Тема 3. Культура. Многообразие и взаимодействие культур

1. Развитие представлений о культуре в истории философии.

2. Основные черты современной культурологии. Религия о культуре. Основные функции культуры. Понятие кризиса культуры.

3. Исторические типы культуры. Проблема преемственности и взаимодействия культур.

Методические рекомендации:

1. Самые общие представления человека о культуре как результатах человеческого труда, способах деятельности, формах общения и поведения людей, нравственных нормах, знаниях, эстетических вкусах и так далее – свидетельствуют о чрезвычайно сложном явлении в общественной жизни. В сущности человека нет такой стороны, которая не нашла бы преломления в понятии культуры. Этим и обусловлен устойчивый интерес к данной проблеме, отраженный в истории философии.

Сложность и многогранность проблемы порождает множество вариантов её решения. Поэтому начать рассмотрение темы полезно с общего обзора историко-философского развития представлений о культуре. Конечно, само понятие «культура» в философский обиход вошло сравнительно недавно, но развитие человека и общества, что и составляет содержание культуры, всегда было в центре внимания философии. Каждая историческая эпоха имела своё философское «лицо», предлагала человечеству свои представления о том, каким должен быть человек, как может и должен он быть связан с обществом.

Расскажите об особенностях исследования культуры в Античности, эпоху Возрождения, Просвещения. В чем видели противоречия культурного развития человечества мыслители эпохи Просвещения? Согласны ли вы с утверждением, что культурное развитие человека и общества обусловлено развитием человеческого разума?

XIX и XX века принесли человечеству серьезные испытания, связанные, в частности, с развитием науки и техники. Проблемы нравственности, экологии приобрели новые оттенки. В свете происходящего стала казаться ошибочной идея «линейного развития культур». Получила распространение теория «культурных кругов», «локальных цивилизаций». Сравните их между собой, укажите особенности этих подходов. Можно ли согласиться с утверждением, что «линейное развитие» и «культурные круги» исключают друг друга?

Объясните, почему появилось неверие в культурные возможности науки и техники; почему стало возможным утверждение о «природной антикультурности человека»? Устно сравните понятия культуры и цивилизации. Часто их отождествляют. Иногда рассматривают как пртивоположные по значению характеристики общества: цивилизация вытесняет культуру. Существует мнение о том, что понятие культуры «ориентировано» на характеристику личностного развития человека, понятие цивилизации – на характеристику уровня и характера развития общества в целом.

2.Начать обсуждение вопроса целесообразно с разграничения светской и религиозной культурологии, которое обусловлено изначальной противоположностью в понимании источника культуры. Бесконечное множество нерелигиозных культурологических исследований сходится в убеждении, что человек выступает источником и носителем культуры.

Специфика религиозного понимания культуры состоит в том, что источником её признается Бог, который воплощает в человеке свой «образ» и таким образом определяет культурное развитие человечества. Покажите, что осуществляя свое «культурное строительство», человек осуществляет божественный замысел, становится «подобием Бога».

Охарактеризовать основные черты современной культурологии – означает показать основные подходы к построению теории культуры. Надо показать возможные варианты определения культуры: выделить важнейшие культурообразующи признаки, обозначить основные критерии и принципы выделения культуры как феномена.

Как вы понимаете выражение «Культура есть мера развития человека как существа социального»?

Говоря о функции культуры, о самоосуществлении творческой личности, о саморазвитии общества, важно охарактеризовать такие понятия как «явление культуры», «памятник культуры», «культурные ценности» и т.д.

В современной культурологии особое место занимает проблема кризиса культуры. Часто говорят о кризисе культуры в современной России. Следует ли в данном случае понимать кризис как тяжелое переходное состояние культуры или это – проявление упадка, крушения отечественной культуры?

3. Вопрос очень сложный и объёмный. Отвечать на него можно опираясь на ваши знания курса «История и теория мировой и отечественной культуры». Ответы могут быть даны в разных вариантах – в зависимости от того, какую культурологическую концепцию можно положить за основу. Традиционно принято рассматривать культуры Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современности. Кроме того, важно выделить специфику культуры Востока, её взаимодействие с культурой Запада.

Избрав принцип периодизации культуры, укажите основные отличительные черты возможных типов культур, сравните их между собой.

Важнейшим в современной культурологии можно считать вопрос о преемственности и взаимосвязи культур. Действительно, история общества богата человеческими творениями, имеющими значение культурных. Но люди не одинаково относятся к ним. Некоторые из них забываются, о некоторых – помнят, некоторым – поклоняются, иными руководствуются в жизни и т.д.

Как вы считаете, что лежит в основе этого многообразия в отношении к прошлому? Какие культурные ценности и по каким причинам воссоздаются из поколения в поколение? Отвечая на эти вопросы, определите такие понятия, как «традиция», «ценностные ориентации», расскажите о том, что представляет собой духовная жизнь личности и общества.

Однако, культурные связи существуют не только между эпохами и поколениями, но и между народами. Так, история нашей страны дает тому много примеров, в частности, принятие христианства – взаимодействие с культурой Византии; реформы Петра I – взаимодействие с культурой Европы. Следует обсудить само явление такого взаимодействия. Как вы считаете, способствует оно обогащению заимствующей культуры или – нет? Вспомните, в чем состояли разногласия между западниками и славянофилами.

Особый вопрос составляет взаимодействие культур Запада и Востока. К рассмотрению его следует подойти исторически: от противостояния к взаимодействию, взаимопроникновению.

А в качестве вывода составьте прогноз перспективного развития культуры человека.

Понятия для усвоения: культура, этика, эстетика, мораль, нравственность, общечеловеческое в культуре, цивилизация, кризис культуры, культурные ценности, ценностные ориентации, традиции.

Тема 4. Природа человека и смысл его существования.

План:

1. Проблема человека в истории философии, науки и религии.

2. Философия и религия о сущности человеческой жизни и её смысле.

Методические рекомендации:

1. Ответ на вопрос следует начать с разделения возможных подходов к теме: философский, религиозный, научный. Основываясь на уже известном материале (философская, научная, религиозная картины мира), определите особенности каждой из них; возможно подробнее обсудите их содержание. Рассказывая о философских представлениях Античности вспомните, как тесно связал себя человек с природой в мифе, какие доводы приводили философы в пользу понимания человека как «существа общественного», имеющего свои корни в природе, но способного к восприятию нравственных ценностей.

Постарайтесь проследить изменения в понимании человека в процессе исторического развития философии. Важное место в обсуждении следует отвести проблеме происхождения человека.

Опираясь на основные идеи Ч.Дарвина, покажите, что человек является результатом длительной эволюции органических форм. Сравните человека с высшими животными; что в них сходно, что различно? Подумайте, способно ли социальное в человеке подавить (ограничить) биологическое?

Наряду с философскими и научными существуют и религиозные представления о человеке. Важно обратить внимание на то, что в религии не существует однозначного ответа на вопрос «Что есть человек?», что разные религии по разному трактуют его, предлагают разные решения и ответы. Вспомните, каково понимание человека в ранних религиозных представлениях. Обсудите вопрос о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою», о том, какое восприятие истории общества и самого человека следует из идеи сотворения.

2. Определение природы человека, т.е. его сущности – очень сложная задача. История философии предлагает множество вариантов ответов. Мыслители всегда указывали на сложность определения природы человека по причине его многомерности, множественности его свойств. Какое из этих свойств может быть принято как определяющее сущность человека? Сравните «биологизаторское» толкование природы человека и понимание его как «совокупности общественных отношений». В какой степени эти подходы противоречат друг другу? Дополняют друг друга?

Православное представление о сущности человека связано с учением о сотворении мира. Природа – это качественная характеристика, это те свойства, которые выделяют человека из всего многообразия мира. Современные православные авторы утверждают, что человек не тождественен своей природе. Как вы могли бы связать это утверждение с ветхозаветной историей о сотворении человека? Нужно обратить внимание на следующие фразы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию своему» и «создал Бог по образу своему». Во второй фразе утрачено слово «подобие». Теологи утверждают, что слова «образ» и «подобие» не синонимы, обозначают разные реальности. Исходя из особенностей понимания этих понятий, разберите православное понимание смысла жизни человека.

Разбирая философские подходы к определению смысла жизни, остановитесь, в частности, на этической стороне смысла гедонизма, объединяющего учения о наслаждении как высшем благе и критерии человеческого поведения.

Обсуждая эти важные мировоззренческие вопросы, не забывайте соотносить теоретические взгляды и обыденное сознание, представления науки и отдельного человека, учение о должном и сущем, о смысле жизни и счастье человека.

Тема 5. Личность. Проблема свободы и ответственности.

План:

1. Понятие личности. Понятие самосознания.

2. Роль личности в истории. Выдающиеся личности. Идея сверхчеловека.

3. Проблема свободы и ответственности личности в философии и христианской антропологии.

Методические рекомендации:

1. В теме «Природа человека и смысл его существования» обсуждался вопрос о единстве в человеке двух начал: биологического и социального. При этом многие биологические проявления человека опосредованы обществом, как бы контролируются целой системой социальных установлений. В современной литературе существует мнение, что понятие «личность» применимо исключительно к характеристике степени социальности человека, уровня его индивидуального развития в рамках общества, которое предъявляет к человеку определенные требования и предписывает определенные правила поведения. Общество обращается ко всем людям с одинаковыми правилами (законами) поведения, но мы знаем, что личности различны; они неодинаково усваивают школьную (или вузовскую) программу, у них разные представления о красоте, добре и т.д. Найдите объяснение этому. Покажите, в каких отношениях находятся индивидуальность и социальность.

В своем развитии человек становится личностью, осознавая себя как «Я», а всех окружающих – как «не – Я», - по мере развития самосознания. Покажите, какие обстоятельства, отношения, условия и т.д. способствуют личностному развитию человека, влияют на особенности его самосознания, тип темперамента, опыт общения, набор социальных ролей, которые он играет и т.д. Особое внимание обратите при этом на соотношение внешних и внутренних факторов, субъективного и объективного. Например, Н.Бердяев считал, что истинно личностное всегда противится всякой объективности, детерминации извне, что «личность определяет себя изнутри, вне всякой объективности, и только определяемость изнутри, из свободы и есть личность. Все определяемое извне… есть не личное, а безличное в человеке». Надо раскрыть смысл этого высказывания. Не находите ли в нем противоречия утверждению, что становление личности и есть процесс социализации? Сравните представления о личности в учении З.Фрейда, в экзистенциализме, марксизме.

2. Понимание личности как субъекта общественных отношений предполагает, что она способна активно воздействовать на общество, участвовать во всех видах его бытия. Покажите, что личность выступает в качестве субъекта науки, политики, искусства и т.д. Определите, существуют ли пределы личностных возможностей в плане воздействия на жизнь общества: активизировать, тормозить, изменять и т.д. В связи с этим вопросом находится понятие великой личности. Какие, на ваш взгляд, существуют критерии для выделения великой личности из массы людей? Как вы себе представляете проблему взаимозаменяемости личностей (в политике, искусстве и т.д.)?

Важно обратиться к понятию сверхчеловека. Как оно соотносится с понятием великой личности, выдающейся личности в плане исторического значения её деятельности, в плане нравственного значения её поступков?

3.Важно определить понятие свободы: свобода как состояние внутреннего мира человека, как условие и направление его деятельности? Существует ли безграничная свобода деятельности? Как отличается свобода деятельности от произвола?

Как вы понимаете выражение «свободный труд»? Можно ли утверждать, что возможность осуществления свободного труда есть возможность и условие реализации человеческой сущности?

Если исходить из положения, что свобода – прежде всего личное чувство, означающее склонность, потребность личности самостоятельно сделать выбор в конкретной ситуации, поступить так или иначе, - возникает проблема ответственности за принятое решение, совершенный поступок и т.д. Можно ли считать, что свободный выбор (как в экзистенциализме) делает человека морально ответственным только перед самим собой (своей совестью)? Действительно, что важнее и ответственнее: суд других людей или суд своей совести?

Человек делает свой выбор не только согласуясь со своим внутренним миром, идеалами и интересами, но и с учетом объективной необходимости. Как вы считаете можно ли в этом случае говорить о свободе личности? Как можно связать проблему выбора и проблему личности как субъекта истории?

Покажите особенности христианского понимания свободы выбора, личной ответственности человека в соответствии с идеей сотворения, грехопадения.

Понятия для усвоения: человек,личность, индивид, индивидуальность, антропогенез, антропосоциогенез, самосознание, эволюция, выдающаяся личность, волюнтаризм, свобода и ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: