) работы, предмет исследования может быть комплексным: «структура функций», «характеристика структуры» и т. д.
Одновременно, надо иметь ввиду, что объект (научного исследования) – это избранный элемент управленческой реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей действительная (например, территориальная социально-экономическая система любого иерархического уровня или явление, группа явлений происходящих в ней), объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.
Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среды, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Объект и предмет исследовании как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.
В заключении обобщаются выводы и рекомендации, которые автор приводил ранее в тексте, а так же высказываются новые. Именно в заключении студент должен подчеркнуть, хотя бы скромную, значимость и оригинальность выполненной им работы.
Контрольная работа заканчивается списком использованной литературы. В список следует включать только ту литературу, которая непосредственно изучалась студентом и на которую имеются ссылки в контрольной работе.
3.3. Подбор материала по теме и его использование
Основные информационные, в том числе литературные, источники приведены в соответствующем разделе методических рекомендаций. Однако, много информации - различной литературы, публицистических и иных материалов в периодической печати, в той или иной мере освещающих многообразные аспекты управленческого решения. Поэтому студент должен самостоятельно найти дополнительные источники за счет целевого поиска по теме, в т.ч. и в смежных науках. Изучив исходные материалы и сделав из них необходимые выборки (выписки, ксерокопии, распечатки и т. п.), студент должен составить план (структуру) работы с учетом требований рабочей программы дисциплины «Управление социально-экономическими системами», данных методических рекомендаций и специфики конкретной темы. На основе согласованного с преподавателем плана (структуры) работы студент приступает к выполнению контрольной работы.
4. Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Зотов, В. Б. Система муниципального управления: учебник / В. Б. Зотов. – СПб.: Питер, 2007.
2. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р. Т. Мухаев. – М.: РДЛ, 2006.
3. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления: учебник / О. М. Рой. – СПб.: Питер, 2007.
4. Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2005.
5. Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Норма, 2008.
6. Харченко, В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е. Харченко. – М.: КноРус, 2009.
Дополнительная:
1. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2006.
2. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2009.
3. Грицюк, Т. В. Система государственного и муниципального управления: учебник / Т. В. Грицюк. – М.: РусДелЛит, 2006.
4. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учеб. пособие / В. Г. Игнатов. – М.: МарТ, 2005.
5. Кнорринг, В. И. Основы государственного и муниципального управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М.: Экзамен, 2005.
6. Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика: учеб. пособие / В. В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2006.
7. Овсянко, Д. М. Система государственного и муниципального управления: учебник / Д. М. Овсянко. – М.: Проспект, 2006.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Институт региональной экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления