Структура и динамика конфликтов

Конфликтная ситуация – это объективная ситуация, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. Это противоречие в течение определённого времени может не осознаваться участниками взаимодействия.

Инцидент – ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.

Взаимодействие этих двух факторов приводит к конфликту.

Структура конфликтной ситуации:

1. Стороны конфликта

2. Объект конфликта

Стороны конфликта имеют внутреннюю и внешнюю позиции. Внешняя позиция: мотив участия в конфликте, который открыто предъявляется стороной оппонентам. Внутренняя позиция: истинные интересы, мотивы, ценности конфликтующей стороны. Внутренняя позиция иногда бывает неосознаваемой для сторон конфликта.

Конфликт становится психологической реальностью с момента возникновения инцедента, который бывает открытым или скрытым.

Ключ к решению проблемы конфликта состоит в том, чтобы решить 2 основные задачи:

1. Определить причину конфликта.

2. Применить соответствующую технику решения конфликтных проблем:

- метод творческой визуализации (используется для анализа причин)

- метод мозгового штурма (поиск альтернатив)

- техника волевого мышления (контроль над реализацией принятых решений)

Разрешение конфликта:

1. Рассмотрение конфликтов и определение их

2. Рассмотрение причин конфликтов, заострение внимания на источнике напряжения. Поиск скрытых причин конфликта, изучение взаимоотношений сторон до конфликта.

3. Решение проблемы

Техники решения конфликта:

1. Охлаждение эмоций – подавление отрицательных переживаний у себя и окружающих. Появляется возможность использовать разум и интуицию для формулировки и принятия решений для обеих сторон конфликта.

2. Принципиальные переговоры.

А) позиция поддакивания

Б) позиция жестокости

В) переговоры по существу – решение конфликта исходя из сути дела: анализ того, что привело к конфликту. Стремление к нахождению взаимной выгоды. Если интересы не совпадают, данная техника не подходит.

При решении конфликта необходимо учитывать:

1. Люди обладают эмоциями, поэтому необходимо разграничивать суть проблемы и эмоции

2. Преодоление недостатков – необходимо сосредоточиться на интересах сторон, а не на позициях.

3. Трудности возникают, если решение принимается под давлением

4. Согласие не должно зависеть от категорической воли одной из сторон.

5. Необходимо настаивать на объективных критериях своей позиции

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

* соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

* приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

* компромисс;

* избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

* сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: